![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
• • персонификация — при возможности обеспечение прямого, личного, персонального воздействия на детей как их любимых «героев» кино и эстрады, так и «победителей порока» — бывших больных, имеющих личное право говорить о необходимости отказа от ПАВ, чем достигается подлинность, доверительность воздействия; • обязательный альтернативный выигрыш — побуждение к выбору-отказу от нежелательного поведения в пользу поведения, представляющегося выигрышным в плане реализации значимых желаний и потребностей; при этом реестр альтернативных личностно-социальных ценностей должен быть адекватен уровню развития конкретной возрастной группы (для младших детей: «Я не буду курить и тем более пить, потому что я хочу быть сильным, умным, красивым»); • опережающее обучение — заблаговременное начало профилактического обучения — минимум за три года до возникновения необходимости принимать проблемные решения в отношении тех или иных ПАВ. Содержание. Правовой основой антиалкогольного и антинаркотического воспитания является юридическое закрепление принципа недопустимости употребления алкоголя и наркотиков детьми и подростками. Закон предусматривает административную ответственность родителей или других лиц за вовлечение несовершеннолетнего в пьянство и употребление наркотиков. Появление несовершеннолетних (до 16 лет) в пьяном виде в общественных местах влечёт за собой наложение штрафа на их родителей. Продажа спиртных напитков лицам до 18 лет запрещена. В образовательных учреждениях противоалкогольное и противонаркотическое просвещение проводится на протяжении всех лет обучения с учётом возрастных особенностей детей и с использованием всех возможных методов: вербальных (лекции, беседы), наглядных (показ действия ал- коголя на живое) и практических (обучающие игры, пример взрослых). Кроме того, в воспитательных учреждениях предусматривается: —индивидуальная и конфиденциальная работа с ребёнком; —проведение широкой пропагандистской работы среди населения, родителей и самих детей, направленной на формирование противоалкогольного общественного мнения; —санитарно-гигиеническое просвещение, пропаганда здорового образа жизни; —работа с семьёй, родителями по обучению их методам семейного воспитания; —работа с пьющими родителями; —организация свободного времени детей и подростков, предоставление им возможности занятий по интересам; —вовлечение в антиалкогольное воспитание всех СМИ; —организация физкультурной, оздоровительной и спортивной работы, туризма; — приобщение подростков к трудовой деятельности. подростков, часто употребляющих алкоголь; они —налаживают систему выявления, учёта, активного социального и медицинского наблюдения за подростками; —организуют специализированные подростковые кабинеты при психоневрологических и наркологических диспансерах; —проводят коррекцию ближайшего социального окружения подростка; —мобилизуют общественность, органы самоуправления на борьбу с пьянством. Основная особенность технологии антиалкогольного воспитания — сложность и длительность процесса. В этом процессе возможны и временные компромиссы (а не безоговорочные запреты), терпеливая и постепенная подготовка молодого человека к правильной оценке своего образа жизни. ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ Программа -«Трезвость и будущее* Автор АЛ. Лавров — руководитель центра «Гармония», г. Рыбинск. Основная задача программы — активизировать работу по борьбе с пьянством. Для этого надо дать народу необходимые знания, возможность действительно заботиться о своём будущем, проявлять инициативу. Укрепление механизма правовой (юридической) защиты социальной инициативы граждан в рамках реализации программы: —принятие законов и актов по запрещению продажи детям алкоголя; —разработка и принятие государственного и местных законов об основах антиалкогольной политики; —жёсткий контроль за исполнением законов, проведением детских и юношеских мероприятий, исключающий нетрезвое состояние молодёжи; —отнесение алкоголесодержащей продукции к продукции наркотической с соответствующим контролем её распространения, реализации и рекламы; —создание специального арбитражного судопроизводства, обеспечивающего защиту и контроль за исполнением программы; —вовлечение ведомств и организаций в практическое решение задач программы; придание им статуса государственного заказчика. Массовая пропаганда знаний по трезвости, духовному развитию и психической саморегуляции: —квалифицированные лекции, беседы, игры в детских учреждениях, школах, вузах; —выступления специалистов на массовых собраниях, митингах, общественных мероприятиях; —широкое использование СМИ (газеты, радио, телевидение); —выпуск агитационно-информационных листовок, брошюр, плакатов; Технология профилактики злоупотребления психоактивными веществами... —разработка учебников трезвости и введение их в обязательные школьные программы; —созыв учредительных съездов, конференций, проведение праздников трезвости, здоровья для формирования нового трезвеннического мышления; * —пропаганда здорового питания, дыхания, чистоты организма по Уокеру, Бреггу, Семёновой, Норбекову, Фотиной, Корбетт и др. Массовая работа по отрезвлению, снятию наркотической зависимости и реабилитации населения: —создание антиалкогольных психологических центров; —курсы трезвости в городах и районах, на предприятиях, в организациях, учреждениях и др.; —психологические антиалкогольные консультации при больницах, родильных домах, ЗАГСах; —сотрудничество с зарубежными организациями (анонимные алкоголики — США, лига трезвости и культуры — СНГ, Европа-2006 — Евросоюз); —организация школ, клубов, секций для изучения духовно-религиозных учений, приобщение к основам духо-творчества; —изучение наследия Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Коровина, А. Мендельсона, В. Дроздова и других великих примеров трезвеннической нравственной литературы; —организация комнат психологической разгрузки в реабилитационных центрах, учреждениях, организациях. Помощь в трудоустройстве людей, покончивших с пьянством, их социальной адаптации и закрепление трезвеннического мировоззрения. Создание института социальных работников и психологов по профилактике раннего алкоголизма и психическому здоровью: Создание групп туризма, закаливания, экологической помощи природе, изучение наследия П.К. Иванова. Целевая работа по охране окружающей среды. Всемерная помощь в развитии благотворительности, попечительства, забота о людях и природе. ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение» Крайние формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних представляют противоправные действия (прописанные в Гражданском или Уголовном кодексах). Чаще всего подросток оказывается на скамье подсудимых по детской наивности, незнанию законов (что не освобождает от наказания), под влиянием взрослых преступных элементов или через участие в группировке. Правоохранительные органы заводят на правонарушителя дело, расследуют преступление и передают дело в КДН либо в суд. По определению суда несовершеннолетний правонарушитель может попасть в изолятор, трудовую колонию или спецшколу. Для этих учреждений характерно содержание преступников под охраной, за колючей проволокой, строгий тюремный режим. Суд по отношению к несовершеннолетним исповедует презумпцию невиновности, принцип спасения, защиту прав ребёнка, максимальное смягчение наказания. В детских исправительных учреждениях стремятся создать максимально благоприятную среду для перевоспитания. Наилучшими психолого-педагогическими методами решения проблем перевоспитания являются: методы, разработанные и апробированные А.С. Макаренко в его педагогической деятельности. Метод переубеждения — предоставление воспитаннику достаточно убедительных аргументов, включение его в критический анализ своих поступков. Метод переучивания — требует предварительной организаторской работы, чтобы включить воспитанника в новый нравственный опыт. Метод переключения — включение подростка в новую общественную деятельность, занятие трудом, учёбой, спортом. Метод «взрыва» — состоит в том, чтобы педагогический приём представлял сильное педагогическое воздействие. Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение» Наилучшими психолого-педагогическими методами решения этой проблемы остаются до сих пор методы, разработанные и с успехом апробированные А.С. Макаренко в его педагогической деятельности. Однако соприкосновение подростка с преступным миром, в котором действуют уголовные правила и законы (мести, беспрекословного подчинения вожаку, извращённые ритуалы посвящения, асоциальные взгляды на труд и воровство и т.д.), часто является «школой», которая больше развращает подростка, чем вызывает раскаяние.
|