Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По этой массе находим параметры ватерлинии равновесия и контролируем уровни затопления отсека.
Если затапливается группа отсеков, среди которых имеются и несимметричные относительно диаметральной плоскости, то расчет аварийной посадки производится аналогично изложенному выше, но невязки определяются по уровням, рассчитанным для точки, являющейся центром тяжести площадей свободных поверхностей отсеков с учетом их коэффициентов проницаемости. Координаты х„р, упр этой точки определяются по выражениям: JLnsXg *пр У us ' (5.30) В этих формулах суммирование распространяется на все затопленные отсеки, а в числителе формулы для упр принимаются в расчет только те слагаемые, которые относятся к несимметричным отсекам, т.е. для которых уs * 0. Однако все рассмотренные случаи требуют громоздких вычислений, в связи с чем для расчетов непотопляемости большие суда должны снабжаться компьютером с соответствующими программами. 5.5.6. Границы нагрузок, допустимых по аварийной посадке Границы допустимых нагрузок - это кривые, которые на диаграмме дифферентов ограничивают состояния нагрузки судна, определяемые его водоизмещением D и моментом Мх, допустимые с точки зрения требований к аварийной посадке. Если в качестве предельно допустимого принято погружение аварийного судна по предельную линию погружения (линию палубы), то граничные линии будут соответствовать состояниям нагрузки судна, при которых аварийная ватерлиния будет касательна к предельной линии погружения, т.е. остается минимально допустимый запас аварийной плавучести. Такие ватерлинии называются предельными ватерлиниями. Границы допустимых нагрузок строятся для каждого из затапливаемых симметричных отсеков и состоят из семейства линий, каждая из которых соответствует определенному коэффициенту проницаемости. Построение границ допустимых нагрузок аналогично тому, как строятся линии равных осадок диаграммы аварийных посадок судна. Для нескольких предельных ватерлиний с диаграммы дифферентов снимаем соответствующие им D и Мх. Принимая эти ватерлинии за предельные при затоплении отсека и считая // = 1, вычитанием массы влившейся в отсек воды и ее момента определяем водоизмещение и его момент относительно миделя, соответствующие нагрузке судна до затопления отсека. Эти данные определяют точки на диаграмме дифферентов, соединяя которые получим границу допустимых нагрузок при коэффициенте проницаемости равном единице (рис.5.7). Для получения граничных линий при других значениях pi следует отрезки, соединяющие соответственные точки предельных ватерлиний и граничной линии, разделить на равное число делений соответственно желаемым интервалам значений ц от 0 до 1. Линии, соединяющие соответственные точки делений, будут границами допустимых нагрузок при выбранных значениях коэффициента проницаемости. Построенные граничные кривые позволяют определить коэффициент проницаемости затапливаемого отсека, при котором судно, имея заданное состояние нагрузки, будет удовлетворять требованиям к аварийной посадке при симметричном затоплении.
Границы допустимых нагрузок могут быть построены и для случая затопления двух и более отсеков. С этой целью для ряда предельных ватерлиний определяются суммарная масса влившейся в отсеки воды и суммарный момент этих масс относительно миделя и, вычитая их из водоизмещений D и моментов Мх, соответствующих выбранным предельным ватерлиниям, получим точки на диаграмме дифферентов, которые определят границы допустимых нагрузок для тех значений коэффициентов проницаемости, которые были приняты для затапливаемых отсеков. Нанесение граничных линий для всевозможных сочетаний коэффициентов проницаемости затапливаемых отсеков нецелесообразно ввиду множества этих комбинаций. Однако построение линий для каких-либо заданных их значений не представляет большого труда, если располагать граничными линиями для каждого из отсеков. Исключение составляет затопление комбинаций отсеков с коэффициентом проницаемости, изменяющимся только у одного отсека. Примером может служить затопление машинного отделения и грузового отсека. В этом случае можно построить граничные линии так же, как при затоплении одного отсека, но с учетом массы воды и ее момента в затапливаемом машинном отделении, считая его коэффициент проницаемости постоянным. 5.6. Требования Регистра Судоходства к аварийным посадке и остойчивости судна Эти требования изложены в части V Правил классификации и постройки морских судов Российского морского Регистра Судоходства, которая называется «Деление на отсеки», и соответствуют требованиям части В главы II-1 Международной Конвенции SOLAS-74, которая называется " Деление на отсеки и остойчивость". Основные требования к аварийной посадке состоят в следующем: аварийная ватерлиния не должна проходить выше палубы переборок вне района затопления и должна проходить ниже отверстий в переборках, бортах или палубах, через которые возможно заливание или дальнейшее распространение воды по судну, по крайней мере на 0, 3 м. В отношении остойчивости поврежденного грузового судна требуется, чтобы начальная метацентрическая высота в конечной стадии затопления, определенная методом постоянного водоизмещения, до принятия мер по ее увеличению была не менее 0, 05 м. Угол крена при несимметричном затоплении не должен превышать до спрямления 20° и после спрямления или срабатывания перетоков 12°. Диаграмма статической остойчивости поврежденного судна после спрямления должна иметь протяженность участка с положительными плечами не менее 30° при симметричном затоплении и 20° при несимметричном затоплении, значение максимального плеча диаграммы должно быть не менее 0, 1 м. Для пассажирских судов требования к остойчивости поврежденного судна должны выполняться при затоплении одного отсека для судов, у которых N меньше или равно 600, и при затоплении двух отсеков для судов, у которых N равно или больше 1200. Здесь N = Ni +2N2, a yVj - число людей, обеспеченных местами в спасательных шлюпках из общего числа людей, предусмотренных для нахождения на борту судна в рейсе; N2 - число людей (включая экипаж), которых разрешено перевозить на судне в превышение числа N\. 5.7. Информация о непотопляемости судна Суда, на которые распространяется часть V «Деление на отсеки» Правил классификации и постройки морских судов Регистра Судоходства, снабжаются одобренной Регистром Информацией о непотопляемости судна. Информация должна содержать: - сведения о разделении судна на отсеки; - данные о технических средствах, обеспечивающих непотопляемость судна; - результаты расчетов непотопляемости при затоплении отсеков, в результате которых строятся кривые зависимости аварийных параметров от исходной нагрузки; - результаты расчетов непотопляемости при затоплении отсеков для конкретных случаев загрузки судна; - организационно-технические и предупредительные мероприятия по обеспечению непотопляемости судна; - численный пример пользования кривыми элементов непотопляемости судна.
Имеется некоторое разнообразие в форме представления материалов Информации о непотопляемости. На рис.5.8 приведен один из возможных видов представления кривых элементов непотопляемости, относящихся к ролкеру. Диаграмма содержит кривую аварийной осадки, кривую дифферента и серии кривых для определения угла крена, аварийной метацентрической высоты и минимального надводного борта при различных значениях метацентрических высот до затопления, которые надписаны на соответствующих кривых. На диаграмме нанесены линии предельно допустимых аварийных параметров в соответствии с требованиями Правил. На рис.5.9 представлены результаты расчета непотопляемости при затоплении отсека для конкретного случая загрузки ролкера Ро-24. На рисунке изображена схема затопленных помещений, таблица элементов судна до повреждения, после повреждения и после принятия мер по спрямлению судна, а также диаграммы статической остойчивости до и после спрямления аварийного судна. Рис.5.8 и 5.9 относятся к случаю затопления одних и тех же помещений судна. Поэтому рис.5.7 можно использовать для численного примера пользования кривыми непотопляемости судна. Для состояния нагрузки судна, соответствующей рис.5.9, известны: £ > = 11470 т; zg =9, 62 м; /? =0, 81 м. На горизонтальной оси рис.5.8 откладываем D = 11470 т и проводим вертикаль до пересечения с кривыми каждого аварийного параметра. Точке Л =0, 81 м соответствуют следующие параметры: Тав =6, 8 м; dae =-0, 88 м; вав =20°; Иав= 0, 52 м; fmi„ =5, 6 м. Полученные результаты сравниваем с приведенными в таблице на рис.5.9 значениями по конкретному расчету. Дифферент по кривым рис.5.8 равен -0, 88 м, а полученный конкретным расчетом -1, 35 м. Это объясняется тем, что до повреждения судно уже имело дифферент -0, 48 м, кривые же на рис.5.8 построены при посадке на ровный киль. Истинный дифферент будет dae =-0, 48 + (-0, 88) = -1, 36 м. Этим же
|