Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 6. Театр XIX века.
На рубеже 18-19 вв. начинает складываться романтизм. Порожденный атмосферой всеобщего духовного брожения, социальных и национально-освободительных движений, он явился первой реакцией на Французскую революцию 1789-1794 г. и просветительство 18 в. Разочарование в просветительских идеалах, неудовлетворенность окружающей действительностью сближала художников различных идейных и эстетических устремлений. Одной из центральных проблем романтического искусства становится проблема личности и ее взаимоотношений с окружающим миром, проблема непримиримого конфликта могучей, исключительной, сбросившей все оковы личности и обыденной реальности. На этой основе и вырастает романтический культ личности, чувства и воображения. Отсюда господство лирической стихии в романтическом искусстве, ломка традиционных жанровых форм. Страстный лиризм проникает и в литературу, и во все виды искусства – в музыку, живопись и, конечно, в театр. Теоретики романтизма (Тик, Колридж, Гюго и др.) ратуют за приближение театрального искусства к жизни, за расширение тематического диапазона драматургии, за художественное воплощение многогранной действительности, за показ взаимосвязи высокого и низкого, героического и комического. На этих принципах строится большая романтическая драма (Байрон, Гюго, Клейст). Романтическая поэтика контрастов, требование «местного колорита» реализуются в показе на сцене жизненных противоречий, чувственных реалий, в свободном решении мизансцен. Громадные сдвиги переживает актерское искусство. Работа актера в таких разнообразных драматургических жанров, как трагедия, комедия, мелодрама, пантомима, водевиль, разрушает традиционную систему амплуа и ведет к расширению выразительных средств. Уже на рубеже 18-19 вв. крупнейшие мастера сцены, улавливая дух времени, стремятся к раскрытию характера человека, к исторической и психологической конкретизации образа. В последующие десятилетия актеры, освобождаясь от условно-декламационной манеры, статуарной неподвижности классицистического театра и одновременно от грубой буффонады ярмарочных балаганных зрелищ, овладевают искусством непринужденного разговора, воплощения живых человеческих страстей. Для романтического театра становится характерным тяготение к раскрытию бурных психологических столкновений, поиск новых приемов для передачи возрастных, национально-исторических и даже профессиональных особенностей рисуемой личности. При этом романтический герой, к 1830м гг. уже завоевавший сцену, всегда, независимо от того, к какой эпохе относится действие пьесы, выступает как «молодой человек 19 столетия», с его метаниями и трагическим противостоянием враждебному окружению. Нет сомнения в том, что романтизм, давая дружные всходы во всех сферах театральной жизни, прокладывает путь реалистическому искусству.
Становление реализма, на первых порах хронологически совпадающее с победами романтизма (1820-1830е гг.), тесно связано с процессом вызревания новой системы социальных отношений - буржуазного общества, поэтому яркие его образцы появляются в наиболее развитых странах – Франции и Англии. Реализм стремится постичь законы действительности как объективную данность, концентрирует внимание на повседневности. Он улавливает сложную зависимость человека от общества. Художники-реалисты видят процесс эволюции личности под воздействием общества и стремятся создать вместо исключительного, имманентно-существующего героя романтиков типичные характеры в типичных жизненных обстоятельствах. Соответственно конфликт между человеком и обществом приобретает в искусстве реализма не абстрактно-вневременной, а социально обусловленный характер, что позволяет художникам острее и глубже подчеркнуть трагический разлад между человеком и миром. Реализм поднимается до больших обобщений, приобретающих символический характер. Реализму принадлежит ведущее место в литературе 19 в. Продолжая начатую романтиками ломку границ между родами и жанрами литературы. Создатели реалистического романа органично сплели эпическое с лирическим и драматическим. «Всеобъемлющим родом поэзии» называет современный ему роман Белинский. Включение драматизма в повествовательный жанр, давшее Белинскому право говорить о «драме в форме повести и романа», позволило театру использовать богатые достижения этого нового рода литературы. Уже в первой половине 19 в., особенно начиная с 1840х гг., в репертуаре появляются и занимают прочное место инсценировки романов, удовлетворяя потребность театра в разработке больших социальных проблем современности (инсценировки произведений Бальзака, Сю, Бичер-Стоу и др.). В отличие от романа реалистическая драматургия встречает на своем пути множество препятствий. Первую попытку создать «серьезную драму» на повседневном жизненном материале, который ранее был сферой комедии, предприняли просветители 18 в. (Лилло, Дидро, Мерсье, Лессинг и др.). Но просветительская драма неизбежно переключала социальный конфликт в сферу морали, лишая героя его типических, социально обусловленных черт. Романтическая драма с ее культом страстной, исключительной личности менее всего тяготела к анализу прозаизма реальной жизни, всячески подчеркивала несовместимость высоких идеалов и обыденности. Драматурги-реалисты видят обусловленность всех жизненных явлений объективной закономерностью, которую Бальзак называет «социальным двигателем». Но встать вровень с реалистическим романом драме в ту эпоху не удается. И вместе с тем театр в 19 в. переживает пору мощного подъема. Принцип свободной конкуренции влечет за собой количественный рост театров и в Западной Европе и в США. Идет процесс демократизации театра, расширяется зрительский контингент, преодолевается дистанция между привилегированными и «низовыми» театрами. На сцене «низовых» театров появляются лучшие образцы современной драматургии, здесь формируется творчество крупнейших актеров. Все эти процессы предопределяют необходимость отмены системы театральных монополий. Значительные сдвиги происходят в середине 19 в. в актерском искусстве. Актеры овладевают искусством создания реалистических образов, сочетания индивидуальной неповторимости характера с глубоким социально-типическим обобщением, доводимым подчас до символа. В эту же пору возникают предпосылки для появления режиссерского театра, стремящегося к созданию художественно целостного спектакля, в котором все его составляющие – мизансцены, актерское искусство, оформление, костюмы, музыка – служили бы одной цели: раскрытию жизни человеческого духа в исторически конкретных обстоятельствах.
|