![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В отделении диагностики социальной дезадаптации
выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка. На основе этих данных создаётся индивидуальная программа реабилитации. Осуществление программы производится в отделении реализации программ социальной реабилитации. Проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьёй и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в получении образования, специальности и в профориентации. Индивидуальная программа реабилитации реализуется как в условиях дневного или круглосуточного стационар;! центра, так и в семейной воспитательной группе. Отделение социально-правовой помощи осуществляет защиту прав и законных интересов воспитанников. Самое сложное направление деятельности центра — работа с семьёй. Социальная реабилитация в центре непремен но ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. Работа с конфликтными семьями основана на взаимодействии с психологом на уровне консультирования; работа с аморальными семьями ведётся на уровне социально го патронажа. После возвращения детей в семью продолжаются соци альный патронаж, прямые контакты с членами семей и кон сультации специалистов (психологов, юристов, врачей-нар кологов и др.). Модель «Социальный приют» Социальный приют — это учреждение открытого типа, которое предназначено для оказания помощи беспризорным несовершеннолетним детям, оказавшимся в сложной жиз ненной ситуации.
Модель «Социальный приют» Основные цели социального приюта — организация временного (сроком До 2 месяцев) проживания детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, предоставление им убежища, оказание медико-психологической, юридической и другой помощи, решение задач их дальнейшего трудоустройства. Контингент детей, поступающих в социальные приюты, характеризуется крайней степенью социальной запущенности, отставанием в психосоматическом развитии, посттравматическими синдромами. Это: —«дети улицы», дети-бродяжки либо дети — социальные сироты, отобранные из семей, где условия их содержания из-за злоупотребления алкоголем и жестокого отношения родителей угрожали их жизни и здоровью; —большинство уже приобщилось к курению, употребляют алкоголь; —подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном состоянии вследствие социально-педагогической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации (100%); —почти у всех имеются различные хронические заболевания; — многие нигде и никогда не учились, у них не сформиро- — у многих детей отмечается задержка психического Диагностика начинается с установления личности ребёнка, места проживания родителей или опекунов. Затем проводится психологическая и медицинская диагностика. Она включает выявление интересов и проблем несовершеннолетних, выработку совместно с ними установок для дальнейшей жизни, учёбы. Работникам приютов приходится сталкиваться с двумя главными психологическими проблемами: отставание ребёнка в психическом развитии и преодоление последствий его психической депривации. Социально-реабилитационная работа с детьми, как правило, начинается с социально-бытовой и медико-соци-
122................................................................... альной реабилитации, когда детей лечат, избавляют от педикулёза, учат пользоваться ванной, есть горячую пищу, спать в постели с простынями и т.д. Большое внимание уделяется также психоэмоциональной реабилитации, где на первом ме сте стоят комфортные условия проживания, доброжелатель ность персонала и воспитателей, а также специальные психо-терапевтические методы и прежде всего игротерапия, сказко терапия, психотерапевтический театр. Дети старшего возрас та, подростки включаются в различные формы обслуживающего труда, работают в пошивочных и столярных мастерских по изготовлению игрушек, сувениров и т.п. Подготовка ребёнка к школе — важное условие его будущей адаптации в неприютской среде. В приюте дети и подростки должны получать и общеобразовательную помощь. Зачастую приютские дети либо вообще не посещали школу, либо у них большие перерывы в посещении, либо они не в состоянии адаптироваться в большом школьном коллективе. Для большинства из них школа не является ценностью,; i иногда ненавистна (трудности в школе были, возможно, одной из причин их драматичной судьбы). Они, как правило, отстают от своих сверстников, а некоторые из них, находя щиеся уже в подростковом возрасте, не умеют ни читать, ни писать. В связи с этим общеобразовательная подготовка долж на быть строго индивидуальной и взвешенной. Одних детей надо готовить к возвращению в школу, снижать негативное отношение к школе, других можно направить в школу и по мочь её посещать, выполнять необходимые домашние зада ния и т.д. Одна из главных задач приютов, в которых дети могут получить кров и пищу, — восстановление широкого спектра их отношений с миром, обучение их общению со взрослы ми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значи мости. Пребывание детей и подростков в социально-реабилп тационном учреждении ограничено тем временем, за кото рое ребёнок будет устроен для дальнейшего постоянного проживания. Местом такого постоянного проживания мо Технология профилактики злоупотребления психоактивными веществами... жет стать либо родительская семья, если удалось стабилизировать ситуацию в семье и родители готовы выполнять свои функции по содержанию и воспитанию детей, а также семьи-усыновители и приёмные семьи, либо государственные воспитательные учреждения — детские дома и школы-интернаты. Другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам представляет создание семейных (воспитательных) групп. При наличии семьи, желающей взять ребёнка на воспитание, тщательно обследуются её материально-бытовые условия, после чего заключается контракт на два месяца. Подросток в течение двух месяцев посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем передаётся туда окончательно. Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог даёт необходимые рекомендации каждой семье. В идеальном варианте каждый воспитанник приюта должен пройти через домашнюю группу, поскольку это один из реальных и эффективных путей его реабилитации, при котором восстанавливаются утраченные им социальные, нравственные и духовные связи с окружающим миром. Находясь в домашней группе, ребёнок остаётся под опекой государства до тех пор, пока семья оформляет опекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится, жизнь в здоровой семейной обстановке в домашней группе становится для ребёнка важным условием социальной реабилитации. Технология профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде В настоящее время во всём мире отмечается рост употребления ПАВ — алкоголя, наркотиков и токсических веществ детьми и подростками. Это одна из самых тяжёлых со-
циальных болезней начала XXI века, задерживающая и даже останавливающая развитие мышления, формирование этических и эстетических категорий у подростков. Её протекание часто заканчивается «наркоманией» — стойкой наркотической зависимостью, попаданием в криминальный мир, деградацией личности и разрушением организма. Причины. Самые объективные причины предоставляет социальная среда: питейные (алкогольные) обычаи, обрядовые нормы поведения населения, бытовое пьянство, молодёжные группировки, СМИ. К этому добавляются психологические особенности подросткового возраста. Субъективные — алкогольные установки и представления, отсутствие научных знаний о механизме действия алкоголя и наркотиков на организм человека. Употребление токсических веществ выступает как составная часть молодёжной культуры, средство решения (облегчения) стоящих перед подростком проблем (общения, самоутверждения, ухода от действительности и др.). В некоторых случаях имеются неблагоприятные биологические факторы (предрасположенность к алкоголизму). Задачами антиалкогольного воспитания являются: —информирование о действии ПАВ; —формирование трезвеннических установок у подрастающего поколения; —формирование в сознании детей нетерпимого отношения к любым проявлениям алкоголизма и наркомании; —формирование личностной стойкости в отношении употребления ПАВ; —опора на нравственное начало в антиалкогольном и антинаркотическом воспитании; —обучение здоровому образу жизни и создание ребёнку условий для его реализации; —включение профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков в содержании нравственного воспитания как составной части; —интеграция усилий школы, семьи и общественности, параллельное просвещение детей и родителей.
|