Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 9. Послевоенные театр.⇐ ПредыдущаяСтр 36 из 36
Театр 1940х – начала 1950х годов. Этот период в советском искусстве самой логикой трагических событий отчетливо делится на два этапа: военный и послевоенный, внутри которого, есть, в свою очередь, четко означенные рубежи – смерть Сталина (1953) и знаменитый «антисталинский» съезд КПСС (1956). У каждого из этих этапов были свои «предлагаемые обстоятельства», свои социально-политические и идеологические задачи, и, следовательно, - определенные этим жанровые поиски, темы и герои. Общими оставались жесткая тоталитарная система, комендно-административные принципы руководства искусством. И, конечно, неизменным был насаждаемый стиль так называемого социалистического реализма. Главным мерилом художественного качества станет доступность, понятность произведения искусства рядовому зрителю. Как следствие – расцвет традиции бытового реализма, сдобренного в некоторых случаях определенным количеством патетики и романтики. Перед войной и в самые первые ее годы период настоящего расцвета переживает историко-биографический жанр, до этого существовавший на периферии театральных интересов. В 40е-50е годы продолжают активно работать Попов, Охлопков, Лобанов (театр Ермоловой), Акимов, Михоэлс, Дикий. Из учеников в мастера постепенно переходят Завадских, Р. Симонов, Равенских, Товстоногов, Гончаров. Смерть Немировича в апреле 1943 года, по сути, подводит черту под историей театра, созданного им вместе со Станиславским. Вынужденно вписываясь в общественно-политические, художественно-эстетические реалии жизни современного ему общества, театр постепенно, но необратимо меняется. Происходит забвение или добровольный отказ от принципов, на которых он когда-то был основан, размываются художественные критерии. Одно из последних важных начинаний Немировича – создание Школы-студии при МХАТ. В самый разгар войны, в 1943 году, она примет первых студентов. Таков был авторитет Художественного театра. 1946 – после смерти Москвина художественным руководителем становится Кедров. Режиссер и актер, он был фанатичным последователем «системы» Станиславского, достаточно узко, догматично им понимаемой. Бесконечные награды, но очень холодное отношение зрителей. В послевоенное время на жизни искусства оказывается ужесточившееся цензурное, идеологическое давление. В стране сгустилась атмосфера подозрительности, слежки. С одной стороны, в стране взвинчивается атмосфера подозрительности; с другой – всеобщей виновности. Происходят непрерывные собрания с публичными покаяниями деятелей искусств. В 1949 закрыт Камерный театр. в этом же году в «Правде» появляется статья «Об одной антипартийной группе критиков»… Тяжелые времена начались для всех, кто занимался зарубежным искусством. Многим руководителям театров вынужденно приходилось принимать правила игры, ставить драматический ширпотреб. Что, конечно же, не могло не вести за собой резкое снижение уровня театрального искусства. Понадобились годы, чтобы возвращение русской сцены к утраченному отчасти чувству профессионального достоинства обрело осмысленный и устойчивый характер. Театр 1950-1990х годов. Г.А. Товстоногов (1913-1989). Стал руководителем БДТ в 1956. Спектакли: Идиот (1957), Варвары (1959), Горе от ума (1962), Три сестры (1966), Мещане (1966), Ревизор (1972), Ханума (1973), История лошади (1975), Тихий Дон (1977) 15 октября 1956 – первый сбор труппы будущего театра «Современник». Первый спектакль – «Вечно живые». Последний спектакль Ефремова здесь – «Чайка» (1970). О.Н. Ефремов (1927-2000). 1970 – он главный режиссер МХАТа. А.В. Эфрос. 1964 – приходит в театр Ленинского комсомола. Спектакли: «В день свадьбы» Розова, «Снимается кино», «Мой бедный Марат», «104 страницы», «Чайка», «Мольер». 1967 – на Малую Бронную: Ромео и Джульетта, Отелло, Брат Алеша (Розов), Дон Жуан, Женитьба, Месяц в деревне, Три сестры В начале 80х – на Таганку: Вишневый сад, На дне, Мизантроп, У войны не женское лицо. В 1960е – целый ряд новых режиссерских имен: Любимов, Хейфец, Захаров (1967 – Доходное место), Фоменко (1966 – Смерть Тарелкина в Маяковке), Волчек. 23 апреля 1964 – спектаклем «Добрый человек из Сезуана» открылся Театр на Таганке. Спектакли: «Антимиры» Вознесенского, «Пугачев» Есенина, «А зори здесь тихие…», «Деревянные кони», Гамлет, Владимир Высоцкий, Борис Годунов 1967 – Гончаров в Маяковке: Дети Ванюшина, Трамвай Желание, Человек из Ламанчи, Банкрот, Беседы с Сократом. 1973 – Захаров возглавил Ленком. Тиль, Звезда и смерть Хоакина Мурьетты, Юнона и Авось, Оптимистическая трагедия, Мудрец, Поминальная молитва. 1981 – Додин возглавил МДТ: Дом, Братья и сестры… 70е – период творческого становления для: Морозова, Еремина, Гинкаса, Яновской, Бородина, Левитина, Фокина, А. Васильева. Р. Виктюк: Федра (на Таганке), Анна Каренина (в Вахтанговском), Квартира Коломбины (Петрушевской – в Современнике), Служанки, 1993 – Мастерская Петра Фоменко.
|