![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей.
Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями
Много внимания в специальной (коррекционной) школе уделяется воспитательной работе, цель которой — социализация воспитанников, а основные задачи — выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности. В последние годы в практике образования получили распространение идеи интеграции. Их также стали использовать в образовании умственно отсталых детей. Для детей с незначительной и умеренной степенью умственной отсталости создаются специальные группы, классы при массовых дошкольных и школьных учреждениях, чтобы дети в первую половину дня могли заниматься с олигофрено-педагогом, а на переменах и во второй половине дня вместе со всеми участвовать в различных праздниках, мероприятиях, видах дополнительного образования. Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся: неслышащие (глухие), слабослышащие, незрячие, слабовидящие, дети с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы. Технологию их, образования (содержание, методы) разрабатывает специальная педагогика (дефектология). Особыми потребностями таких детей являются: — раннее выявление первичного нарушения в развитии с помощью медико-психологической и социально-педагоги ческой диагностики;
—применение специального обучения и психолого-педагогической поддержки сразу же после диагностики; —абилитация и реабилитация по индивидуальной программе; —использование различных средств, «обходных путей» в обучении, применение такого содержания, которое не включается в образование нормального ребёнка; —регулярный контроль, мониторинг хода развития в процессе абилитации и реабилитации; —особые формы организации образовательной среды и жизненного пространства, адекватные нарушению и не нужные нормально развивающемуся ребёнку; —интеграция усилий семьи и специалистов, участие окружающих взрослых в процессе абилитации и реабилитации; —дифференциация каждого из возрастных периодов; —пролонгированное образование и его выход за рамки школьного возраста. Специальное образование детей с особыми потребностями осуществляется в спецшколах и интернатах. Кроме специалистов-педагогов, к учебно-воспитательно-реабилитационному процессу подключается целая «команда» спе-циалистов-реабилитаторов: медики, психологи, социальные педагоги. Современная система специальных услуг по удовлетворению особых образовательных потребностей детей включает: —психолого-медико-социально-педагогический патронаж, профилактику и комплексную помощь (ПМСП-центры, консультации); —специальное образование (специальные образовательные учреждения); —профессиональную адаптацию: ориентацию, образование, трудоустройство (реабилитационные центры, УПК, мастерские); —социально-педагогическую помощь (социально-педагогические центры). Педагогический аспект имеет очень большое значение для всего процесса реабилитации в целом, для наиболее пол-
|