![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология работы с проблемными детьми в массовой школе
— — уменьшение (а не укрупнение) дидактических единиц (УДЕ); — опора на наглядно-образную педагогику, восхожде ние от конкретного к абстрактному. Разновозрастные группы (РВГ). РВГ — особая орга низационная форма, включающая различные виды обучения: группового, коллективного и индивидуального. В РВГ вхо дят ученики V-IX классов (разного возраста и уровня разви тия). Каждый ученик имеет право изучать материал в других классах (по одним предметам он может опережать свой класс, по другим — отставать). Занятия регламентируются не расписанием, а индивидуальными картами обучения по предметам, ученики посещают их по желанию и ориентиро вочным графикам. Из методик внутрипредметной дифференциации применяются различные виды дифференцированной и индивидуализированной помощи: — опоры различного типа (от плаката-примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы); — алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы); — указание типа задачи, закона, правила; — подсказка (намёк, ассоциация) идеи, направления мысли; — предупреждение о возможных ошибках; — разделение сложного задания на составляющие. предлагаются диагностические работы, чтобы определить урн вень усвоения им материала и на этой основе наметить даль нейший путь развития. Ученик может на одном предмете за держаться, другой изучать в опережающем режиме. Учитель работает с группой (микрогруппами) учащих ся, но у него оказывается больше возможностей для индиви дуализации обучения. Технология работы с проблемными детьми в массовой школе В массовой школе в категорию проблемных («трудных») попадают: а) дети труднообучаемые и трудновоспитуемые; б) дети зоны риска. Они отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники, качество приспособительных, адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки. Предупреждение и преодоление трудновоспитуемос-ти — целостный процесс, он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внут-иколлективные отношения, в систему ответственных отношений с обществом и коллективом, привлечение «трудного» социально ценной деятельности с учётом имеющихся у неположительных качеств, сил и способностей и регуляцию тношений воспитателей и воспитуемых, использование сех положительных возможностей школы, семьи, общест-снности, создание единых педагогических позиций по отно-ению к «трудным» детям, формирование объективной са-ооценки, обучение методике самостимуляции положитель-ого поведения. Ниже приводится один из возможных вариантов техно-огии работы с «трудными» в массовой школе. Модель коррекции отклоняющегося поведения Модель разработана и апробирована кандидатом педа-/шических наук, доцентом кафедры педагогики Ярославского технического университета Юрием Юрьевичем Черво под руководством профессора Г.К. Селевко. Гипотеза о механизме формирования отклоняющеюся поведения. Личность ребёнка представляет собой само-иравляющуюся систему; своё поведение он строит на осно-потребностей, усвоенного им опыта деятельности и пред-
Модель коррекции отклоняющегося поведения .............................................. 77
ставления о самой себе. Главная компонента самоуправляю щего механизма личности у детей и подростков является эмоциональная составляющая Я-концепции, системы осо знаваемых и неосознаваемых представлений личности о себе. Я-концепция и взаимодействующие с ней потребности и качества личности — внутренняя движущая сила, мотива ционная основа реакции на указанные выше факторы окру жающей обстановки. В рабочей модели Я-концепции ребёнка выделяются четыре компоненты: представление «Я знаю» (и соответствующая ему потребность в познании и самопознании), «Я нравлюсь» (потребность в самовыражении), «Я способен» (потребность в самоутверждении) и «Я защищен» (потребность в защищённости). Реализация этих потребностей и формирование Я-концепции происходят во взаимодействии со средой, в реальной жизнедеятельности ребёнка, в его отношениях с окружающими людьми, а затем сформированная Я-концепция становится психогенным фактором поведения, саморегулирующим механизмом. Если потребности удовлетворяются в положительной сфере, то формируется положительная Я-концепция (+Я), эмоциональный аспект которой выражается в ощущениях -чувствах, эмоциях Я-знаю, Я-нравлюсь, Я-способен, Я-защи-щён. Положительная Я-концепция способствует успешности деятельности и поведения, формированию положительных качеств. Неудовлетворённые потребности приводят личность к отрицательной Я-концепции (Я не знаю, Я не нравлюсь, Я не способен, Я не защищен). Развитию «-Я» способствуют различные социально-педагогические обстоятельства: отрица тельные оценки окружающих, авторитарные принуждающие воздействия, отсутствие внимания к ребёнку со стороны родителей и воспитателей. Позиция «-Я» ведёт либо к гиперактив-ному (Я-агрессивное), либо к фрустрационному, саморазру шающему (Я-фрустр.) поведению, появлению комплекса неполноценности. Формируется психогенная дезадаптация. Часто неудовлетворённые потребности направляются и удовлетворяются в негативной сфере, происходит инверсия отрицательной Я-концепции, возникает и формируется положительная Я-концепция (успех) в негативной сфере деятельности, формируется один из типов отклоняющегося по-недения — трудновоспитуемая личность (см. рис. 10). знаю теневую сторону жизни нравлюсь негативным элементам способен к агрессии, хамству, лжи защищен дружками, неформальными лидерами Позитивная сфера Негативная сфера Рис. 10. Инверсия отрицательной Я-концепции
|