Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 63. Современная русская проза.
Общие процессы, происходившие в нашей стране, привели к разрушению единого динамичного развития в литературе. Разрушение Советского союза в 90е годы привело к изменениям в социальной и политической жизни и остро отразилось на людях и их творчестве. Появляется запрещенная эмигрантская литература. Происходит расщепление литературы: 1.Реалистическая литература – Абрамов, Шукшин, Астафьев. См. вопр.59, 60 и т.д. 2.Постмодернистическая литература – Ерофеев, Пелевин, Сорокин. В настоящее время постмодернизм идёт на спад, происходит разрушение эстетики (у Сорокина – Потребление собственного калаL) Современная русская проза это в основном постмодернистическая литература. ПОСТМОДЕРНИЗМ– литературное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичность, децентрированность современного мира; «дух литературы» конца 20 в; литературу эпохи мировых войн, научно-технической революции и информационного «взрыва». Одной из её основных характеристик являются метаморфозы, в основу которых легли процессы и события, происходившие в нашей стране. Постмодернизм играет с читателем, одновременно происходит игра автора с героем. Также для постмодернизма характерны симулякры - суррогаты культуты, пустые места. Появляется квазиавтор, который живет в своем наркотическом бреде. Характерной чертой постмодернизма является десокрализация – снятие уважения и почитания к памяти. Питается постмодернистическая литра субкультурой. Постмодернистическая литература не имеет единой интерпретации, понять, что хочет сказать автор очень тяжело. Способы организации постмодернистического текста: - авторская маска -гиперперсонажная маска -псевдоавторская маска -изобретение нового значения слов -для реконструкции используется весь культурный интертекст. Русский постмодернизм возникает как неофициальная культура, в нем присутствует деконструкция текста - реконструируют культуру социализма. Особенности русского постмодернизма: - большая политизированность -приверженность к юродству - склонность к крайности -представление произведения через эпотирование и радикальные приемы. Направления: -Концептуализм – выход за пределы текста (в сферу функционирования текста – театрализация текста, имидж автора). - Соц арт- реконструкция реалий и языка советской массовой культуры(тунеядство, дефицит). - Женская проза -Авангардизм. Ерофеев представитель лирического постмодернизма «Москва-Петушки» - книга, которая соединила в себе фарс и трагедию, грубость и утонченность. См. вопр.61. Относительно Толстой и её романа «Кысь» среди критиков существуют 2 мнения: Разрушение литры эпохи постмодернизма, либо её яркий пример. См. вопр.62. Подробнее поговорим о ярких представителях постмодернизма Пелевине и Сорокине. Виктор Пелевин. Творчество В.П. критики воспринимают неоднозначно. Многие относят его произведения к жанру фэнтези (Фентези не соприкасается с реальностью). Но все-таки большинство относит его произведения к постодернистическому направлению, в его произведениях присутствует игра цитат, игра штампами, речевые клише, использование чужого текста как основы построения собственного повествования. Пелевин представитель турбо-реализма, его фантазийность – вывихнутое сознание. Мир его произведений существует по законам текста и подчинен им. Он не укладывается во временные границы. Характерная черта его произведений – галлюцинации, балансирование за пределами реальности. В них мы видим скитание заблудившейся психической энергии в интернете. «Священная книга оборотня». Сюжет романа был выбран довольно простой – история любви лисы-оборотня и оборотня-волка в погонах. Именно простота сюжета вуалирует глубину, а зачастую – и известную «реакционность» авторских идей. «СКО», как и священная книга христиан, Библия, помогает научить лису как войти в радужный поток, указывая ей, что любовь – единственный ключ к разгадке тайны. Иллюзорность близости и любви становиться ведущим мотивом книги. На философском пласте романа много уделено теме пустоты (вакууму), которая может быть заполнена любовью. Пустота выступает в романе и с религиозной точки зрения – в Дзен-Будизме человек может найти истину взамен пустоты в один момент и оказаться в нирване. Главный образ, лиса, от лица которой и ведется все повествование, образ – чрезвычайно насыщенный, притягательный и романтический, правда (может быть, именно поэтому) своим собственным лицом она как раз и не обладает. И не просто, потому что она – оборотень. Единственное, на что она способна – это под своим именем транслировать чужие взгляды. И видимо, не очень доверяя понятливости читателей, Пелевин дополняет это рядом очевидных деталей, призванных подчеркнуть аллегорию: хвост - антенна, высылающий ожидаемые клиентами образы, виртуальная продажность, отсутствие субстанциального содержания. Одним словом, лиса – это откровенная аллегория массмедиа. Поэтически-красноречивая, она способна лишь воспроизводить – приукрашивая и усиливая – менталитет собеседника. Она, как верная представительница обеих древнейших профессий, оказывается своего рода резервуаром – как в сексуальном (вместо детородного органа у нее эластичный мешочек -симулякр), так и в ментальном смысле. Сквозная у Пелевина тема пустоты, ничто, всплывает здесь в довольно неожиданном – массмедийном контексте. Всеядность идейного восприятия Лисы лишний раз подчеркивается внешней детскостью образа. В действительности же речь, конечно, идет о программном отсутствии сколько-нибудь стабилизированных ценностей, или точнее будет сказать так: главная транслируемая ценность – абсолютная пустота. Лиса – всего лишь передатчик, символ массмедийной трансляции. Уже одно ее имя А Хули вызывает в сознании что-то вроде синонимичного «а по фигу». Неожиданно вспыхнувшая взаимная страсть к волку – «оборотню в погонах» - должна была бы показаться вполне логичной. Да и как по-другому могла бы относится китаянка-лиса, вероятней всего воспитанная в конфуцианских традициях, к наделенным государственной властью «волкам позорным»? Да и способны ли российские массмедия не любить власть? Все транслируемые хвостом-антенной образы, которые лиса посылает своим клиентам (ну, конечно же, нам зрителям и читателям – адресатам массмедиа) естественно, иллюзорны, и как всякая массмедийная иллюзия, и по самому своему понятию древнейшей профессии должна соответственно оплачиваться (вспомним об эластичном мешочке вместо детородного органа). Волк, очевидно, выражает властно-олигархическое и, определенно, коррумпированное начало. Отношение между символизируемой волком властью и виртуально-массмедийно-ценностно-проституированным началом в лице лисы поначалу абсолютно безоблачны. Волк «любит» лису, лиса отвечает взаимностью. Власть любит (имеет) массмедиа, массмедиа любят (имеют) власть. Ведь и сам любовный акт, – всего лишь временное заполнение мешочка-симулякра под хвостом у лисы. В сущности, лиса не имеет пола. Любовь обоих, как и сама их природа, возможна лишь виртуально: подлинный оргазм достигается лишь сплетениям хвостами-антеннами (по Пелевину, «хвостоблудие») и всегда сопровождается массмедийной визуализацией. Роман, безусловно, утверждает и невозможность подлинной связи между властью (Александр) и прессой (Лиса). Настоящий мужской медиум любви в силу произошедшей с ним трансформации используется отныне уже явно не по назначению. «Пятая лапа» - это и есть та загадочная вертикаль власти, которой всех можно прижать к ногтю (когти-то растут на причинном месте). Но вот «овладеть» прессой благодаря ей уже не удается. Отсюда вывод: нынешняя власть – всего лишь массмедийная креатура, ибо массмедиа – вот подлинный сверхоборотень, «высшая сущность», своими смертельными поцелуями, превращающей львов в ручных шариковых. По мнению критиков, оборотни в погонах символизируют стаю, которая, буквально, доит дающую нефтяное молоко корову-Россию. В СКО можно увидеть пародию на ФСБ и Путина, в отношения А-хули и Алексанра можно увидеть пародию на отношения Путина и Хадарковского - сверхоборотень может быть только один. Сорокин. «Лёд». Изображенное в этом произведении таинственное братство, преследует совершенно конкретную цель: собрать вместе 23 тысячи избранных — существ с голубыми глазами и светлыми волосами, Детей Света. Их отличает от обычных, «пустых» людей не только внешность, но и способность «говорить сердцем», называть свое истинное имя, если в область сердца ударить молотом, сделанным изо льда, который добывается на месте падения Тунгусского метеорита. Члены братства «просеивают человеческий материал», находя похожих на себя людей и испытывая их ударами ледяных молотов, которые для всех, кто не является «избранным», оборачиваются мучительной смертью. Таким образом В.Сорокин моделирует общность, состоящую из людей, чья «особость» не является следствием их осознанного выбора, но обусловлена фактом рождения. Однако осознание этой особости дает право «братьям» и «сестрам» снимать с себя всякую этическую или гражданскую ответственность по отношению к окружающему их социуму. Используя спои связи, члены братства проникают на самые высшие ступени властной иерархии, одинаково комфортно чувствуя себя и в тоталитарном, и в либеральном обществе. Только в первом случае они задействуют властные ресурсы тоталитарной системы для добычи необходимого количества льда и поиска возможных «братьев», а во втором — для тех же целей привлекают криминальные структуры. Фантастическое допущение, лежащее в основе романа, позволяет писателю тем не менее дать достаточно жесткий анализ реалий современности и недавнего прошлого. Последнее изобретение «братства» — использование возможностей «общества потребления»: оздоровительная система «Led» в виде некоего лечебного прибора без вреда для здоровья использующих его людей позволяет определить «избранных», что, впрочем, не отменяет проблемы обреченности мира в случае достижения «братством» своей пели. По сути дела, идея избранничества в равной степени релевантна и для тоталитарных систем (к примеру, для националистических идеологий: не случайно внешность «братьев» близка арийскому канону), и для уголовной среды (жестко иерархичной и построенной на презрении к «фраерам»), и для различного рода модернистских проектов, противопоставляющих «людей духа» «бездуховной толпе». Однако в критике неоднократно роман «Лёд» называли самым «сердечным» творением В.Сорокина. Действительно, в нем четче, чем в предыдущих произведениях писателя, прописана сюжетная линия, практически отсутствуют немотивированные логикой повествования элементы, будь то абсурдные коллизии или вторжение «зауми», в меньшей степени присутствуют запредельные по своей жестокости или физиологичности описания. Роман соотносится и с еще одной свойственной позднему творчеству В. Сорокина тенденцией — он кинематографичен по своей форме: важную роль в нем играют диалоги, визуализация сюжетного ряда, авторские описания напоминают сценарные ремарки, сцены сменяются по принципу монтажа. Это стало естественным ответом писателя на сложившуюся в современной культуре ситуацию, когда кинематограф вытесняет собой иные, традиционные виды искусства, в том числе и литературу. В.Сорокин постоянно находится в напряженном поиске адекватных форм отражения тех изменений, что происходят в обществе и культуре.
|