Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии компенсирующего обучения
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения Дифференциация обучения — это создание различных условий обучения для детей с различными способностями и проблемами путём организации учащихся в однородные (гомогенные) группы. Содержательная основа уровневой дифференциации — наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объёмом материала. Учащимся с различными типами проблем предлагается усвоить адекватную программу (вариант). При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки' на усвоение всего, что даёт наиболее полный вариант программы, к установке «возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного». Перечислим преимущества: — исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей; — повышается уровень мотивации учения в сильных группах; — в группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться; — создаются щадящие условия для слабых; — у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; — отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания; — появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам; — реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; — повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. Выделяют следующие виды дифференциации:
—региональную — по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы); — внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки); — в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.); — межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы); — внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса). Внутриклассную дифференциацию называют ещё «внутренней» в отличие от всех других видов «внешней» дифференциации. К внутренней дифференциации иногда относят и деление класса на любые, даже разнородные группы. При этом дети с проблемами выделяются в отдельную группу, с которой держится постоянный воспитательный контакт. Индивидуальный подход — это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех технологиях, особенно в проектном, продуктивном обучении. Технологии компенсирующего обучения Нет неуспевающих, есть неуспевшие. Е.Н. Ильин По данным статистических наблюдений, в настоящее время до 20% детей, поступающих в общеобразовательную школу, имеют различные психосоматические дефекты, которые без организации дополнительной психолого-педагогической помощи ученику приводят к хроническому отставанию в учебной деятельности и последующей социально-педагогической дезадаптации. ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ 72................................................. Под компенсирующим обучением в общеобразовательных учреждениях РФ подразумевают обучение в специально создаваемых классах школьников, не имеющих отклонений в интеллектуальном развитии, но по различным причинам испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. У этих детей при сохранённых возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти и внимания, недостаточный темп психических процессов, не-сформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. Эти школьники обладают низкими адаптационными возможностями, что делает их уязвимыми перед воздействиями внешней среды и предрасположенными к патологическим реакциям на школьные перегрузки и стрессовые ситуации. В связи с этим в общеобразовательных школах существуют классы компенсирующего обучения, где предусмотрены специальные диагностико-коррекционные программы, выявляющие и корректирующие дефекты развития детей, дополнительные педагогические усилия в отношении отстающих учащихся. Компенсирующее обучение — это создание вокруг ребёнка реабилитирующего пространства, в котором предусматриваются компенсация недостатков школьного образования, семейного воспитания, устранение нарушений работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья. Необходимый компонент технологии компенсирующего обучения — создание динамического наблюдения (мониторинга) за состоянием и* развитием каждого ребёнка. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относятся в первую очередь педагогическая любовь к ребёнку (забота, гуманное отношение, человеческое тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатками — сострадание, участие, необходимая помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
|