![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие о передачах
Передачей называется механическое устройство, передающее вращательное движение от вала электродвигателя к валу рабочих органов. Одновременно передачи позволяют изменять скорость вращения вала, направление движения на противоположное и преобразовывать один вид движения в другой. В механических передачах вал с закрепленными на нем деталями, передающими вращение, называется ведущим, а вал с деталями вращения — ведомым. Все механические передачи можно разделить на ременные, зубчатые, червячные, цепные и фрикционные. Зубчатые передачи (рис. 1-1) — это механизм, состоящий из 2-х губчатых колес, сцепленных между собой. Эти передачи получили широкое применение в передаточных механизмах машин. В зависимости от конструкции и расположения зубчатых колес, зубчатые передачи подразделяются на цилиндрические, конические и планетарные. По способу зацепления зубьев, зубчатые передачи делятся на передачи с внешним и внутренним зацеплением. В зависимости от расположения зубьев, колеса подразделяются на прямозубые, косозубые и шевронные. Для передачи сложного вращательного движения используется планетарный зубчатый механизм (рис. 1-2" а"), при котором одно зубчатое колесо неподвижно, другое совершает двойное вращение: вокруг своей оси и вокруг оси неподвижного колеса (взбивальная машина). Ременная передача (рис. 1-2" г") — осуществляется при помощи двух шкивов, закрепленных на ведущем и ведомом валах, и надетого на эти шкивы ремня. Вращение от одного вала к другому передается посредством трения, возникшего между шкивом и ремнем. Ремень в поперечном сечении может иметь форму прямоугольника — плоскоременная передача, трапеции — клиноременная передача, круга — круглоременная передача. Ремни выполняются из кожи или хлопчатобумажной и прорезиненной ткани. Нормальная работа зависит от правильного натяжения ремня. Ременная передача бесшумна в работе, проста по кон-
Рис. 1-1. Зубчатые передачи. а - прямозубая, б - косозубая, в - шевронная, г - коническая, д - с круговыми зубьями, е - с внутренним зацеплением. струкции и предохраняет машину от поломки в случае заклинивания, так как ремень будет пробуксовывать. На предприятиях общественного питания широкое применение получила клиноременная передача, применяемая в картофелечистках, мясорубках, холодильных агрегатах и т.д. Червячная передача (рис. 1-2 " б") применяется для передачи движения между валами с пересекающимися осями. Состоит она из винта со специальной резьбой (червяк) и зубчатого колеса с зубьями соответствующей формы. Эти передачи компактны, бесшумны и значительно снижают скорость вращения вала. Цепная передача (рис. 1-2 " в") состоит из 2-х закрепляемых на валах звездочек и шарнирной гибкой цепи, которая надевается на звездочки и служит для их связи. Эти передачи применяются в механизмах и машинах при больших расстояниях между валами и параллельном расположении их осей. Цепные передачи обеспечивают постоянное передаточное отношение и по сравнению с ременной передачей позволяют передавать большие мощности, кроме того, одной цепью можно приводить в движение нескольких валов. К недостаткам цепной передачи можно отнести высокую стоимость обслуживания, сложность изготовления и шума в процессе работы. Фрикционная передача (рис. 1-2" д") - состоит из 2-х катков, множенных на валы и прижатых один к другому. Вращение от ведущего катка передается ведомому за счет силы трения. При передаче вращения между параллельными валами применяются цилиндрические передачи, между пересекающимися валами — комические.
Эти передачи просты по конструкции, бесшумны в работе и самопредохраняются от перегрузок, однако имеют некоторые недостатки: низкий КПД 80-90%, непостоянное передаточное число и повышенный износ катков. Кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное движение рабочего инструмента. Он состоит из коленчатого вала, шатуна и поршня. При пращении коленчатого вала, шатун заставляет поршень перемещаться нозвратно-поступательно. Этот механизм применяется в компрессорах холодильного оборудования. §5 Понятие о электроприводах Электроприводом называется машинное устройство, используемое для приведения в движение машины. Он состоит из электрического двигателя, передаточного механизма и пульта управления. На предприятиях общественного питания наибольшее распространение имеют двигатели, рассчитанные на напряжение 380/220 В. Это значит, что один и тот же двигатель может работать от сети переменного тока с частотой 50 Гц и с напряжением 380 или 220 В, следует только правильно соединить обмотки его статора. Соединяя их " треугольником", двигатель подключают к сети напряжением 220 В, соединяя " звездой", к сети напряжением 380 В. П
§6 Аппараты включения Для нормальной эксплуатации электрооборудования необходимо иметь специальные аппараты и устройства, с помощью которых производится пуск и контроль за работой электрооборудования, а также защита от перегрузок и аварийных режимов работы. Управление электрооборудованием может быть ручным — при помощи рубильников, выключателей, полуавтоматическим — при помощи пусковой кнопки, и автоматическим — при помощи автоматического аппарата без участия человека. Аппараты включения (рис. 1-3). К ним относятся рубильники, кнопочные пускатели, пакетные выключатели, штепсельные разъемы, микропереключатели и кулачковые переключатели. Рубильники. Рубильники применяются в основном в качестве разъединителей для размыкания и замыкания электрической цепи вручную и лишь изредка для включения и отключения различного технологического оборудования. Они устанавливаются главным образом на распределительных электрических щитах и как исключение на стене с обязательным защитным кожухом. Применяются рубильники с боковым и центральным 12 ■
приколами на токи 60, 100, 200 А и более с напряжением 220 и 380 В. Кнопочные пускатели. Кнопочный пуска-iciii. представляет собой фехполюсной выклю-чптель, замыкание контактов производится путем нажатия на кнопку " Пуск". Размыкание контактов происходит мри нажатии на кнопку " Стоп". Они выпускаются в защищенном исполнении и рассчитаны n; i ток до 12, 5 А и потребляемую мощность нс более 2, 5 кВт.
Пакетные выключатели. Они значительно компактнее рубильни-Koii и монтируются с иыиодом на панель только рукоятки, что обеспечивает безопасность работы обслужи-шпощего персонала. Пакетные выключатели в основном применяются для включения и имключения электродвигателей и выпускаются они на токи 10 и 25 А мри напряжении 220 В, в одно-, двух-, и трехполюсном исполнениях. Эти пакетные выключатели могут применяться и при напряжении 380 II, но допустимая величина тока для них снижается соответственно до 6 и 15 А. При номинальных величинах тока и напряжении и коэффициенте мощности 0, 8 пакетные выключатели вьщерживают 20000 переключений. Частота переключений не должна превышать 300 раз в час. Поворачивая рукоятку пакетного выключателя на 90°, можно включать и отключать оборудование. Из четырех положений рукоятки пакетного выключателя два соответствуют включенному и два выключенному состоянию машин. Кроме пакетных выключателей, широко применяются и пакетные переключатели. В пакетном переключателе только одно положение соот-нетствует отключенному состоянию, оборудования, а тир остальных — иключенному различными способами.
Штепсельные разъемы. Для подключения к сети переносных и передвижных электрических машин и электротепловых аппаратов применяются штепсельные разъемы, которые изготовляются различного типа, вида и размера. Размеры и толщина контактных штырей, зависит от мощности и напряжения тока. Штепсельные разъемы, состоящие из розетки и вилки, применяются в цепях однофазного тока. Трехконтактные разъемы используются для однофазного тока, но при этом 3-й контакт связан с заземляющим приводом. Токонесущие контакты в штепсельном разъеме находятся в глубине пластмассового корпуса, что предохраняет от поражения электрическим током. Микровыключатель. Микровыключатель предназначен для включения и отключения электродвигателя под воздействием усилия этой машины или ее деталей. Они имеют небольшие размеры, просты и надежны в эксплуатации и поэтому широко применяются в различных машинах. Кулачковый переключатель. Кулачковые переключатели состоят из корпуса, шпинделя и рукоятки. Внутри переключателя расположены подвижные и неподвижные контакты. С правой и левой стороны корпуса расположены клеммы, к которым подсоединяются провода электросети и машины. При повороте рукоятки на 90° подвижные контакты соединяются с неподвижными контактами, образуя различные варианты замыкания контактов. §7 Аппараты защиты Чрезмерные токи перегрузки и короткого замыкания в основном возникают в цепи, когда сопротивление ее оказывается намного меньше номинального сопротивления. Причинами этого могут быть повреждение электроизоляции, перегрузка двигателя. Под действием этих больших токов за короткое время может вьщелиться такое количество тепла, которое перегреет провода и электрооборудование выше критической для изоляции температуры. Если не обеспечить своевременное отключение электрической цепи, то произойдет воспламенение изоляции проводов и электрооборудования. Для защиты электрооборудования от перегрузок применяются плавкие предохранители, автоматические выключатели, тепловые реле защиты. Плавкие предохранители (рис. 1-4) по своей конструкции подразделяются на резьбовые и трубчатые. Главной частью плавких предохранителей является плавкая вставка — металлическая проволока, или пластина меньшего сечения, чем сечение проводов. При токах короткого замыкания в пять и более раз превышающий номинальный ток в цепи, плавкая вставка мгновенно расплавляется. При этом электрическая цепь разрывается и прохождение тока к токопотребителям прекращается.
Рис. 1-5. Автоматический выключатель. а - общий вид; б - со снятой крышкой: 1 - неподвижные контакты, 2 - подвижные контакты, 3 - кнопка «Пуск», 4 - кнопка «Стоп», 5 - электромагнитный расцвпитель, 6 - дугогасительные камеры. Автоматический выключатель (рис. 1-5). Автоматический выклю-читель служит для защиты электроцепи от токов короткого замыкания и юкон перегрузки. Он представляет собой пластмассовый корпус, внут-|ш которого установлены подвижные и неподвижные контакты, а также |ри электромагнитных и три тепловых расцепителя. На крышке корпу-i л имеется две кнопки, одна черная — " Включено", красная — " Отключено". При коротком замыкании в цепи срабатывают электромагнитные рмецепители. При длительных перегрузках в цепи срабатывают тепловые рисцепители. Принцип действия тепловых реле защиты тот же, что и у мнтоматических выключателей с тепловыми расцепителями.
|