Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Непотопляемость






5.1. Общие понятия

Непотопляемость - это способность судна сохранять плавучесть при затоп­лении его отсеков. Непотопляемость судна обеспечивается запасом плавучести, который используется путем подразделения корпуса на отсеки водонепроницае­мыми переборками и платформами, ограничивающими распространение воды в подводной его части.

Помимо сохранения судна на плаву необходимо также, чтобы оно обладало остойчивостью и минимально допустимыми другими мореходными качествами. Поэтому к посадке и остойчивости судна после затопления отсеков (аварийной посадке и аварийной остойчивости) предъявляются определенные требования.

Так как гибель судна вследствие опрокидывания есть процесс значительно более быстротечный нежели его потопление, всегда следует стремиться к тому, чтобы в аварийном состоянии судно не теряло остойчивости прежде, чем полно­стью не будет израсходован запас плавучести.

Степень непотопляемости судна определяется числом отсеков, затопление которых судно выдерживает. Если судно удовлетворяет Правилам Регистра Судо­ходства в части деления на отсеки, то к символу класса добавляется один из зна­ков И, 0 или HI который обозначает число смежных отсеков, при затоплении ко­торых судно остается на плаву в удовлетворительном состоянии равновесия.

В процессе эксплуатации судна род перевозимого груза, его количество и рас­пределение по грузовым помещениям меняются в широких пределах. Это приводит к тому, что аварийные посадка и остойчивость при затоплении одного и того же от­сека в разных случаях могут быть также различными. В связи с этим судоводители должны оценивать аварийное состояние своего судна при возможных повреждениях корпуса для каждого рейса. Эта оценка должна производиться до выхода в рейс с тем, чтобы в аварийных случаях решение о действиях команды могло основываться на заранее известных данных по состоянию судна. В практике мореплавания было много примеров, когда мероприятия, осуществляемые судоводителями, не соответ­ствовали аварийному состоянию судна, что приводило к его гибели.

5.2. Категории затапливаемых отсеков

Затапливаемые отсеки, под которыми мы будем понимать любые помеще­ния судна, ограниченные непроницаемыми поверхностями, в зависимости от ха­рактера затопления подразделяются на три основных категории.

Отсеки первой категории - это отсеки, затапливаемые полностью без обра­зования воздушных подушек. Типичным примером такого случая является затоп­ление междудонной цистерны или диптанка, ограниченного платформой, распо­ложенной ниже ватерлинии.

Отсеки второй категории - это отсеки, затопленные частично, имеющие свободную поверхность, но не сообщающиеся с забортной водой. Примером мо­жет служить отсек, затапливаемый преднамеренно для выравнивания посадки или отсек, частично затопленный благодаря фильтрации воды из аварийного отсека.

Отсеки третьей категории - это отсеки, затопленные частично и сообщаю­щиеся с забортной водой. В этом случае уровень воды в отсеке совпадает с уров­нем забортной воды. Если же над поверхностью воды в отсеке образуется воз­душная подушка, то уровень воды в отсеке будет отличаться от забортного уров­ня. Такой случай выделяют в отсек четвертой категории.

По мере изменения посадки судна затопленные отсеки могут переходить из одной категории в другую. Так, при погружении судна отсек третьей категории может заполниться полностью и перейти в отсек первой категории; при спрямле­нии судна может наблюдаться обратный переход.

5.3. Коэффициенты проницаемости

Объем забортной воды, вливающейся в отсек при затоплении, всегда мень­ше его теоретического объема вследствие того, что часть объема отсека занимают грузы, механизмы, набор и конструкции, находящиеся в нем. Отношение объема ve влившейся в отсек воды к теоретическому его объему vm, т.е. объему, опреде-

I

ленному по теоретическому чертежу, по тот же уровень называется коэффициен­том проницаемости:

(5-1)

Vm

Очевидно, что значения коэффициента проницаемости заключаются в пре­делах 0 < /лт < 1.

Примером значения /и = О может служить балластная цистерна, полностью заполненная водой. Значению // = 1 соответствует пустой отсек, ограниченный стенками без набора.

Так как в грузовых помещениях всегда имеются конструкции набора корпу­са, то коэффициент проницаемости незагруженного помещения, отнесенный к теоретическому объему (т.е. по внутреннюю поверхность обшивки), всегда мень­ше единицы и лежит в пределах //„= 0, 97-0, 98.

В судовых условиях объемы грузовых помещений по различные уровни оп­ределяются шкалами / на чертеже размещения грузов, которые дают зерновую вместимость, т.е. теоретический объем за вычетом объема набора. В связи с этим в дальнейшем коэффициенты проницаемости будем относить к зерновому объему грузовых помещений v и обозначать ц. В этом случае для незагруженного поме­щения будет ц - 1. Очевидно, что связь между коэффициентами проницаемости цт (отнесенному к теоретическому объему) и ц (отнесенному к зерновой вме­стимости) определяется выражением:

Mm

- На судне имеются отсеки, коэффициенты проницаемости которых в процессе эксплуатации практически не изменяются. Таковы, например, отсеки, в кото­рых располагаются механизмы, различное оборудование и некоторые другие, не предназначенные для размещения переменных грузов. Напротив, коэффи­циенты проницаемости грузовых помещений изменяются в широких пределах в зависимости от рода перевозимого груза и его количества. Объем, занимае­мый водой, вливающейся в грузовое помещение, можно условно подразделить на следующие части:

- свободный объем - объем между поверхностями воды и груза, если уровень воды превышает поверхность груза;

- внешняя скважистость - объем между отдельными местами груза;

- внутренняя скважистость - незанятый грузом объем внутри каждого места груза;

- объем водопоглощения груза.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал