Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поэмы С. Есенина «Анна Снегина».
Одним из наиболее значительных произведений С. Есенина последних лет стала поэма «Анна Снегина». К моменту ее создания (ноябрь 1924 — январь 1925) поэт ощутил внутреннюю готовность к отражению многообразных жизненных впечатлений в широком эпическом полотне: «...созрел во мне поэт / С большой эпическою темой». Замысел поэмы возник после поездки летом 1924 года в родное Константиново, которая основательно обогатила его представления о современных процессах, происходивших в деревне, и вызвала поток воспоминаний о юности. Такие есенинские стихотворения, как «Возвращение на родину» и «Русь уходящая», стали своеобразными эскизами складывающейся поэмы. Творение Есенина отличается своей эпичностью, которая проявляется в широте раздвинутых пространственных границ. Здесь рисуются села Радово и Криуши, помещичий хутор, леса, где охотится герой поэмы, радовские предместья, но одновременно упоминаются Первая мировая война, Петербург с Керенским «на белом коне», Москва, Сибирь — словом, вся Россия в ее «суровые, грозные годы». Эпичность сказывается и в неторопливой повествовательности рассказа о происходящих в стране переменах, в частых описательных элементах (поэт передает тонко нарисованные картины природы и метко схваченные портреты крестьян), в раскрытии ряда эпизодов, случившихся в далеком и недавнем прошлом (в связи с чем вводится грамматическая форма прошедшего времени), в использовании эпистолярных форм (записки Прона, письмо героини), в широком захвате временных пластов (в поэме говорится о неоднократном приезде лирического героя в родную деревню). Такие особенности поэмы позволили Есенину обстоятельно рассказать о жизни и быте русской деревни, взбудораженной и развороченной событиями 1917 года, о расслоении жителей, о борьбе крестьян за землю, об их стремлении переустроить былую жизнь, мужицких надеждах и заблуждениях. Поэт сумел нарисовать картины большого эпического содержания и социально-психологического обобщения. Совершенно не случайно в критике тех лет это произведение называли «поэмой-романом». Панорамный разворот жизненных обстоятельств дал возможность автору изобразить несколько ярких характеров, познакомить с колоритными типами людей деревни. Трудно забыть мужицкого главаря из Криуши Прона Оглоблина, «булдыжника, драчуна, грубияна», по характеристике мельничихи, поборника немедленной справедливости, расправы, возмездия. Эти свойства характера великолепно отражены в его речи, резкой, грубой, категоричной, что точно передается в его реплике, обращенной к односельчанам: «Эй, вы! / Тараканье отродье! / Все к Снегиной!.. / Р-раз и квас!» Великолепна и другая характеристика — брата Прона Лабути, мужика трусливого, всюду мельтешащего, хвастливого, ленивого, пыжащегося, норовящего попасть «во власть» («Такие всегда на примете. / Живут, не мозоля рук»). Именно он, ловкий и скорый в захвате чужого («Даешь! Разберем потом!»), «...поехал первый/ Описывать снегинский дом». Именно он оказался в сельском совете. Метко схваченные черты Лабути роднят его с шолоховским дедом Щукарем, и недаром Есенин говорит о своем балабоне и «хвальбишке»: «Мужик — что твой пятый туз», имея в виду, что Лабутя из породы лишних на селе, жуликоватых пустозвонов, трагикомических порождений поры перемен. Столь же пластично в поэме вылеплены образы мельника, мельничихи, возницы, наделенных своими суждениями, психологией, сочной речевой характеристикой. Ярко передан и групповой образ крестьян с их «горластым мужицким галдежом». А чтобы ярче их всех показать, Есенин постоянно меняет в поэме рассказчиков, благодаря чему усиливается объемность отображения действительности. Начинается поэма с неторопливого повествования возницы (ему соответствует мерный трехстопный амфибрахий), которое по продолжительности равно долгому пути к месту назначения. Экспозиция разрастается, но прекрасно вводит читателя в суть сложившейся в деревнях взрывоопасной ситуации («у нас здесь теперь неспокойно»), когда каждый житель села (и Россия в целом) нетерпеливо и мучительно ищет свой путь. И все произведение Есенина становится поэмой пути. Не случайно образ дороги проходит через всю ее ткань, предваряя многие фрагменты текста. Но поэма Есенина не только эпична. Ее пронизывает глубокий лиризм. Он достигнут введением в структуру произведения лирического героя, поэта, некоторыми (но не всеми) своими чертами напоминающего самого Есенина. Размышления и высказывания автора, лирические отступления придают поэме автобиографичность и выражают субъективное начало. Как пример можно вспомнить прекрасное есенинское восклицание, ставшее крылатым: Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. Проникновенный лиризм поэмы достигнут благодаря введению в нее интимного сюжета, воспроизводящего историю взаимоотношений лирического героя с дочерью помещицы Анной Снегиной. Этот лирический сюжет не очень развит Есениным, дан своеобразным пунктиром; лишь время от времени он обнаруживает себя в повествовании о грозных событиях эпохи. Но он волнует читателя своей поэтичностью и, может быть, своей недосказанностью. Давняя юношеская влюбленность вновь вспыхнула, но произошло это при драматических обстоятельствах, захвативших обоих героев. Теперь они находятся в пути, каждый, как и эпические персонажи, идет своею дорогой. Осталось лишь щемящее душу нежное воспоминание о «девушке в белой накидке». И здесь Есенин тонко претворяет в ткани поэмы образы известного городского романса и прибегает к символике. «Заря как пожар на снегу» — этот образ, тонко связанный с фамилией Снегиной и ее белой накидкой, возвращает героев в ту незабвенную пору, когда им было «по шестнадцать лет», и становится символом неуместно вспыхнувшей страсти и ушедшей юности. Поэма завершается тем же воспоминанием, вновь возникшим образом «девушки в белой накидке». Роман героя с Анной Снегиной не состоялся. Его течение и финал были предопределены «роком событий». Но лирика необычайно обогатила воссозданную поэтом панораму жизни и вступила в сложный сплав с эпосом. Хотя прекрасную лироэпическую поэму многие современники не приняли (эпоха требовала эпических полотен), сам Есенин ее очень любил и ценил высоко. Он писал: эта «вещь для меня очень выигрышная», она «лучше всего, что я написал». А Д. Фурманов отзывался о ней в своем дневнике так: «Мы жадно глотали ароматичную, свежую, крепкую прелесть есенинского стиха... не было силы радость удержать внутри».
|