Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 52. Творческий путь М. Шолохова. Особенности реалистического метода писателя.⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26
М. Шолохов родился в хуторе Кружилин станицы Вешенской, в области Войска Донского, в семье «иногороднего», выходца из Рязани. С этими казачьими местами были связаны вся его жизнь и творчество. Учился в церковно-приходской школе, а затем до 1918 г. в гимназиях. В годы гражданской войны на Дону работал в низовых органах советской власти, служил в продотрядах, был продинспектором в Ростове-на-Дону. В 1922 г. приехал в Москву, однако не задержался в ней надолго. Через биржу труда брался за многие работы (грузчик, каменщик, счетовод и др.). С 1923 г. начал печататься в молодежных газетах и журналах. Но в 1924 г. вернулся на Дон и с тех пор постоянно жил в родных местах. Первая книга М. Шолохова — «Донские рассказы» (1926). В них изображена кровавая борьба с новой властью небольших казачьих отрядов (или банд, как тогда их называли), которые после окончания гражданской войны выступили против установившегося в стране режима. В воссозданных писателем ситуациях перед читателями предстают персонажи, действия которых определяются классовой ненавистью, вызывающей порой беспредельную жестокость. Писатель показывает братоубийственный — в буквальном смысле этого слова — характер борьбы: брат убивает брата, сын — отца, отец — сына. Страшные сцены, изображенные в «Донских рассказах», подчас натуралистичны, но уже в некоторых художественных приемах, в словесной фактуре рассказов виден будущий автор «Тихого Дона». В течение пятнадцати лет работал писатель над главной книгой своей жизни — романом «Тихий Дон» (печатался роман в 1928—1940 гг.). В этом романе Шолохов переосмыслил свое прежнее понимание жизни и времени, запечатленное в «Донских рассказах». Он показал подлинный трагизм раскола народа на два лагеря, трагизм судьбы личности, поставленной перед трудным выбором своего пути, выбором, в котором должно участвовать человеческое сердце. Об этом было хорошо сказано в обращении к Шолохову представителя Шведской академии при вручении ему в 1965 г. Нобелевской премии за роман «Тихий Дон»: «Ваше грандиозное повествование о старом режиме, отчаянно отстаивавшем свои пошатнувшиеся позиции, и о новом режиме, так же отчаянно сражающемся за каждую пропитанную кровью пядь земли, все время ставит вопрос: кто правит миром? Оно дает и ответ: сердце. Сердце человека с его любовью и жестокостью, горем, надеждами, отчаянием, унижением и гордостью. Сердце человека, являющееся истинным полем битвы, всех побед и поражений, которые выпадают на долю нашего мира...» Высокая трагедийность, эпический размах, неожиданное (по сравнению с «Донскими рассказами», предшествовавшими появлению романа), художественное мастерство Шолохова в «Тихом Доне» вызывают время от времени споры об авторстве этого романа, которые не смогли поколебать славу выдающегося писателя. Создание второго романа Шолохова «Поднятая целина» растянулось на тридцать лет (первая книга появилась в 1932 г., вторая — в 1960-м). Роман посвящен коллективизации в деревне. Его не случайно причисляли к достижениям литературы социалистического реализма: пафос «Поднятой целины» — в утверждении коллективизации как верного исторического выбора для крестьян. И хотя, как отмечают теперь в работах о Шолохове, талант писателя в этом романе сопротивлялся навязываемой схеме, но схема эта на страницах романа все-таки давала о себе знать, Шолохов осуждает перегибы и отдельные несправедливости в осуществлении насилия над крестьянами, однако это не меняет ведущую, идейную позицию и оценки писателя. Роман и сегодня представляет интерес для читателей благодаря писательскому мастерству в изображении характеров главных героев, в бытописании казачьей жизни. Во время Великой Отечественной войны полковник М.А. Шолохов был корреспондентом газеты «Правда». Он написал рассказ «Наука ненависти» (1942), в 1943 г. начал роман «Они сражаешь за Родину», оставшийся незавершенным. В годы «оттепели» (к либеральным тенденциям которой Шолохов отнесся неодобрительно) он опубликовал рассказ «Судьба человека» (1956), ставший поворотным во всей прозе о войне. В последние четверть века жизни писателя в его творчестве наступил спад — новые произведения больше не появлялись. Литературная биография Шолохова далеко не во всем прояснена. Многое в его облике двойственно: то он великий художник, то пристрастный, нередко односторонний, политизированный публицист. Шолохов-художник создал поразительные, насыщенные нестареющей правдой картины величайшей национальной трагедии, которая разрушала уклад народной жизни. Сгорела в огне гражданской войны домовитая семья Мелеховых — средоточие казачьего мироздания; другой военный ураган невиданной силы» стер с лица земли дом Андрея Соколова. В прозе Шолохова обе войны, да и коллективизация — объективно! — непрерывное жестокое сокрушение созданных веками основ народного бытия, испытание человеческой души. Как художник Шолохов в своем литературном поведении стремился противостоять бюрократическому режиму: жил на Дону, в Вешенской, вдали от властей, избегая повседневной политической суеты. Но, как коммунист, к тому же входивший в руководящий орган партии — Центсильный Комитет, как партийный публицист, он оказывался нередко в зависимости от идеологических догм, которые влияли на его высказывания: и в 30-е годы, когда он поддерживал кампанию унификации языка литературы, одобрял репрессии против «врагов народа» (хотя известно, что в конце 30-х годов против самого писателя репрессивные органы готовили «компрометирующие» материалы, которые давали в те времена основание для ареста, и лишь прямое обращение писателя в самые высокие инстанции уберегло его); наконец, в 60-е и 70-е годы он участвовал в кампаниях против Солженицына и других «инакомыслящих». Сама судьба Шолохова стала по-своему драмой несовместимости большого таланта с тоталитарным строем, горьким доказательством зависимости художника, бессильного противостоять насилию политической лжи, вынужденного жертвовать какими-то сторонами своей личности, чтобы сохранить возможность художнической работы.
|