![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Остойчивость при больших наклонениях 3 страница
мв(е)=мв(б'); и т.е. приведенная диаграмма М6{в) совпадает с диаграммой статической остойчивости, а диаграмма Ав(в) представляет диаграмму средних моментов (рис.4.26). 2. Смещение груза в поперечной плоскости. В общем случае смещения кренящий момент выразится зависимостью: MK(e) = M0cos(a-e), (4.31)
Рисунок 4. 27. Приведенные диаграммы моментов при поперечном смещении грузов Угол а, определяющий направление смещения ЦТ груза, находится по выражению (4.17): Szt tg а = Syg У2 ~У\ Полный момент от смещения груза т будет: М0=т ^(y2-y\)2+{z2-z\)2 (4-32)
В этом случае имеем: f(o) = ws(a-e), F(e) = sin а - sin (а-в), и приведенные зависимости восстанавливающего момента и его работы будут:
Мв{в). cos (а-в)' (4.33) Ав{в) = - sin a -sin (а -9) Для чисто поперечного смещения груза а = 0 и приведенные диаграммы будут выражаться зависимостями:
ЛМ-Ш-, 4-34) Cos в Для этого случая на рис.4.27.я и 4.27.6 изображены как приведенные, так и исходные диаграммы остойчивости. Из формулы (4.34) для Мв следует, что если угол заката диаграммы статической остойчивости превышает 90°, то Мв(90°)=оо. Это означает, что такое судно не может быть опрокинуто никаким статическим поперечным смещением груза. 3.Момент от воздействия ветра. При крене изменяется как площадь парусности судна, так и характер обтекания судна воздушным потоком. Это приводит к изменению кренящего момента от ветра, который представляют в виде: Мк{в) = M q (cos 9 + asm&), (4.35) принимая обычно а = 0, 2. Если записать выражение (4.35) в форме: Mk{9) = Mq Vl + a2 cos (а-9), где tg а = а, то видно, что оно совпадает с (4.31), если под Mq понимать кренящий момент от ветра в прямом положении судна и для этого случая применить формулы (4.34). 4.8.4. Судно с отрицательной начальной остойчивостью Если начальная метацентрическая высота судна отрицательна, то прямое положение судна неустойчиво и судно будет плавать с креном 9q или -9q соответственно на правый или левый борт, при которых равновесие будет устойчивым. Очевидно, что при h < 0 метацентрическая формула остойчивости непригодна и требует корректировки, поэтому рассмотрим более подробно малые углы наклонения для этого случая. Воспользуемся общими формулами для координат ЦВ при наклонении судна: в в Ус = JV(0) cos 9 d9; zc = zc0 + \r(9) sin0 d9 (4.36) 0 0 Разложим в ряд Маклорена функцию г{9). Эта функция четная, т.е. г(в) = г(-9), поэтому ее ряд будет содержать только четные степени 9 г(9) = г0+г$^ +... (4.37)
Подставляя этот ряд в выражения ус и zc, в которых cos 9 и sin 9 также представим в виде рядов, и сохра] интегрирования получим: 93 92 ус=г('б - ю) —; = zc0 + 'о —; (4-38) О Z Используя эти выражения, из общего выражения для плеча остойчивости: / = ус cos 9 + zc sin9-{zg -zco)sin9, (4-39) также разложенного в ряд по 9, получим:
93
l = h09 + (r''-h0)? - = h09 6 где обозначено 6/гр _ 6 го ~ho ~
h0
Если известны r(0\) = q и г(02) = ^, то Для второй производной
Для угла равновесия судна при h < 0 из (4.40) найдем:
/ = Ло в
откуда получим три решения: 1) 0q = 0 - это соответствует прямому неустойчивому положению судна; I ^
2) =0q = = ± ------------- - это углы крена, при которых судно будет в равнове- г ± И сии при h < 0 и при отсутствии внешних кренящих моментов.
Для прямостенного судна плечо остойчивости выражается зависимостью: Ы
и при h < 0 углы крена 0q устойчивого равновесия из того же условия I = 0 будут: tg0o=±, Специальный интерес здесь представляет вопрос о переваливании судна с одного борта на другой при спрямлении судна, т.е. уменьшении угла крена. Если постепенно увеличивать спрямляющий момент, на- Рисунок 4. 28. Определение динамического угла крена при пере- пример, перемещением груза на валивании судна ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ Крену борт,
судно будет выпрямляться. Однако так будет продолжаться только до тех пор, пока угол крена не уменьшится до угла 0" т (рис.4.28), соответствующего максимуму диаграммы остойчивости, т.е. пока спрямляющий момент не достигнет величины М' = Р1'т. Как только момент от переноса груза превысит величину М', судно начнет спрямляться самостоятельно, перейдет прямое положение и будет кре По диаграмме динамической остойчивости динамический угол крена ву определится точкой пересечения прямой, изображающей работу спрямляющего момента, с диаграммой, как показано на том же рис.4.28. Построения прямой показано на рисунке; эта прямая будет касательной к диаграмме динамической остойчивости в точке ее перегиба при угле крена - в'т. Угол в'т найдется из условия: Л_ dO откуда
= +J~2- ro-ho
подставляя значение в'т в (4.40), найдем:
I'm = h0 Q'n
Заметим, что все полученные здесь формулы справедливы для малых углов, по крайней мере не более угла входа палубы в воду или выхода скулы из воды.
С увеличением абсолютной величины отрицательной метацентрической высоты начальный угол крена 0q и участок диаграммы с отрицательными плечами остойчивости будут возрастать, а угол заката 0V и участок с положительными плечами уменьшаться. Одновременно будет возрастать и динамический крен при переваливании судна на другой борт. При некоторой величине h\ < 0 спрямление судна приведет к его опрокидыванию. Это значение h\ найдется из условия, что прямая работы спрямляющего момента будет касательной к диаграмме динамической остойчивости одновременно при угле крена -0" т и на участке диаграммы, соответствующем положительным плечам остойчивости (рис.4.29). Если известно 1опр, при котором спрямление судна приводит к его опрокидыванию, то соответствующая метацентрическая высота найдется из (4.33): (4.44)
Предельное значение отрицательной метацентрической высоты при которой диаграмма статической остойчивости вообще не будет иметь участка с положительными плечами, а будет только касаться оси в снизу (углы 9р и 0V совпадут), определится отрезком от начального метацентра Mq до точки пересечения кривой метацентров со следом диаметральной плоскости (см. рис.4.30). Вид такой диаграммы изображен на рис.4.31. Судно, имеющее такую предельную диаграмму, вообще не будет остойчивым и опрокинется.
Рисунок 4.31. Определение предельного зна- Рисунок 4. 30. Диаграмма статической остойчивости при чения отрицательной hp предельной hQ 4.8.5. Диаграмма остойчивости судна с подвижными грузами 1. Подвешенный груз Если первоначально диаграмма остойчивости расчитана для неподвижных грузов, а затем груз массы т оказался подвешенным на подвеске длиной 1г, то в пределах углов крена, при которых груз может свободно отклоняться, изменение диаграммы остойчивости будет таким же, как от перемещения его по вертикали в точку подвеса. При этом уменьшение плеча остойчивости определится формулой (4.20): 81 = -—/, sin б1. D г 2. Жидкий груз Определение поправки к плечу остойчивости от перетекания жидкого груза при больших наклонениях судна основано на той же аналогии между перемещением центра тяжести жидкого груза в цистерне и перемещением центра величины судна-цистерны, которая использовалась в п.3.7.2. В обоих случаях это перемещения центра тяжести тождественных объемов. Поэтому плечо кренящего момента от перетекания груза согласно (4.3) будет: / f = у f cos в + z f sin в, где у f vl zf - смещения ЦТ жидкого груза по осям у и z; в в Уf ~ \rf C0S(P dp; z f ~ \rf sin(pd< p; 0 0 ix rf = —, J v ix и v — центральный момент инерции площади свободной поверхности жидкости в цистерне относительно оси, параллельной оси Ох, и объем этой жидкости. Отсюда, после подстановки величин, для поправки к плечам остойчивости от перетекания жидкости получим выражение: ffi I -f _ О 81 = ■ —= \ix cos(0-? >) dtp; (4.45) О, где тж = рж v - масса жидкости в цистерне. Поскольку конфигурации судовых цистерн отличаются большим разнообразием, построение равнообъемных уровней и расчет моментов инерции их площадей для различных заполнений цистерн представляют большую сложность при использовании формулы (4.45). Для практических целей пользуются приближенными способами, основанными на замене действительных цистерн цилиндрическими с эквивалентным сечением. Простые зависимости для поправки к диаграмме остойчивости можно привести только для цистерн простейших геометрических форм. Для круглой цилиндрической цистерны при наклонении около ее оси будет 1х{в) = /'о = const, траектория ЦТ жидкого груза представляет окружность с центром на оси цистерны и поправка к плечу остойчивости равна: ЗЫ-^^-го sin в, D и где го - отстояние центра тяжести массы жидкости от оси цистерны. Из этого выражения видно, что для круговой цистерны при любом ее заполнении влияние перетекания груза эквивалентно поднятию его ЦТ на уровень оси цистерны. Это же имеет место для любых цистерн, имеющих форму тела вращения. Для цистерны в форме параллелепипеда формулы для поправки на перетекание жидкости получаются уже достаточно громоздкими для непосредственного использования ввиду того, что изменения момента инерции площади свободной Один из способов, обеспечивающих обычно запас остойчивости на больших углах крена, состоит в определении поправки для плеча статической остойчивости по формуле: 81 = 8hp sin0, где 8ho =-— У Aw, - поправка для начальной метацентрической высоты; D п Amfj = рж /0 - поправочный момент к коэффициенту остойчивости; г'о - момент инерции площади свободной поверхности жидкости при заполнении цистерны на 50% ее емкости и отсутствии крена. Для определения момента инерции свободной поверхности действительная ватерлиния в цистерне заменяется равновеликой трапецией (рис.4.32), момент инерции которой подсчитывается по формуле:
з V Ъ\
принимается по графику (рис.4.33), на котором верхняя кривая отно
сится к несимметричной трапеции, а нижняя - к симметричной. Знак суммы в выражении для 8 hp распространяется на все цистерны их расчетной комбинации. В число цистерн, учитываемых при определении влияния жидкого груза на остойчивость при больших углах крена, должны включаться цистерны каждого вида жидкого груза и балласта, в которых по условиям эксплуатации могут быть одновременно свободные поверхности, причем такая их комбинация, при которой суммарный поправочный момент при крене 30° имел бы наибольшую величину при заполнении цистерн на 50% их вместимости. В расчет не включаются цистерны, удовлетворяющие условию:
/30 vT bT у fit ^ 0, 01 Dmin, f{b2/bj) 0, 09
Рисунок 4. 33. Кривые безразмерных коэффициентов f
vT - вместимость цистерны, м3; vt СЪ =------- --------; С у ar, bT, cr - высота, ширина и длина цистерны; у — плотность жидкости в цистерне, т/м3; Dmin - водоизмещение, соответствующее минимальной загрузке судна. Способ исправления диаграммы остойчивости на влияние свободных поверхностей жидких грузов, рекомендованный ИМО, состоит в следующем: составляется расчетная комбинация цистерн, исходя из тех же указаний и условий, как было сказано выше, для которой определяется поправка на влияние свободной поверхности жидкого груза для различных углов крена, причем для каж дой цистерны из расчетной комбинации поправка Шд определяется по формуле: AMe=vTbr рж кв д/с^, (4.48) где kg - безразмерный коэффициент, который определяется по формулам (4.49) или выбирается из табл.4.3.
с /w b-r sin0 Если ctg в >, ТО kg =-------
ат 12
cos в если ctg# < —, то кд = ЙГ -т
.3. Сыпучие грузы Диаграмма остойчивости судна с сыпучим грузом получается из диаграммы для той же нагрузки, но с неподвижным грузом, вычитанием моментов от пересыпания груза. Расчет этих моментов производится определением смещения центра тяжести груза при пересыпании, для чего проводятся равнообъемные поверхности сыпучего груза аналогично равнообъемным поверхностям жидкого груза и вычисляются перемещения ЦТ груза для ряда углов крена судна. Однако кренящие моменты от смещения сыпучего груза вычисляются иначе, чем для жидкого, с учетом того, что одному и тому же углу /? пересыпания груза соответствует диапазон возможных углов крена от 9 = /3+а до в = р-а. Вычитая моменты от пересыпания груза из восстанавливающих моментов, соответствующих неподвижному грузу, получим диаграмму остойчивости, исправленную на влияние сыпучего груза.
|