Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория развития биологических понятий в шк. курсе биологии. Способы, этапы и условия формир. и развития в процессе о.б в общеобразовательной школе
Понятие-мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существующие связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков. С точки зрения логики – понятие - мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений. Включает содержание и объем. Содержание – совокупность отраженных в нем признаков, предметов. Объем понятия – множество элементов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия. По объему различают частные и общие. Психолого-физиологические основы развития понятия: 1эт. Чувственное ощущение предмета и явления 2эт. Восприятие, которое отражает предмет или явление со многих сторон. Обобщенное восприятие становится представлением. Обобщенное представление формируется в понятие. С точки зрения педагогики – понятие – некоторый концентрат знаний, итог познания на некотором этапе и исходный пункт, это средство дальнейшего познания. С точки зрения методики – понятие – единица содержания биологического образования. Подходы к развитию биопонятий: 1. индуктивный – учитель характеризует предмет, знакомит школьников с признаками, а потом дает определение понятия 2. дедуктивный - из общего положения формируется понятие частного порядка. Чаще исп.в старших классах, он предполагает формирование понятий с научного определения понятий, а потом конкретизирует. Способы формирования понятия д.определяться в зависимости от: содержания самого понятия, подготовленности восприятию, уровня познавательных способностей, материальной базы кабинета биологии. Этапы формирования понятий: 1) Включение понятия – происходит чувственно-конкретное восприятие предмета или явления, оно целенаправленно 2) Выявление существующих общих признаков класса наблюдаемых объектов 3) Абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных свойств и признаков объекта с преднамеренным усилением внимания к изучению свойства, важного для данного исследования. 4) Определение понятий – формулировка понятий 5) Установление связи данного понятия с др.биопонятиями 6) Применение понятий в решении задач 7) Классификация понятий – обобщить знания о связи и отношениях групп уже сформированных понятий. Ошибки в усвоении понятий: выделение несущественных признаков понятия, неполное знание существенных признаков понятия, учащиеся оперируют термином, но дать определение не могут, плохо понимают связи между понятиями, не умеют классифицировать понятия. Классификация понятий: По степени сложности – простые/сложные По степени обобщенности – локальные (специальные)/ общебиологические По специфике содержания - морфол, анатом, физиол, эколог, эволюц. Понятие является основной единицей содержания биологического образования, результатом усвоения понятийного компонента содержания является сформированность у учащихся биопонятий. Основной критерий эффективности биообраз.является СФОРМИРОВАННОСТЬ БИОПОНЯТИЙ. Показатель сформированности понятий – прочность усвоения, системность понятий, глубина понятий.
|