Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Непотопляемость
5.1. Общие понятия Непотопляемость - это способность судна сохранять плавучесть при затоплении его отсеков. Непотопляемость судна обеспечивается запасом плавучести, который используется путем подразделения корпуса на отсеки водонепроницаемыми переборками и платформами, ограничивающими распространение воды в подводной его части. Помимо сохранения судна на плаву необходимо также, чтобы оно обладало остойчивостью и минимально допустимыми другими мореходными качествами. Поэтому к посадке и остойчивости судна после затопления отсеков (аварийной посадке и аварийной остойчивости) предъявляются определенные требования. Так как гибель судна вследствие опрокидывания есть процесс значительно более быстротечный нежели его потопление, всегда следует стремиться к тому, чтобы в аварийном состоянии судно не теряло остойчивости прежде, чем полностью не будет израсходован запас плавучести. Степень непотопляемости судна определяется числом отсеков, затопление которых судно выдерживает. Если судно удовлетворяет Правилам Регистра Судоходства в части деления на отсеки, то к символу класса добавляется один из знаков И, 0 или HI который обозначает число смежных отсеков, при затоплении которых судно остается на плаву в удовлетворительном состоянии равновесия. В процессе эксплуатации судна род перевозимого груза, его количество и распределение по грузовым помещениям меняются в широких пределах. Это приводит к тому, что аварийные посадка и остойчивость при затоплении одного и того же отсека в разных случаях могут быть также различными. В связи с этим судоводители должны оценивать аварийное состояние своего судна при возможных повреждениях корпуса для каждого рейса. Эта оценка должна производиться до выхода в рейс с тем, чтобы в аварийных случаях решение о действиях команды могло основываться на заранее известных данных по состоянию судна. В практике мореплавания было много примеров, когда мероприятия, осуществляемые судоводителями, не соответствовали аварийному состоянию судна, что приводило к его гибели. 5.2. Категории затапливаемых отсеков Затапливаемые отсеки, под которыми мы будем понимать любые помещения судна, ограниченные непроницаемыми поверхностями, в зависимости от характера затопления подразделяются на три основных категории. Отсеки первой категории - это отсеки, затапливаемые полностью без образования воздушных подушек. Типичным примером такого случая является затопление междудонной цистерны или диптанка, ограниченного платформой, расположенной ниже ватерлинии. Отсеки второй категории - это отсеки, затопленные частично, имеющие свободную поверхность, но не сообщающиеся с забортной водой. Примером может служить отсек, затапливаемый преднамеренно для выравнивания посадки или отсек, частично затопленный благодаря фильтрации воды из аварийного отсека. Отсеки третьей категории - это отсеки, затопленные частично и сообщающиеся с забортной водой. В этом случае уровень воды в отсеке совпадает с уровнем забортной воды. Если же над поверхностью воды в отсеке образуется воздушная подушка, то уровень воды в отсеке будет отличаться от забортного уровня. Такой случай выделяют в отсек четвертой категории. По мере изменения посадки судна затопленные отсеки могут переходить из одной категории в другую. Так, при погружении судна отсек третьей категории может заполниться полностью и перейти в отсек первой категории; при спрямлении судна может наблюдаться обратный переход. 5.3. Коэффициенты проницаемости Объем забортной воды, вливающейся в отсек при затоплении, всегда меньше его теоретического объема вследствие того, что часть объема отсека занимают грузы, механизмы, набор и конструкции, находящиеся в нем. Отношение объема ve влившейся в отсек воды к теоретическому его объему vm, т.е. объему, опреде- I ленному по теоретическому чертежу, по тот же уровень называется коэффициентом проницаемости: (5-1) Vm Очевидно, что значения коэффициента проницаемости заключаются в пределах 0 < /лт < 1. Примером значения /и = О может служить балластная цистерна, полностью заполненная водой. Значению // = 1 соответствует пустой отсек, ограниченный стенками без набора. Так как в грузовых помещениях всегда имеются конструкции набора корпуса, то коэффициент проницаемости незагруженного помещения, отнесенный к теоретическому объему (т.е. по внутреннюю поверхность обшивки), всегда меньше единицы и лежит в пределах //„= 0, 97-0, 98. В судовых условиях объемы грузовых помещений по различные уровни определяются шкалами / на чертеже размещения грузов, которые дают зерновую вместимость, т.е. теоретический объем за вычетом объема набора. В связи с этим в дальнейшем коэффициенты проницаемости будем относить к зерновому объему грузовых помещений v и обозначать ц. В этом случае для незагруженного помещения будет ц - 1. Очевидно, что связь между коэффициентами проницаемости цт (отнесенному к теоретическому объему) и ц (отнесенному к зерновой вместимости) определяется выражением: Mm - На судне имеются отсеки, коэффициенты проницаемости которых в процессе эксплуатации практически не изменяются. Таковы, например, отсеки, в которых располагаются механизмы, различное оборудование и некоторые другие, не предназначенные для размещения переменных грузов. Напротив, коэффициенты проницаемости грузовых помещений изменяются в широких пределах в зависимости от рода перевозимого груза и его количества. Объем, занимаемый водой, вливающейся в грузовое помещение, можно условно подразделить на следующие части: - свободный объем - объем между поверхностями воды и груза, если уровень воды превышает поверхность груза; - внешняя скважистость - объем между отдельными местами груза; - внутренняя скважистость - незанятый грузом объем внутри каждого места груза; - объем водопоглощения груза.
|