![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ммгчь анализа и описания педагогических технологий
> Педагогические технологии на основе методически го усовершенствования и дидактического реконструирош ния учебного материала: укрупнение дидактических единщ (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библе> ра и СЮ. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Ъ расова, технология реализации теории поэтапного формировФ ния умственных действий Н.Ф. Талызиной и М.Б. Воловича и дц > Педагогические технологии на основе усиления со> циально-воспитательных функций образовательных уч| реждений (технология адаптивной школы, здоровьесберегат щие технологии и др.). > Педагогические технологии на основе современны! информационно-телекоммуникационных средств (СМЩ эта новая группа технологий выделена в силу того, что при> менение данных средств не только значительно преобразует! структуру учебного процесса, но создаёт небывалые условии; для его интенсификации. > Технологии на основе усиления социально-воспитательных функций педагогических процессов подразумс вают целенаправленно организованные воздействия со сто! роны среды, социальных субъектов воспитания (семья, средства массовой информации и т.п.).
> Альтернативные, радикально изменяющие обучение: например, вальдорфская педагогика Р. Штейнера, техА нология свободного труда С Френе, технология вероятностного образования A.M. Лобка. > Наконец, можно выделить целостные политехнологии авторских школ (из наиболее известных — «Школа сея моопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гон-Ш чарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М.Ба-' лабана и др.). 15. Категория педагогических объектов Но категории педагогических объектов (обучающих- t и м аоспитующихся) наиболее важными являются: У массовые школьные технологии; У технологии продвинутого уровня; > технологии компенсирующего обучения; У различные виктимологические технологии; > технологии работы с отклоняющимися (трудными и Данная классификация не во всём удовлетворяет требо-п hiмям единства оснований, однородности (рядоположенно-i in) и взаимоисключаемости объектов и поэтому требует Ийльпейшей доработки. Она может служить базой для осу-iiiir i нления технологического подхода и ориентации в мире педагогических технологий. Одни классификационные типы больше пригодны для решения практических задач учебно-тн питательного процесса, другие представляют лишь теоре-тческий интерес. При идентификации технологии конкретного педагоги-'н i кого процесса надо иметь в виду, что классификационные жим далеко не всегда существуют в чистом виде (в моноварианте), а чаще сочетаются, комплексируются, проникают друг в друга. Методологию изложения материала в пособии определила широко распространённая сегодня идея модернизации ийразования. Этой идее соответствует классификация педа-нн ических технологий по направлениям модернизации. Модель анализа и описания педагогических технологий Учёный стремится не столько описать неизменное, сколько найти не изменяющиеся описания меняющегося. Г. Браун Описание технологии предполагает раскрытие всех остин n.ix её характеристик, делающее возможным её воспроиз-" | /ниие. ~f ВВЕДЕН!» Описание (и анализ) образовательной технологии моя но представить в следующей структуре (аналогично прово дится и анализ передового педагогического опыта). 1. Название технологии, отражающее главную решаг мую ею проблему, основные качества, принципиальную! идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации учебно-воспитательно] го процесса или характерную региональную (местную) сити ацию. Название технологии часто даётся по одному самому яркому её признаку. 2. Идентификация данной технологии в соответствии I принятой систематизацией (классификационной схемой).
1. Вид педагогической технологии по уровню приме-\ нения (метатехнология, отраслевая, модульно-локальная] микротехнология). 2. Основные используемые философские позиции. 3. Основные используемые методологические подходы 4. Отношение к факторам развития.
5. Изложение особенностей применяемой научной концепции освоения опыта в данной технологии. 6. Ориентация технологии на определённую сферЛ развития индивида (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП, СТЩ СФР). 7. Принадлежность технологии к определённой со\ держательной области. 8. Указание преобладающих видов социально-педагоА гической деятельности. 9. Характеристика типа управления педагогическим] процессом.
10. Методы и средства, применяемые в технологии, выделение преобладающих. 11. Применяемые организационные формы педагоги-] ческого процесса. 12. Преобладающие средства обучения. 13. Описание воспитательной ориентации и подхода к человеку (ребёнку, подростку, молодёжи). 14. Отнесение педагогической технологии к какой- Ми ми, анализа и описания педагогических технологий 15. Характеристика категории (адреса) контингента, на который направлена технология. 3. Целевые ориентации технологии. Характеризуются Ц{ ми и задачи, достижение и решение которых планируется в щх пологий, строится дерево целей и задач. 4. Концептуальная основа педагогической технологии. Краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов и \ пологий, способствующее пониманию, трактовке её пост-рпг'пия и функционирования, в том числе философские пошипи, используемые факторы и закономерности развития, пнуч пая концепция освоения опыта, ориентация на определим пую сферу развития человека, методы воспитания. 5. Содержание УВП. Содержание и структура УВП Идей и теорий воспитания, принципов системности, соответ- гтипя целям и социальному заказу. Указывается объём и характер содержания обучающих и воспитывающих воздейст-iinii, структура учебно-воспитательных планов, материалов, программ. 6. Процессуальная характеристика (методические 7. Программно-методическое обеспечение. Программ .... him научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления: учебные планы и программы, учгбнме и методические пособия, дидактические материалы, наглядные и технические средства обучения, диагностический инструментарий.
8. Соответствие критериям технологичности. Основными критериями технологичности являются: - системность (комплексность, целостность); - научность (концептуальность, развивающий характер); - структурированность (иерархичность, логичность, ] алгоритмичность, преемственность, вариативность); -г- процессуальность (управляемость, диагностич-ность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость). 9. Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной. Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности, а содержание образования в рамках технологии - с позиций современных теорий общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа. В процессуальной характеристике прежде всего определяется целесообразность и оптимальность отдельных технологических элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых. Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления. Главными критериями оценки педагогической технологии являются её эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к субъектам и объектам обучения и воспитания. Рекомендуемая литература Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. № 2. Афанасьев В. Г. Системность и общество. М, 1980. БабанскийЮК. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М: Просвещение, 1985.
|