![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология работы с умственно отсталыми детьми
Как правило, умственно отсталые дети раннего возраста воспитываются в семье или специальных яслях и домах-интернатах. Коррекционная помощь им и их родителям может быть оказана в центрах раннего вмешательства, центрах реабилитации и абилитации и психолого-медико-педагогических консультациях. Умственно отсталые малыши, оставшиеся без попечения родителей, находятся в Домах ребёнка, а затем в возрасте 3-4 лет переводятся в специализированные «детские дома для детей с нарушением интеллекта». Наиболее распространённые формы организации обучения умственно отсталых подростков — специальные вспомогательные (коррекционные) школы. Работа с детьми раннего возраста в условиях Дома ре бёнка направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследова нии предметного мира, а также на стимулирование психомо торного развития. Коррекционная работа с малышами, воспитывающимися в семье, осуществляется при активном участии родителей. В специальных садах и домах-интернатах детям оказы вается комплексная помощь. Наряду с коррекционно-педаго-гическими мероприятиями, проводимыми олигофренопеда гогами, воспитателями группы, логопедом, психологом, музыкальным работником, осуществляются лечебно-профи лактические мероприятия. В большинстве специальных детских учреждений имеются бассейны, фитобары, спецобору дование. Соблюдается щадящий, охранительный режим: это прежде всего создание доброжелательной, спокойной атмо сферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учёт осо бенностей каждого ребёнка. Подготовка к обучению в школе осуществляется в течение всех лет обучения ребёнка в детском саду и проходит в трёх направлениях: формирование физической готовности; формирование элементарных познавательных интересов и познавательной активности и накопление знаний и умений; формирование нравственно-волевой готовности. Оказавшись в благоприятных условиях, умственно отсталые дошкольники хорошо продвигаются в развитии. Это позволяет подготовить их к обучению в специальной школе. Специализированные школы для умственно отсталых детей. С семи-восьми лет умственно отсталые дети учатся в специальных (коррекционных) школах, где обучение ведётся но специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Им также может быть оказана помощь в центрах социально-трудовой реабилитации. Главные задачи этих школ — максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. В специальной (коррекционной) школе преподаются как общеобразовательные предметы (такие, как русский язык, чтение, математика, география, история, естествознание, физкультура, рисование, музыка, черчение), так и специальные (коррекционные). К коррекционным занятиям в младших классах относятся занятия по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (V-IX) классах — социально-бытовая ориентировка (СБО). Специфическая форма организации учебных занятий — индивидуальные и групповые логопедические занятия, ЛФК и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессом. Важное место в специальных школах отводится трудовому обучению. Уже с IV класса оно имеет профориентиро-папный характер. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.
|