![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии воспитания и обучения детей с проблемами
ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ Работа с трудными является проб ным камнем, на котором отчётливо рас крываются все достоинства и изъяны как отдельного педагога, так и целого педагогического коллектива. В. Мясищев В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно-образовательных нормативов успешности, установленных в обществе норм поведения и общения. Эти отклонения (девиации) проявляются в школьной неуспеваемости детей; отсутствии интереса к учению, труду, организованному досугу; недисциплинированности; невыполнении общественных норм поведения; нарушении прав окружающих людей; конфликтности; высокой тревожности; наличии нежелательных качеств личности (лени, лживости, эгоистичности, грубости); гиперактивности (пассивности); немотивированной агрессии, жестокости; употреблении алкоголя и наркотических веществ; наконец, в правонарушениях. Причины отклонений. Проблемы в развитии возникают под влиянием таких групп факторов: а) биогенных (неблагоприятная наследственность, ро б) психогенных (противоречия между физиологичес в) социогенных, в числе которых следует отметить: — экономическое неблагополучие некоторых слоев общества; ...................................:......... 63 —безнадзорность в семье (лишний ребёнок); —отрицательный пример родителей (нет дружбы, об-ения); —чрезмерная любовь к детям (ребёнок — кумир); —авторитарность воспитания в семье (принуждения,)иды);
—отсутствие трудового воспитания в семье (освобож-спность от домашнего труда); —влияние отрицательных сторон рыночных отношений; —влияние уличного взаимодействия с асоциальными лементами; —влияние средств массовой информации; —участие в неформальных объединениях молодёжи;
—отсутствие доверительных отношений учителей с ениками; —перегрузка школьных программ; —пассивные методы обучения; —словесная методика воспитания;
—система принуждения в школе, отсутствие свободы ыбора; —отсутствие коллективов в школьных классах, слабая абота общественных организаций; —отсутствие индивидуальной работы с учащимися по иквидации пробелов; —отсутствие интересных дел в школьной жизни; —недостатки системы трудового воспитания в школе; —слабая база для проведения досуга по месту житель-тва и др. Типизация детей с проблемами. Дети с проблемами трудные) — это результат сложного взаимодействия небла-оприятных условий, ошибок в воспитании и пробелов в пси-ическом развитии ребёнка. С психолого-педагогических noli ций можно выделить пять основных групп детей с пробле-ами (см. рис. 9): 1) дети с ограниченными возможностями жизнедея-ельности, т.е. с глубокой патологией физического и/или сихического развития (с ограничением движения, недостатками зрения, слуха, умственным отставанием); для них Ц. ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ Ihiiiтификационная характеристика технологий воспитания и обучения детей с проблемами
существуют специальные учреждения — детские дома, интернаты; 2) дети с задержкой психического развития (ЗПР) — для них существуют коррекционные учреждения или группы (классы) выравнивания, в которых осуществляется коррекция развития; 3) дети с педагогической и/или социальной запущенностью, состоящие в основном контингенте учебно-воспитательных учреждений как «трудные», трудновоспитуемые и труднообучаемые (компенсирующая педагогика); 4) дети с нарушением социальных связей и отношений, социально-дезадаптированные, характеризующиеся отчуждением от семьи или школы, асоциальным поведением, склонностью к правонарушениям; 5) дети «зоны риска* имеют неглубокие, непатологические, неярко выраженные, пограничные отклонения психики или личностные психологические особенности (акцентуации характера, неадекватную самооценку, нарушения эмоционально-волевой сферы, тревожность, комплексы). В силу этого они предрасположены к возникновению проблем в обучении и воспитании; для «детей зоны риска» существует только индивидуальный подход, основанный на углублённой психолого-педагогической диагностике и коррекции, но чаще всего группа риска не выделяется из общей массы учащихся. Социально-педагогические признаки определяют следующие группы детей с проблемами: а) неуспевающие (труднообучаемые) и недисциплинированные (трудновоспитуемые); б) сверхактивные и сверхпассивные; в) с нарушениями в сфере общения (конфликтность, агрессивность, сквернословие, аутсайдерство); г) с вредными пристрастиями (упо-фебляющие алкоголь, табак, наркотики) и склонностями (к воровству, аморальным поступкам); д) с антисоциальными проявлениями; е) правонарушители. Технологии работы с «детьми с проблемами» в современных образовательно-воспитательных учреждениях (дет-НДы, школы, УДО, спецучреждения) интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов. Их общая характеристика может быть представлена обобщённой технологией (метатехнологией) развития, обучения и воспитания детей с проблемами.
|