![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии коррекционио-развивающего обучения детей с ЗПР
89
Ш Коммунарская методика И.П. Иванова содержит огромный потенциал для воспитания и перевоспитания «трудньце». Ш Имеются научно обоснованные системы работы с отдельными категориями проблемных детей: научно обосно ванные модели для школы (Ю.Ю. Черво, И.А. Невский и др.), работа с неуспевающими (Н.А. Менчинская, З.И. Калмыко ва), работа в летних лагерях (О.С. Газман), детских домах (Я. Корчак), обучения слепых, глухих (Б.М. Теплов) и др. Существует также множество примеров локальных практик воспитания и перевоспитания детей с проблемами, основанных на применении личностных педагогических средств (заботы, уважения, доверия, любви и т.п.). Рекомендуемая литература Байярд Р., БайярдД. Ваш беспокойный ребёнок. М, 1991. Багикатов И.П. Психология групп несовершеннолетних пра вонарушителей. М, 1993. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. ■ Беличева С А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняю щегося поведения как комплекс охранно-защитных мер. М, 1993. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000 Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания. М., 1991. Волкова Е. Трудные дети и трудные родители. М., 1992. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведем и ем / Под ред. М.И. Рожкова. М.: ВЛАДОС, 2001. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и нуги их решения / Под ред. В.А. Никитина. М, 1996. Декларация прав ребёнка // Международная защита пра» и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. Конвенция о правах ребёнка // Международная защита прЦ и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М, 1986. Медведева И.Я., Шишова ТЛ. Новые дети. М.: Народное образование, 2000. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: Сфера, 2001. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детст-Н. Муниципальная система. М.: Народное образование, 2002. О Федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 гг. Постановление Правительства РФ № 625 от 25.08.00. Плинер Я.Г., Бухвалов ВА. Воспитание личности в коллективе. М., 2000. Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков. М., 1994. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. Селевко Г.К. Личностный подход // Школьные технологии. 1999. № 6. Селевко Г.К., Бройде Б.А., Артамонова Р.Б. Дифференциация ибучения: Учебно-воспитательный комплекс вариативного образо-иаиия. Ярославль, 1996. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль, 1990. Селевко Г.К., Черво Ю.Ю. Программа педагогической коррекции трудновоспитуемых подростков. М., 1997. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 1996. Типовое положение о специальном (коррекционном) образо-■ тельном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. М., 1997. Тихомирова Н.К., Селевко Т.К., Закатова ИМ. Работа с трудными детьми: Методические рекомендации для учителя. М., 1996. Ткачёва В.В. Пути социальной адаптации семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии. М„ 2000. Фридман Л.М. Опыт предотвращения неуспеваемости учащихся // Завуч. 1999. № 7. Цетлин B.C. Предупреждение неуспеваемости учащихся. М., ■ 89. Черво Ю.Ю. Социально-педагогические условия коррекции (ггклоняющегося поведения подростков: Автореферат диссертации. М„ 1997. 9о 91
РЕАБИЛИТАЦИИ И ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИНВАЛИДОВ) Думают иные — те, что звуки слышат, Те, кто видят солнце, звёзды, луну: Как она без зренья красоту опишет? Как поймёт без слуха звуки и весну?! Не имею слуха, не имею зренья, Но имею больше — чувств живых простор: Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем Я соткала жизни красочный узор. Ольга Скороходова, слепоглухонемая Словарик Ограничение жизнедеятельности — отклонение от нормы деятельности человека, которое характеризуется ограничением сип собности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориента цию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность. Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стой ким расстройством функции организма, приводящее к ограничо нию жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социаль ной защиты. Социальная защита инвалидов — система гарантированны \ государством экономических, социальных и правовых мер, обеспс чивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (ком пенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на со здание им равных с другими гражданами возможностей участия I жизни общества. Реабилитация (реадаптация) — восстановление жизнедся тельности, комплекс мер медицинского, социального, образоватсш. иого и профориентировочного характера для подготовки или переподготовки ребёнка-инвалида до наивысшего уровня его функциональных способностей (когда речь идёт не о возвращении утраченной способности к чему-либо, а о первоначальном её формировании, говорят об абилитации). Реабилитация детей-инвалидов происходит в специальных учреждениях, где применяются технологии, включающие обучение по специальным программам, использование индивидуальных методов и специальных технических средств обучения, инва-и идам оказываются различные психологические, медицинские и социальные услуги, создаётся адекватная среда жизнедеятельности. Социально-педагогическая поддержка — процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему нормально функционировать в обществе, сохранять своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов н обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. К инвалидам, кроме детей с физическими нарушениями, относятся дети с диагнозом умственной отсталости, де-ш с нарушениями слуха, зрения, недоразвитием речи, с детским аутизмом, комбинированными нарушениями в развитии. Диагноз в нарушении психолого-физиологических функций организма — прежде всего медицинский, он устанавливается врачами-специалистами, которые затем являются непосредственными кураторами, ведущими ребёнка в процессе его абилитации или реабилитации. Основная задача общества в отношении инвалидов — |Г0 «создание таких же условий жизни, что и для всего населения, и равной доли в улучшении условий жизни в результате атомического развития» («Всемирная программа действий и отношении инвалидов ООН»), Политика государства в отношении инвалидов претерпела в последние годы существенные изменения. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ввёл в нашей стране новое понятие «инвалид»,
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ. 92................................................. основанное на международных подходах. В настоящее время инвалидность связывается не только с трудоспособностью, как было раньше, но и с ограничением жизнедеятельности человека.
|