![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи МОБ. Структура методики обучения биологии. Методы, применяемые в исследованиях проблем методики обучения биологии.Стр 1 из 12Следующая ⇒
Принадлежность МОБ к педагогическим наукам. Связь МОБ с другими науками. МОБ – отрасль системы педагогических наук; наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета. Атрибуты науки: 1) Объект исследования – МОБ изучает учебно-воспитательный процесс по биологии. 2) Предмет науки – одна из сторон объекта. Цель и задачи биол.образования. Содержание био.образования. 3) Методы исследования. Методы пед.исследований+психология и социология. 4) Язык науки – понятийный аппарат «моб», «контроль знаний по биологии»- понятия относятся к дидактике. 5) Теоретический базис науки – входят теории, закономерности, законы и принципы. Закономерности: отбора содержания, выбора метода, выбора средств. Принципы обучения –ТиМОБ относят к пед.наукам. Принадлежность МОБ к педагогическим наукам иллюстрирует заимствование научных знаний из других прочих разделов, областей, направлений педагогики: -дидактика - дает общие научные подходы к исследованиям в области МО (теория образования, принципы обучения); -педагогика средней, педагогика высшей школы, -педагогическое проектирование, педагогическая аксеология. Связь МОБ с другими науками. Психология: возрастная, развития, общая; биология - внешний источник формирования содержания биол. образования; философия и теория познания
Задачи МОБ. Структура методики обучения биологии. Методы, применяемые в исследованиях проблем методики обучения биологии. (1920-ые годы Борис Евгеньевич Райков) -Определяет значение и цели биологии как учебного предмета, отвечая на вопрос, зачем учить биологии; роли предмета в общей системе ОиВ; -Разрабатывает содержание школьного курса биол. образования, логику его изучения в соответствии с особенностями учащихся и программ – чему?; составление и совершенствование новых программ и учебников и их интрогрессия; -Разрабатывает методы и приемы ОБ, организационные формы обучения с учетом специфики науки; разработка оснащенности учебного процесса – как? (в работе учителя – служит для осмысления выбора МО, предупреждения ошибок Þ повышения качества биол. образования); -Выявляет результаты УВП, оценивая эффективность, усвоение. Структура МОБ. Теория ОБ – обобщение основных положений МОБ, выявление закономерностей преподавания биологии: Общая МОБ - интеграция теорий, общих закономерностей и принципов практики и теории ОБ; общие положения об особенностях ОБ (методика организации и проведения уроков, внеурочной работы, экскурсий, внеклассных занятий, общественно полезного труда, работы с д/з). Частные методики - преподавание специализированных разделов/специфика курса (цель, содержание, МО, СО, ФО, требования). Из общей методики естествознания выделились частные методики. Сейчас период интеграции, обобщения накопленного материала. Методы исследования проблем МОБ. Эмпирического познания: наблюдение, изучение документации, анкетирование/интервьюирование, описание/фиксация, измерение, педагогический эксперимент (изучение объекта в специально измененных по определенным параметрам условиях). Логические/теоретические: анализ/синтез, индукция/дедукция, абстрагирование, систематизация, дифференциация, сравнение, диагностика прогнозирование, проектирование, моделирование.
|