Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи МОБ. Структура методики обучения биологии. Методы, применяемые в исследованиях проблем методики обучения биологии.






Принадлежность МОБ к педагогическим наукам. Связь МОБ с другими науками.

МОБ – отрасль системы педагогических наук; наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.

Атрибуты науки:

1) Объект исследования – МОБ изучает учебно-воспитательный процесс по биологии.

2) Предмет науки – одна из сторон объекта. Цель и задачи биол.образования. Содержание био.образования.

3) Методы исследования. Методы пед.исследований+психология и социология.

4) Язык науки – понятийный аппарат «моб», «контроль знаний по биологии»- понятия относятся к дидактике.

5) Теоретический базис науки – входят теории, закономерности, законы и принципы.

Закономерности: отбора содержания, выбора метода, выбора средств.

Принципы обучения –ТиМОБ относят к пед.наукам.

Принадлежность МОБ к педагогическим наукам иллюстрирует заимствование научных знаний из других прочих разделов, областей, направлений педагогики:

-дидактика - дает общие научные подходы к исследованиям в области МО (теория образования, принципы обучения);

-педагогика средней, педагогика высшей школы,

-педагогическое проектирование, педагогическая аксеология.

Связь МОБ с другими науками.

Психология: возрастная, развития, общая; биология - внешний источник формирования содержания биол. образования; философия и теория познания

 


Задачи МОБ. Структура методики обучения биологии. Методы, применяемые в исследованиях проблем методики обучения биологии.

(1920-ые годы Борис Евгеньевич Райков)

-Определяет значение и цели биологии как учебного предмета, отвечая на вопрос, зачем учить биологии; роли предмета в общей системе ОиВ;

-Разрабатывает содержание школьного курса биол. образования, логику его изучения в соответствии с особенностями учащихся и программ – чему?; составление и совершенствование новых программ и учебников и их интрогрессия;

-Разрабатывает методы и приемы ОБ, организационные формы обучения с учетом специфики науки; разработка оснащенности учебного процесса – как? (в работе учителя – служит для осмысления выбора МО, предупреждения ошибок Þ повышения качества биол. образования);

-Выявляет результаты УВП, оценивая эффективность, усвоение.

Структура МОБ.

Теория ОБ – обобщение основных положений МОБ, выявление закономерностей преподавания биологии:

Общая МОБ - интеграция теорий, общих закономерностей и принципов практики и теории ОБ; общие положения об особенностях ОБ (методика организации и проведения уроков, внеурочной работы, экскурсий, внеклассных занятий, общественно полезного труда, работы с д/з).

Частные методики - преподавание специализированных разделов/специфика курса (цель, содержание, МО, СО, ФО, требования). Из общей методики естествознания выделились частные методики. Сейчас период интеграции, обобщения накопленного материала.

Методы исследования проблем МОБ.

Эмпирического познания: наблюдение, изучение документации, анкетирование/интервьюирование, описание/фиксация, измерение, педагогический эксперимент (изучение объекта в специально измененных по определенным параметрам условиях).

Логические/теоретические: анализ/синтез, индукция/дедукция, абстрагирование, систематизация, дифференциация, сравнение, диагностика прогнозирование, проектирование, моделирование.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал