Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели и задачи биологического образования в общеобразовательной школе.
Цели образования, представленные в определенной иерархии, позволяют конкретизировать этапы и средства достижения заданного результата. Образование учитывает как социальные цели, так и цели личности. Соц.цели определяются разумным стремлением общества к обеспечению условий своего развития. Личностные цели учитывают индивидуальную способность учащихся, их интересы, потребности в образовании и самообразовании. Формирование целей биообраз.зависит от системы ценностей, определяющ.след.параметрами: 1. уровень биол.образованности учащихся, т.е. те ЗУН, которые способствуют включению человека в обществ.деятельность или професс.образование. 2. уровень воспитанности учащихся, объединяющий систему взглядов, убеждений и отношений к окружающему миру 3. уровень развития личности ученика(интеллект. и физич-й) Классификация целей: 1. обучающие направлены на ЗУН); 2. развивающие интеллект.развитие личности (сравнение, анализ, обобщение) 3. воспитательные – формирование мировоззрения (отношений, убеждений, взглядов. В обучающие цели при формулировании формирования у учащихся знаний следует учитывать: - знания о внешнем и внутреннем строении организма - знания о жизнедеятельности организма, о размножении, индивидуальном и филогенетическом развитии во взаимосвязи со средой обитания - знание о многообразии живых организмов и их значение в природе и жизни человека Воспитательные цели формируются с применением: -развития отношений -реализация элементов гигиенического воспитания или экологического -содействие формированию научного мировоззрения Содействие интеллект.развитию школьников на основе формирования интеллектуальных умений. Цели достигаются решением конкретных задач. От того, как сформулирована цель, будет зависеть содержание. Задачи БО (Б.Д.Комиссаров): 1. мировоззренческие (синтез философских идей о сущности бытия, целостности познания, практики и теории и т.д.; развитие эстетических, этических, правовых норм, идеалов и правил); 2. методологические задачи (знакомство учащихся с научными методами /наблюдение, сравнение, анализ и пр./ и принципами /историзма, причинности, системности/ познания; 3. теоретические /изучение логической структуры важнейших биологических и других междисциплинарных теорий/; 4. практические (выработка системы умений и навыков, необходимых для прикладных областей биологии). Задачи: воспитывающие, развивающие, обучающие
Содержание биологического образования в общеобразовательной школе. Главное содержание общего биологического образ составляют основы научных знаний о живой материи и их прикладные области. Нынешняя СБО заключается в последовательном изучении разделов: «Природоведение 5 кл, пропедопевтич. курс»; «Растения. Водоросли. Грибы. Лишайники»6 кл 1ч/нед; «Животные»7кл 2ч/нед; «Человек и его здоровье» 8 кл 2 ч/нед; «основы общей биологии» 9кл 2ч/нед, «Общая биология» 10-11 кл 1ч/нед, 3 /нед -профильн. Структура и состав содержания биологического образования. Структуру и содержание БО определяют: ГОСы; тенденции; социальный запрос; уровень развития науки; принципы и закономерности построения содержания; возрастные особенности школьников. Теоретические предпосылки формирования содержания образования – дидактические закономерности: 1)функциональная зависимость содержания от целей образования; 2) единство содержательной и процессуальной сторон БО. Содержание: Знаниевый: знания: теория, законы, закономерности, принципы, понятия, научные факты Деятельностный: виды деятельности: предметн.умения, интеллект.умения, анализ, сравнение, общеучебные, практические Нормативно-ценностный: ценности: природа, как ресурсная, познавательная ценность, этническая, жизнь –здоровье, биоразнообразие, как ценность и усл.сущест-е биосф. Нормы-экологич, гигиенич. Ведущие идеи: об уровневой организации живого, о системной организации живой природы (любая живая сист. Рассм. Как открытая, саморегул и самовоспроизв.)
|