![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предтечи, разновидности, последователи. Ш Исправительными учреждениями (колониями) для малолетних правонарушителей в России накоплен большой опыт (В.Н
Ш Исправительными учреждениями (колониями) для малолетних правонарушителей в России накоплен большой опыт (В.Н. Сорока-Росинский, СТ. Шацкий, М.М. Пистрак). Широкую известность получила работа колоний им. М. Горького и им. Ф.Э. Дзержинского, которыми руководил А.С. Макаренко. В колонии для несовершеннолетних преступников Макаренко разработал и ввёл принципы отношений педагогов и воспитанников: —равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников; —чёткая организация труда — основы перевоспитания; —приоритетная роль общественного самоуправления в лице совета командиров и общего собрания; —чёткий перечень серьёзных проступков: лень, отклонение от тяжёлой работы, оскорбление товарища, нарушение интересов коллектива. Ш Школа-интернат народного учителя РФ Н.Н. Дубинина (г. Владивосток). В качестве главного пути в процессе перевоспитания малолетних правонарушителей используется воспитание интереса к занятиям, учению, что помогает подростку стать личностью. Без индивидуального подхода этого достичь невозможно, поэтому выбран путь воспитания через искусство.
Каждый воспитанник вовлечён в какой-то из его видов: хор, пение, танцы, живопись. Педагогический коллектив школы организует декады искусств, в подготовке которых принимают участие все воспитанники. Ребята занимаются исследованиями, построили собственными руками космодром, где запускают ракеты. В этой школе вместо классов созданы разновозрастные отряды, объединяющие ребят с IV по VII класс. Организация детского самоуправления даёт возможность каждому воспитаннику выбирать для себя сферу творчества в соответствии с его реальными способностями, самому решать, где принимать участие: в труде, искусстве, спорте или техническом творчестве. Принятие такого решения способствует самоутверждению личности. Педагогическим коллективом ведётся эксперимент по укреплению здоровья воспитанников. Разработаны систематические меры для каждого возраста и для каждого воспитанника. Ш Центр социальной реабилитации А. Г. Петрынина (г. Хабаровск) является полным комплексом ППМС, включающим интернат, приют, общеобразовательную школу, ПТУ, кабинеты медико-психологической помощи (с врачами всех детских профилей). Дети поступают в центр Петрынина по своему желанию, от родителей, других педагоги находят в подвалах, на улице, некоторых берут прямо из зала суда (под ответственность директора). Культура социально-педагогической помощи беспризорным не может быть выражена в инструкциях и предписаниях, это — высший педагогический пилотаж. Реабилитировать, восстанавливать ребёнка нужно во всех позициях, но сначала в ценностных ориентациях. До того, конечно, накормить, поместить в нормальные жилищные условия. Он погружается в ситуацию выбора. Первый выбор делает, поступив в центр, это уже значит, что решение стать лучше принято. Дальше подросток выбирает себе деятельность. Кто-то, например, только учится, а большинство получают ещё и профессиональную подготовку. Следующий шаг — выбор кружка или секции. Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение» ............................ •...... *зз В работе центра сознательно заложены серьёзные педагогические риски: на ночь дети уходят домой, вместе учатся мальчики и девочки. Но без этих рисков нет естественной среды. Ночь дома — это, с одной стороны, серьёзная проблема (дома у многих неблагополучно, да и дружки остались за пределами центра непростые), с другой — большой плюс воспитательной системе. Воспитанники и сами становятся носителями определённых взглядов, приобретают новые для себя ценности и несут в ту среду, где их прежде не было, — к себе домой. Сами ребята начинают уже положительно влиять на своё окружение. В центре Петрынина сложилась внутренняя культура, которая ставит заслон криминальной субкультуре, а дети в большинстве своём успели её хлебнуть. Ведь сегодня во многих школах сложилась не просто нормальная, во все времена существовавшая молодёжная субкультура, но именно криминальная — со школьным рэкетом, общаком, с жизнью по понятиям. Для воспитанников центра не редкость члены семьи, находящиеся в местах лишения свободы. Педагогический коллектив — носитель ценностей, которые распространяются на коллектив детей. Если дети долго находятся в центре, то они сами начинают спасать других. А преодолеть себя, перестать наркоманить, воровать, на мой взгляд, не меньшая личная победа, если не большая. Ребёнок должен преодолеть себя, совершить подвиг духа. Помочь ему в этом — главная задача педагога. Рекомендуемая литература Беличева СА. Основы превентивной психологии. М., 1993. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000. Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. М., 1991. Данилин ЕМ. Использование системы А. С. Макаренко в деятельности ВТК: Учебное пособие. М., 1991. Дубинин Н.П. Что такое человек. М., 1983.
|