Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смысл финала






Роман-эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон» стал открытием в мировой литературе, а его автор оказался в ряду гениальных художников XX века, чьи книги навсегда встали на «золотой полке» литературы. Шолохов сумел показать трагедию человека и трагедию народа в период великой ломки социальной системы. Судьбы героев даны как часть единого целого, но при этом каждый человек у писателя сохраняет неповторимость личности и жизненного пути.
Прошлое, настоящее и будущее народа, история и судьба интереснейшей части его — донского казачества — вот тема романа, центр раздумий писателя. На примере одной семьи разворачивается повествование о том, как сплавляется и переплетается жизнь отдельного человека, семьи, хутора с жизнью страны. Волей истории мелеховский хутор оказывается в центре событий, определяющих будущее не только их семьи, но и всей России на много лет вперед. Символично то, что именно через мелеховский хутор проходит линия обороны в Гражданскую войну. Его занимают то красные, то белые, и это сходно с метаниями и поисками одного из героев, Григория Мелехова, который ищет и не может найти правду ни у тех, ни у других.
Настоящие казаки, гордость и сила казачества — таковы Мелеховы. Здоровый, красивый, полный жизни глава семьи Пантелей Прокофьевич — складный старичок, темпераментный, вспыльчивый, горячий, но добрый и отходчивый — не столько умом, сколько душой понимает ценность дома, очага, старого теплого быта. Он изо всех сил старается удержать то, что соединяет семью, сохранить опору в круговерти страшных событий. Но трагедия происходит. Дом умирает, рушится, как рушились дома с привычным укладом у миллионов людей. Место, где живут самые близкие люди, создающее чувство защищенности, стало чем-то нереальным, невозможным. Линия обороны, линия разлома прошла через страну, расколов друзей, родных, разбросав их по разные стороны фронта.
Сыновья Пантелея Прокофьевича так же привязаны к родному дому. И тем трагичнее их судьба, заставившая пережить крушение идеала семьи, где все стоят друг за друга. Во времена, когда история перекраивается, «летят головы и миры», по выражению Марины Цветаевой, невозможно строить жизнь по традиции. Приходится искать новые точки опоры, пересматривать взгляды, думать над тем, где же истина. Поиск правды — удел немногих, такие люди не могут плыть по течению. Они должны самостоятельно сделать выбор. Их жизнь тяжелее, а судьба безысходнее, чем у остальных. И это Шолохов показал на примере центрального героя романа — Григория Мелехова. Мелехов — правдоискатель. В начале романа мы видим счастливого, самодостаточного человека, яркого, блестящего представителя настоящего казачества. Григорий Мелехов счастлив, он с упоением отдается любому занятию. Он прирожденный наездник, воин, сельский труженик, рыбак, охотник. Донская жизнь отдает ему лучшее, он идеально вписывается в нее. Война 1914 года поначалу кажется ему только временем высшей реализации, тяга к воинской славе в крови у казачества. Но реальность войны такова, что человек думающий и чувствующий не может смириться с бессмысленной жестокостью, нелепостью, ненужными и страшными человеческими жертвами, насилием. Григорий Мелехов ожесточается. То, что казалось бесспорным, теперь вызывает сомнение: верность «царю и отечеству», воинский долг. В госпитале Мелехов задумывается над будущим.
События 1917 года поначалу дают многим надежду на новую точку отсчета, новую истину. Меняющиеся ценности, политические и нравственные, не дают надежного ориентира. Шолохов показывает, как поначалу Григорий увлекается внешней стороной
революции, ее лозунгами. Он идет воевать на стороне красных. Но опять сталкивается с бессмысленной жестокостью и теряет веру. Когда красные приходят на Дон и начинается массовое уничтожение казачества, Григорий Мелехов сражается с ними. Он видит жестокость и белых, и большевиков, он приходит к выводу, что «все они одинаковы! Все они ярмо на шее казачества». Мелехов не принимает исторической правды, потому что людям, с которыми он связан общей судьбой, такая правда несет только смерть. Ни белые офицеры, ни большевики не кажутся ему достойными стоять у власти. Отчаявшись найти правду, Мелехов заглушает душевную боль пьянством, беспорядочными женскими ласками, бессмысленной жестокостью. Но Шолохов не дает нам, читателям, высокомерно осудить героя. Писатель возвращается к мысли, что важнейшее в человеке — его корни. В самое черное время Григорий Мелехов живет любовью к родной земле, к отчему дому, семье, и судьба вознаграждает его. Он получает то единственное, что ему осталось в жизни: возможность постоять на пороге родного дома, подержать на руках сына.
Судьба народная в «Тихом Доне» страшна и величественна. Шолохов сумел рассказать о людях с непростыми характерами, тяжелой жизнью так, что мы не просто сопереживаем им, мы верим необходимости нравственных поисков, вместе с героями начинаем понимать всю фальшь готовых ответов на вопрос: в чем правда, в чем смысл человеческого существования. И навсегда в душе остаются образы людей, которые всей жизнью доказали: правда в том, чтобы хранить тепло родного очага, а высшее проявление любви — готовность пожертвовать всем ради того, кого любишь. История нередко идет непрямыми путями, и никто из нас не знает, в какое время ему предстоит жить. Поэтому роман Шолохова актуален и сейчас, и мы будем искать в нем если не ответы, то поддержку в трудные переломные моменты, когда каждому приходится самому решать, где правда, а где ложь, и выбирать свой путь.
«Тихий Дон» М. Шолохова — роман-эпопея, раскрывающая судьбу народа в период Первой мировой и Гражданской войн. Российская действительность предоставила в распоряжение автора такого рода конфликты, которых еще не знало человечество. Старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких «вечных» вопросов, как человек и история, война и мир, личность и народ. Последняя проблема для данного произведения особенно актуальна.
«Тихий Дон» — роман о судьбах народа в переломную эпоху. М. Шолохов правдиво выразил взгляд на революцию не с одной стороны, как это было в большинстве книг того времени, а с обеих: горечь трагедии, мысли и чувства общенародные, общечеловеческие. Драматические судьбы основных действующих лиц, жестокие уроки судьбы Григория Мелехова, главного героя романа, а также Аксиньи, Натальи складываются у М. Шолохова в единство жизненной правды народа на историческом переломе.Действие в романе развивается в двух планах — историческом и бытовом, личном. Но оба эти плана даны в неразрывном единстве. Патриархальная идиллия мелеховской юности разрушается в плане личном — его любовью к Аксинье, в плане социальном — столкновением Григория с жестокими противоречиями исторической действительности. Органична и развязка романа. В плане личном — это смерть Аксиньи. В плане социально-историческом — это разгром белоказачьего движения и окончательное торжество советской власти на Дону.
В центре романа трагедийный характер — Григорий Мелехов. Он олицетворяет трагедию народа: это и трагедия тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману, трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело.
Григорий Мелехов — одаренный сын народа. Прежде всего он честный человек — даже в своих заблуждениях. Он никогда не искал собственную выгоду, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь, Григорий Мелехов немало пролил крови. Вина его несомненна. Он сам осознает ее.Но к Григорию Мелехову нельзя подходить однозначно. Нельзя не заметить, что он впитал в себя целый ряд народных традиций: тут и кодекс воинской чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачьему фольклору. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к поверженным, презрение к малодушию и трусости определили поведение Григория Мелехова во всех жизненных обстоятельствах.Воплощением народной нравственности и нерушимых жизненных устоев являются в романе Ильинична и Наталья. Ильинична — хранительница семейного уклада. Она утешает своих Детей, когда им плохо, но она же сурово судит их, когда они совершают неправедные поступки. Страдает от нелюбви Григория Наталья, и ее страдание отмечено высокой нравственной чистотой.В романе «Тихий Дон» показан величайший социальный сдвиг
в судьбе народа. Не только гибель казачества как сословия изображена в книге. Величие М. Шолохова в том, что он прослеживает жизнь всей нации, общенародную судьбу. Столкнулись два мира представлений и верований, произошли крутые исторические разломы. Герои М. Шолохова объединяют в себе коренные противоречия эпохи, воплощают общенародные душевные качества. В этом сила шолоховского реализма.Действие этого произведения охватывает годы жизни нашей страны, ознаменованные великими событиями всемирно-исторического значения. Первая мировая война, Февральская, а затем Октябрьская революция, гражданская война – вот основные его вехи. «Тихий Дон» - это одновременно история становления великого художника и торжество гуманистической мысли о России и революции. Шолохов не просто ввел множество новых фактов, он убеждал в глубочайшем трагизме революции, раскола народа на враждующие группы. Никакого ликующего праздника угнетенных в кипении революции нет. Это очень кровавый путь обновления, может быть, неизбежный, но противоречивый и страшный для отдельного человека, его семьи, целого рода и всей страны. Нельзя говорить о том, что народ только «очищается» в революциях от рабства и покорности. Он часто и дичает, безумеет, попросту звереет от вседозволенности, ломает нерушимое, становится игрушкой злых сил. Губительный и страшной силой оказалась революция и для главного героя романа – Григория Мелехова. Противоречива и запутанна его судьба. Пытаясь разобраться в происходящем, пытаясь все понять, все вместить, не выпадая из событий, Григорий мечется из стана в стан, сражаясь то на стороне красных, то на стороне белых. Этот честный, смелый, трудолюбивый человек всю свою жизнь проводит в чужой и «далекой ему стране» ненависти, смерти. Ожесточаясь, впадая в отчаяние, он с отвращением обнаруживает, как весь его талант, все его силы уходят в опасное мастерство сотворения смерти. Ему некогда быть «дома», в семье, среди любящих его людей. А он стремится к труду на земле, к покою, к детям, но вынужден быть вечно обращенным лицом к войне, «к стихии жестокости». Почему все это происходит? Григорий хочет дознаться до самого главного в событиях. Он буквально одержим жаждой понять те силы, что «вступили в управление жизнью». В финале романа Григорий Мелехов, устав от бесплодных метаний, вконец опустошенный, возвращается домой, на хутор Татарский. Была ранняя весна 1922 года. Когда сходит снег и подсыхает прошлогодняя трава, в степи начинаются «весенние палы» (пожары). Кругом зеленеет трава, пасутся пролетные гуси, вьют гнезда стрепета. А там, где прошлись палы, чернеет мертвая, обуглившаяся земля, «не гнездует на ней птица, стороною обходит ее зверь». Такой же черной, выжженной как степь после пожаров, стала жизнь Григория. Шолохов недаром приводит такое сравнение. Всего лишился Григорий, все отняла у него, все нарушила смерть. Одна надежда у него осталась – дети. Он еще не знает, что его ждет очередная потеря – осенью умерла Полюшка. Осень и зиму Григорий прожил в лесу с дезертирами. Похоронив Аксинью, он трое суток скитался по степи, а потом отправился в Слащевскую дубраву, где, как он слышал, оседло живут дезертиры. Долго бродил он по лесу, но выйти к какому-нибудь жилью не решался. После смерти Аксиньи Григорий утратил «разум и былую смелость». Измученного, отощавшего нашли его дезертиры и привели к себе в землянку. С наступлением холодов с «неожиданном силой» проснулась в нем тоска по родному дому, по детям. Днем Григорий старался отвлечься от этих мыслей работой: вырезал из дерева ложки, миски, фигурки. Но ночи были мучительны, невыносимы. Не было больше сил чего-то ждать, от кого-то скрываться, он не мог больше жить, как загнанный зверь. Григорий возвращается на хутор. Подойдя к дому, он бросил в воду винтовку, наган, патроны. Он не желал больше воевать ни на чьей стороне. Еще издали увидел он Мишатку. Наконец сбылось то немногое, о чем мечтал Григорий бессонными ночами: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…» Все движения героя в сложном пространстве романа – это путь хождения по мукам с открытым всему, «разворошенным» сердцем. Мир дробится, а он ищет цельности, истин, не подавляющих целые группы людей. Он подмечает то, к чему другие равнодушны. Григорий Мелехов вплоть до окончания романа сохраняет высочайшую степень прозрения, интуитивного различия добра и зла. Он куда более последовательный гуманист, нежели застывшие в своей «ясности» представители обоих враждующих лагерей.

 

Вопрос 45. Проза Великой Отечественной войны. Проблематика, художественное своеобразие (на примере повести В. Астафьева «Пастух и Пастушка»)

Во время войны преобладали малые жанры – стихи, песни, очерки рассказы, в связи с тяжелыми условиями и нехваткой времени. Большие жанры, как-то романы, романы-эпопеи, новеллы, не создавались, а стали создаваться позже.

50е годы время «неконфликтной литературы» о войне. О войне писали в «ура-патриотических» тонах. Писать о проигрышах, предателях Родины было нельзя, тоже относилось к теме пленников, трудности и грязи войны. Наблюдалась тенденция общей лакированности действий.(О промахах Сталина не могло быть и слава. Умалчивались и ужасающие потери первых лет войны.

Но затем вернулись с войны писатели «видевшие и вдохнувшие войну»:

Быков «Пойти и не вернуться»

? Бондарь «Гор. Снег»

Бакланов «Навеки 19-е»

Васильев «А зори здесь тихие…» - В их книгах впервые появляется правда о войне- правда первого дня, первого солдата. Начинается новый виток осмысления войны, осмысление трагических страниц истории.

70-80е годы – философское осмысление войны. Усиливается художественное и документальное начало.

Дангулов «Кузнецкий мост»

Чаковский «Блокада», «Победа

Стаднюк «Война»

Симонов «Живые и мертвые»- трилогия(1. Живые и мертвые; 2. Солдатами не рождаются; 3. Последние лета), изображающая три основные этапа войны 1. Тяжелые поражения. 2. Итва на Волге. 3. Операция Багратион.

Конец 80х годов - запрещенная книга В. Гроссман «Жизнь и судьба».Роман диалог- дискуссия. Поднято много проблем философского характера.

В. Астафьев. «Пастух и Пастушка», («Проклята и убита»- другая книга).

Цитаты: «Война ведь война, брат, беспощадная…» «О боже, есть ли предел человеческого безумия?!»

«Я стремился создать символику». Создавая повесть, он хотел не только написать о самой кровавой и страшной в истории человечества войне, но и выразить «философию подвига, человеческой жизни, любви, смерти».

«Современная пастораль» — такое жанровое определение дает ввести В.Астафьев. Он сталкивает сентиментальное мироощущение (пастух и пастушка, пастораль, чувствительность, единственная любовь) с грубым бытом войны. Взятые из арсенала поэтики сентиментализма образы пастуха и пастушки постепенно превращаются в символ. Он заявлен в названии повести («Пастух и пастушка») и вызывает у читателя определенное ожидание. Ответ дается достаточно быстро Прибыв в освобожденный хутор, взвод Бориса Костяева натыкается на страшную картину — убитых пастуха и пастушку - двух стариков, приехавших в эту деревню с Поволжья в голодный год. Они пасли колхозный скот. Этот эпизод остается в сознании и как символ жестокой войны, и как символ вечной любви. Но в тексте про­ходит дальнейшее развитие символа. В ту единственную ночь, которая была отпущена влюбленным, в памяти Бориса всплывают убитые старик и старуха и детское воспоминание, когда он с матерью ездил в Москву к тетке и ходил в театр, где танцевали под сиреневую музыку доверчивые в своей беззащитности влюбленные пастух и пастушка.

В последний раз образы пастуха и пастушки, убитых на войне, мелькают в угасающем сознании взводного, когда его раненного везут санитарном поезде в тыл. Образ-символ пастуха и пастушки, который сопровождает Бориса Костяева в тексте повести, помогает писателю раскрыть чувствительность, ранимость, неординарность главного героя, несовместимость с жестокой реальностью войны и в то же время способность на необычную, возвышенную любовь. Подстать Костяеву и его возлюбленная, образ которой создается счет арсенала изобразительных средств литературы романтизма.

Люся — женщина во многом загадочная. Мы так и не узнаем, кто она и откуда. Многие приметы свидетельствуют о том, что она не деревенская, достаточно начитанна и музыкальна, что она понимает и чувству­ет людей, что с нею произошло что-то страшное.

Зачин и эпилог повести, в которых описана безымянная женщина, которая все же разыскала могилу своего возлюбленного посреди России и, навестив его, пообещала, что скоро воссоединится с ним навечно, решен в стиле романтическом, то есть в стилистике Люси, поэтому можно предположить, что это и есть состарившаяся Люся, которая пронесла свою любовь к Борису через всю жизнь.

«Пастух и пастушка» — повесть о любви и о войне. В центре по­вествования — малая войсковая единица, взвод пехоты и ее командир Борис Костяев, ванька-взводный (хотя это часто употребляемое писателем слово не гармонирует с образом героя). Взвод участвует в ликвидации взятой в тиски большой группировки немецких войск, командование которых отклонило ультиматум о капитуляции.

В повести не называется ни время, ни место сражения (это также один из способов отхода от реалистической поэтики). Но ясно, что действие происходит на Украине, где окружена и уничтожена громадная группировка противника. По мнению исследователей, Астафьев описывает Корсунь-Шевченковскую операцию 1944 года, одну из выдающихся в истории Отечественной войны.

Под пером Виктора Астафьева, признанного мастера словесного изображения, оживают картины боя, которые написаны убедительно, зримо, но порой «окопная» правда писателя излишне натуралистична: «На поле, в ложках, в воронках, и особенно густо возле изувеченныхдеревцев лежали убитые, изуродованные немцы. Попадались еще живые, изо рта их шел пар, они хватались за ноги, ползли следом по истолченному снегу, опятнанному комками земли и кровью, взывая о помощи.

Обороняясь от жалости и жути, Борис зажмурил глаза: «Зачем пришли сюда?.. Зачем? Это наша земля! Это наша Родина! Где ваша?»

Пафос повести антивоенный. Она густо заселена героями и дает вполне реальное представление о том, какие люди защищали страну. Повесть значительна и как первое крупное произведение писателя овойне, и как прорыв к новому стилю. Писатель справедливо считает что в «Пастухе и пастушке» он преодолел себя, собственную традицию. Поэтому и отношение его к повести особенное. «Больше других люблю «Пастуха и пастушку», — говорит писатель... —Дополняя, переписывая повесть, я всякий раз, удаляя бытовую упрощенность, от индивидуально явных судеб и мыслей уходил все далее к общечеловеческим».

В. Астафьев переделывал повесть восемь раз, окончательный и последний вариант датируется 1989 г. Повесть «Пастух и пастушка» — экспериментальная по своей сути, в которой автор искал и новое содержание, и новые формы. Она открывала перед писателем разные возможности. Одна из них — путь по которому шли Гоголь, Булгаков, используя условные формы изображения, символику, фантастику. Но Астафьев, несмотря на всю привлекательность таких художественных решений, избирает иной, который также обозначил себя в повести — натуралистический способ изображения жизни. Окончательный выбор пути состоялся не тогда, в 1971 г., когда повесть была опубликована, а I спустя 15 лет, во второй половине 80-х годов, когда появился новый роман писателя «Печальный детектив».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал