![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И по этой массе произвести проверку невязки, как это было указано ранее.
5.5.3. Диаграммы аварийных посадок Выше было рассмотрено определение аварийной посадки судна по диаграмме дифферентов последовательными приближениями, к которым приводит способ приема груза. Применяя способ постоянного водоизмещения, можно построить диаграмму, дающую прямое решение этой задачи для произвольной начальной посадки судна. Однако, для каждого затапливаемого отсека должна быть построена своя диаграмма аварийной посадки. Рассмотрим затопление какого-либо из отсеков судна. Зададим судну ка- кую-нибудь посадку и будем считать, что она является аварийной (Тна, Тка), соответствующей затоплению рассматриваемого отсека с некоторым принятым коэффициентом проницаемости /и. Поставим обратную задачу - найдем посадку, которая была до затопления отсека. Эта задача имеет прямое решение, так как известное положение ватерлинии определяет уровень заполнения отсека, а следовательно, массу влившейся воды и ее момент относительно миделя. Вычитая эти величины из нагрузки (Da, Мха), соответствующей заданной аварийной посадке, найдем нагрузку (D, Мх) и посадку (ТИ, Тк ) до аварии. Таким образом, точке на диаграмме посадок, определяемой координатами (D, Мх), при затоплении рассматриваемого отсека с принятым коэффициентом проницаемости ju соответствует посадка (Тна, Тка). Если указанный пересчет произвести для нагрузок, соответствующих узловым точкам криволинейной координатной сетки постоянных значений Тн и Тк на обычной диаграмме, получим узловые точки, определяющие новую координатную сетку постоянных значений Тна и Тка, показывающую аварийную посадку при затоплении данного отсека с коэффициентом проницаемости ц. На рис.5.5 приведена диаграмма посадок с наложенными сетками кривых Тн и Тк (сплошные линии) и Тм и Тка (пунктирные линии). Для точки А, определяемой нагрузкой (D, Мх) перед аварией, пользуясь сеткой сплошных линий, прочитывается посадка судна до аварии, а по пунктирной сетке - посадка после затопления соответствующего отсека. О. -400 -300 -200 -100 0 100 200 300 Момент М тыс тм Рисунок 5.5. Совмещенные обычная и аварийная диаграммы посадок Описанная диаграмма строится для каждого из грузовых отсеков судна при некотором принятом коэффициенте проницаемости /л. Для других значений ц аварийная посадка находится следующим образом. По нагрузке судна до затопления отсека на обычной и аварийной диаграммах определяются посадки соответственно до и после аварии и обе точки наносятся на обычнуйэ диаграмму (точки О и А на рис.5.6). Начальную посадку можно рассматривать как аварийную при ц = 0, а точке А соответствует //, принятое при расчете аварийной диаграммы (в нашем случае /л = 0, 6). Так как при постоянном объеме затопления масса влившейся воды т и ее момент mxv пропорциональны коэффициенту проницаемости, то аварийные посадки при разных // изображаются точками, лежащими на одной прямой, проходящей через точки О и А. Деля отрезок OA на части в соответствии с принятым /л при расчете аварийной диаграммы и откладывая такие же части до /л = 1, получим шкалу, по которой прочитываются аварийные посадки для любого значения /л. В качестве примера на рис.5.6 показаны основная диаграмма посадок для судна типа " Капитан Кушнаренко", для которой осадки Тн и Тк указаны с правой стороны, и совмещенная с ней диаграмма аварийных посадок при затоплении отсека № 2 с расчетным ц = 0, 6, для которой Тна и Тка указаны слева. Пунктиром нанесены посадки, соответствующие предельной линии погружения. На рис.5.5 приведен пример определения аварийной посадки. Начальная посадка судна (точка О) соответствует Тн =ТК =9, 0 м, водоизмещению D0 =20300 т и моменту MxQ =-15180 тм. Параметры аварийной посадки, снятые с диаграммы на рис.5.5, равны: Тна = 11, 42 м, Тка = 8, 03 м, соответствующее водоизмещение Da= 22110 т, момент Мха =60570 тм, масса влившейся воды m = 1810 т, аварийный дифферент da =3, 39 м. Аналогичные данные для любого другого коэффициента проницаемости снимаются по шкале коэффициентов проницаемости, изображенной на рис.5.6 и построенной как указано выше. Если принимаются меры по уменьшению аварийного дифферента путем приема балласта или переноса груза, то результаты этих мероприятий также определяются по аварийной диаграмме. Для этого следует в соответствии с намечаемыми мерами исправить начальную нагрузку судна и по новой начальной точке Ох найти новую аварийную посадку. В качестве примера рассмотрим уменьшение аварийного дифферента в результате перекачки балласта из форпика в ахтерпик в количестве тб - 214 т (полная емкость форпика). Дополнительный момент от перекачки балласта равен: 5МХ = тб (Хахт - хфор)= 214 (-73, 86 - 72, 02) = -31220 тм.
После перекачки при том же водоизмещении D\ = Z)0 =20300 т момент будет Mxl =Мх0 + ЗМХ =-46400 тм. Эти данные определяют новую начальную точку Оь для которой на рис.5.5 по основной диаграмме находим: Гн1 =8, 35 м, Тк\ =9, 60 м, а по аварийной диаграмме находим Гна1 = 10, 69 м, Тка] =8, 70 м. Нанеся по этим осадкам точку А\ на основную диаграмму рис.5.6, найдем: водоизмещение Dal =22080 т, момент МхсЛ =26580 тм, масса влившейся воды пц = 1780 т и аварийный дифферент dx = 1, 99 м. По точкам 0\ и А1 на рис.5.6 построена шкала коэффициентов проницаемости, позволяющая определять те же величины при любом затапливаемого отсека. На диаграмму рис.5.6 могут быть нанесены линии, ограничивающие предельно допустимые аварийные посадки судна в соответствии с установленными 144 Заметим, что с увеличением дифферента возрастает погрешность посадки, определенной по основной и аварийной диаграммам, происходящая от несоответствия их точному условию равновесия судна. При значительных дифферентах более точные результаты могут быть получены добавлением к Мх приближенной / \Т -Т поправки: SMX = D{zg-zc0 )——-, в которой осадки Тн и Тк определяются по L D иМх. Диаграммы посадок, построенные на основе выполнения точного условия равновесия судна, не применяются вследствие некоторого усложнения при пользовании такими диаграммами (требуются последовательные приближения поскольку заранее дифферент не известен) и достаточной для практических целей точности, даваемой диаграммами принятого типа при тех дифферентах, которые встречаются в нормальных условиях эксплуатации судна. 5.5.4. Симметричное затопление группы отсеков Если рассматривается затопление двух или даже нескольких отсеков (группы отсеков) с разными коэффициентами проницаемости, то общая схема расчета аварийной посадки остается прежней, однако, невязка должна вычисляться по уровням над общим ЦТ приведенных площадей свободных поверхностей отсеков, т.е. площадей с учетом коэффициентов проницаемости. Площади сечений отсеков могут быть определены по чертежу размещения грузов. С этой целью по шкале объемов измеряют вертикальное расстояние h между уровнями, соответствующими каким-либо объемам отсека vj и v2 (удобно брать круглые их значения) в районе ожидаемой аварийной ватерлинии. Тогда площадь сечения отсека найдется по выражению: s = (5.23) h Абсцисса ЦТ приведенных площадей определится формулой: I М±х.
|