![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений. Модель «КДН - координационный центр социально-воспитательной работы в районе»
Модель «КДН - координационный центр социально-воспитательной работы в районе»
— —группы социальной инициативы: экологисты («зелёные»), охраны памятников, политически направленные и др. Среди наиболее важных причин, побуждающих молодых людей «уходить в неформалы», — потребность в друзьях, в чём-то необычном, а также конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против формализма и вранья. Ребята вырастают, стремятся выбраться из-под опеки семьи и попадают в объятия улицы, принимая её несколько поверхностный демократизм за ту раскрепощённость и свободу, о которой они мечтают. Выходя за пределы очерченной взрослыми «детской площадки», от несвободы семьи и школы, ребёнок попадает в несвободу неформальной организации, примыкая к уже сложившейся группе (по территориальному признаку). Эта несвобода от окружения — одна из характерных особенностей современного детского населения. Вторая особенность — беспредметность общения. «Предмет», вокруг которого объединяются подростки, выполняет практически «тотемическую» функцию. Рок-музыка, футбол, мода — лишь повод для определённого типа общения. Специалистов поражает то обстоятельство, что футбольные фанаты в массе не разбираются в азах футбола, рокеры, различая этикетки солистов и групп, обычно вовсе не меломаны и музыкально безграмотны. И футбол, и музыка, как и прочие «предметы», лишь помогают различать свою общность. Поэтому гораздо важнее предмета общения оказывается всевозможная атрибутика и символика. Она выполняет роль наглядно-чувственной кар тины ритуала, который организует группа вокруг того или иного занятия. И третья особенность уличных неформальных групп -часто нездоровые нравственные начала, отрицательная антп социальная направленность. Структура примитивной тусовочной группы сходна с группой животных. Главарь — пользуется правом присвоения любых благ и безнаказанной агрессивностью. Его отличают физическая сила, властность, смелость, свирепость, способность к интриганству (хитрость). Второе лицо в группе — «Авторитет», единственный, кто может давать советы вожаку. Он уступает главарю в смелости, решительности, но по уму часто превосходит. Главаря также окружают ведомые разных типов: приближённые, подхалимы, марионетки, забитые и т.д. Психологические механизмы группового воздействия на личность: зрелищное (аудиовизуальное) общение; групповое давление; заражение; убеждение; приучение; референтные отношения; подражание. Результат действия всех факторов на подростка — усвоение им «неписаных правил». «Неписаные» правила взаимодействия в примитивной группе: 1) правило унижения; 2) правило рангового соответствия (унижение лишь тех, кто ниже); 3) правило отпора: если не дашь отпор, то станешь объектом ещё больших унижений. Это и правило отбора: возможность подняться на ранг; 4) правило силы (сильный должен доказывать свою силу); 5) правило гонения: кто не может (не хочет) унижать, тот подвергается гонению; 6) правило «козла отпущения»; 7) правило отвода агрессии от себя (демонстрируй солидарность с группой); 8) правило круговой поруки. Модель «КДН — координационный центр социально-воспитательной работы в районе» Зуева Светлана Валентиновна — руководитель Центра социальной политики, кандидат педагогических наук, г. Ярославль. Сложившаяся система жизнеустройства детей с нарушением социальных связей и отношений, обеспечения их реабилитации и социальной поддержки включает: органы социальной защиты, учреждения образования, учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы и учрежде-
ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ ния культуры, физкультуры, спорта и туризма, а также различные общественные организации и фонды. Однако в деятельности учреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитацией детей с нарушением социальных связей и отношений (безнадзорных и правонарушителей), часто отсутствует координация. Модель СВ. Зуевой позволяет ликвидировать этот недостаток, " изменяя роли комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), которая рассматривается как головной орган во всей межведомственной сети социальных учреждений и служб, занимающихся «детьми с проблемами». Структура модели (см. рис. 12). Комиссию возглавляет председатель — заместитель главы администрации местного органа власти. В состав комиссии входят специалисты, имеющие высшее образование и/или профессиональный опыт работы с несовершеннолетними: инспектор по делам несовершеннолетних, представители органов образования, социальной защиты населения, здравоохранения, адвокатуры. На добровольной основе к работе комиссии привлекаются представители государственных и общественных организаций, средств массовой информации, церкви, желающие оказывать ей помощь в решении её задач. Главные задачи и функции комиссий по делам несовершеннолетних: • координация ведомственных взаимодействий по организации единого социально-воспитательного и реабилитационного пространства, территории; • оказание помощи несовершеннолетним в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов; • определение форм устройства (в том числе трудоустройства) несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; • рассмотрение представлений органов образования об исключении ребёнка из образовательного учреждения; • осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними; • рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних;
но........................................................ • рассмотрение дел в отношении родителей, опекунов, • применение мер воздействия к несовершеннолет Комиссии могут применять к несовершеннолетним следующие меры воздействия: —убеждение; —предупреждение; —предостережение, выговор или строгий выговор; —возмещение ущерба несовершеннолетними; —штрафные санкции; —передача несовершеннолетнего под надзор родителей; —передача несовершеннолетних на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам; —направление в специальные лечебно-воспитательные учреждения; — направление материалов в суд. Решение о направлении несовершеннолетнего в закрытое учебное заведение Комиссия представляет на утверждение суда. В случае необходимости Комиссия обращается в суд с иском для защиты интересов, восстановления нарушенных прав несовершеннолетних. Связи (координации, руководства и сотрудничества) КДН с отраслями и учреждениями, осуществляющими социальные функции на данной территории, представлены на рисунке 12.
|