Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование умений при обучении биологии. Методические приемы развития умственной деятельности. Критерии усвоения умений.
Умение – элемент содержания биолог.образ. Совокупн.умений-деят.комп.содержания. Умение-способ деятельности. Передача соц.опыта и культуры, накопленные предшеств-ми поколениями перед-ся не только путем усвоения опред-ой сист-мы знаний, но и путем овладения способ-ми деятельности. Деят-ть вопл-ся в ум-х и нав-х. Практ.способ освоения мира. Умение – это фиксир-е в личном опыте ученика общественно заданные способы деятельности. Умения могут переходить в навыки. Навык-проявл-ся автоматизир-е явление. Также навыки рассм-ся как точная, без ошибочно выполняемая деят., кот.в силу многокр.повтор-я стан-ся автоматизир-ой. Классифик.умений (см. пред вопрос, хотя это тут не надо) Формир-е ум -процесс длит, сложн и при условиях: 1. ум. формир-ся на основе знаний. Разные ист.знаний. 2. Ум.формир. в рез-те многокр. повтор-я операции или приемов в след-ей логич-ой послдед.: а) знакомство с ум б) формир. правила (алг.действий) в) практ. овлад. действ., нач. формир. навыка, г) систем-е упражн., перенос в новую ситуацию, д) выраб. навыка. 3. многокр. повт. Уже усвоенного ум-ния должно быть равном-но распред. по учеб-му предмету. 4. умение должны логич. включаться в уч. процесс, стимулир. позн. деят. шк от исполнит-ой к поисково-творч. Критерии: правильность, время затр., знать обл.примен., знать содерж. и посл. деят., может польз-ся ум в люб.сит. Коэф. усв. ум.: н-число усв. операций. Н-число всех опер. в составе умений. Коэф.=н\Н.100%.если меньше 70%, то неудовл. 9. Теория методов обучения биологии. Понятие «метод обучения биологии». Классификация методов обучения (сравнительный анализ классификаций разных авторов). Методические приемы и их применение в процессе обучения биологии. Метод (греч. способ, путь) – совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Так как обучение – процесс двусторонний (взаимосвязь действий обучаемого и обучающего), то методы обучения отражают взаимосвязь преподавания и учения. Классификация методов обучения Единой классификации нет. Б.Е. Райков: бинарная классификация – исходя из источников знаний и деятельности учащихся по приобретению этих знаний: 1. словесные методы (словесно утверждающие и словесно открывающие) 2. наглядные (изображение)(наглядно утверждающие и наглядно открывающие) 3. моторные (практические)(моторно утверждающие и моторно открывающие) Б.В. Всесвяцкий и Тетюрев: 1. методы изложения нового материала 2. методы самостоятельной работы учащихся Зверев: бинарная классификация – по источнику знаний (внешняя сторона метода) (словесные, наглядные, практические методы) и по психологической сущности метода (внутренняя сторона) (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский). Верзилин: метод обучения – способ передачи знаний учителем и способ усвоения их учащимися. Критерии: источник знаний, характер деятельности учителя и учащихся. Группы методов: словесные (источник знаний – слово), наглядные (изображение), практические (практическая деятельность учащихся). Словесные методы 1. Монологические: «+» можно точно, доступно, в определенной последовательности донести материал; «-» при долгом монологе ученики утомляются и отвлекаются 2. Диалогические: «+» строится эвристически, активизируется обучение; «-»ученики привыкают отвечать кратко, не развивается речь 3. Игровые: «+» возможность провести урок в интересной и увлекательной форме; «-» при частом использовании ученики не понимают логику содержания темы Виды словесных методов: -Рассказ (при изучении явлений природы, биографий, истории научных открытий) -Объяснение (четкое изложение учебного материала на основе анализа фактов и доказательств с формулировкой выводов) -Беседа (объяснительно-иллюстративная- на вопросы учителя учащиеся дают воспроизводящие ответы, поисковая – учитель ведет учащихся от конкретных фактов к раскрытию причинных связей и обобщениям) -Школьная лекция (в старших классах - общая биология, изучение мировоззренческих вопросов, при изложении материала большой емкости со сложными логическими построениями, когда материала нет в учебнике – не более 20 мин.) Наглядные методы 1. Демонстрация опытов (перед демонстрацией учитель доносит до учащихся цели и условия проведения опыта; наблюдение за опытом – самостоятельная работа учащихся + координация учителя; формулировка выводов учащимися; раскрытие сущности явлений, показываемых в опыте при помощи учителя; зарисовка схем, запись выводов) 2. Демонстрация натуральных объектов или изобразительных средств 3. Рисунок учителя на доске (когда нужно отразить сущность объектов или явлений) Практические методы 1. Распознавание и определение объектов 2. Наблюдение с последующей регистрацией явления 3. Постановка эксперимента 4. Самонаблюдение (в биологии человека) Методические приемы по Верзилину и Корсунской: элементы метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения. Обладают компенсаторносью (1 и тот же метод можно применять с различными приемами). 1. логические (способствуют развитию мыслит-ной деятельности и познавательной активности учащихся (вопросы, постановка проблемы, сравнение, обобщение), 2. организационные (с их помощью направляют внимание учащихся. При использовании словесных методов - запись у доски, ответ у доски; наглядных – демонстрация объекта или опыта со стола учителя или по рядам; практических – групповая или индивидуальная работа), 3. технические (использование различного оборудования. для наглядных методов: прикрепление рисунков и схем на магнитной доске, для словесных – запись на доске, проекция на экран, для практических – инструктивные карточки, ход лабораторной в учебнике). Выбор методов об.биол.: Ведущую роль играет содерж. учебного предм. и цели. На уроках по изуч. морф. и анат. понятий вед. роль заним.: 1место- практические методы, затем наглядные и словесные. При формировании физиол., цитологических, генетических понятий: 1.наглядные 2.словесные 3.практич. При формировании эволюционных понятий: 1.словесные, затем наглядные и практические. На выбор метода об. влияют также следующие факторы: возраст учащихся, психолого-физиологические особенности, возможности материальной базы, личность учителя. Урок как основная форма обучения биологии. Структура урока по биол. Функции урока. Типология уроков. Подготовка учителя к уроку. Этапы подготовки к уроку. Требования к конспекту урока по биол. Форма обучения – организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям его проведения, используемая учителем в процессе воспитательного обучения. Урок – основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся – по государственной программе, твердому расписанию и в школьном помещении. Урок – основная форма обучения, т.к.: 1. содержание, объем работы определяются гос. программой, единой и обязательной для всех школ 2. занятия на уроке проводятся с полным составом данного класса (а не по группам) 3. цель урока- дать определенные знания + сформировать умения и навыки 4. усвоение материала обязательно для всех учащихся, отсюда необходимость контроля за ЗУН. Контроль един для всех по общеобразовательным нормам оценки и формам учета знаний 5. уроки проводятся по обязательному для всех расписанию функции урока 1. урок – часть учебного содержания предмета 2. урок – процесс обучения, воспитания, развития учеников, в котором осуществляется непосредственное взаимодействие между учеником и учителем и опосредованное через методы, средства, содержание обучения. 3. Урок – структурная единица учебно-восп. Процесса, кот. Входит в единую ситему уроков 4. Урок – определенный узел в межпредметных и внутрипредметных связях 5. Явл. этапом проверки и корректировки ЗУН 6. Показатель мастерства учителя Структура урока – совокупность элементов, обеспечивающая целостность урока и сохранение основных учебно-воспитательных свойств при различных вариантах. Определяется: целью урока, содержанием, методами и приемами организации учебной деятельности, уровнем подготовки и развития учеников. Этапы урока могут меняться. Чаще всего: 1. Контроль знаний и умений, 2. Изучение нового материала, 3. Закрепление, 4. Д.з., 5. Обобщение Типология уроков Верзилин и Корс.1983- виды исходя из содерж. понятий или знан. Виды Ур: 1. анатом. 2. физиол. 3. эколог. Типы уроков по месту положения в теме.: 1.вводн. 2.ур.раскрыв-щий.содержание. 3.заключ. 4.обобщ. Зверев исходил из дидактич.целей: 1.Вводный.2.у.изуч.нового мат-ла.3.обощающий.4. проверочный Вводный урок – в начале раздела или крупной темы Цели: 1. Дать представление о соответствующем разделе, курсе, теме био, о формах преподавания 2. организационная (задания ученикам для внеурочной работы, знакомство с учебником, с правилами ведения тетради) 3. возбуждение познавательного интереса Обобщающий урок – после большой темы или взаимосвязанных тем. (урок-игра, конференция) Цель - систематизация знаний Функции: повтор и закрепление изученного, восполнение пробелов в знаниях. Раскрытие важнейших идей темы, контроль ЗУН. Проверочный урок Цель – контроль и оценка знаний за продолжительный период (четверть, полугодие, год). Способствует выявлению глубины и прочности усвоенного материала. Урок изучения нового материала Цель – усвоение учащимися новых знаний, развитие умений. Виды: комбинированный, урок – семинар, игра, лекция, лабораторная и т.д. Чаще используется комбинированный. Он несет наибольший потенциал для формирования целостных знаний. Благодаря ему можно постепенно развивать и усложнять понятия. Должен быть разнообразным (различные формы контроля знаний, методы и средства, включение проблемных ситуаций, игровых моментов, самостоятельных работ) Подготовка учителя к Уроку: 1.Перспективное планирование на весь учебный год (учитываются праздники). расчасовка по темам, даты экскурсии, опыты 2. Тематическое планирование проверяется завучем (№урока, тема, осн.задачи, ведущие понятия, вид урока, основные методы и приемы, средства, д/з.) Расчит.на четверть. 3. поурочное планирование или консп. ур. (модель Ур., содержание и ход.) Этапы Подготовки к Уроку.: 1.четко сформулировать тему Ур.и задачи 2.отбор содержания урока (изучить и проанализировать содержании учебника, изучить учебную и научную литературу, факты и пр-ры, определить объем содержания материала -соотнести со временем, логическая структура, изучить методическую литературу. 3. выбор оптимальных методов и методических приемов (методы для каждого этапа урока, выбор методов в соотв.с возрастом, особенностями материальной базы. 4.Определение структуры урока Задачи => содержание => методы => средства Требования у конспекту урока 1. формулирование темы кратко и емко. 2. задачи (обучающие, воспитательные, развивающие) 3. оборудование к уроку (демонстр., раздат, натур, изобр) 4.Ход урока (этапы, содержание, методы, средства, время)
|