Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 4. Ст. /. После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы
Ст. /. После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. Иисус Христос, сильно желая, чтобы мы открыли Ему двери сердец наших, показывает, что в этом случае Он отверзает нам двери небес. Он дает понять, что придет время, когда глас Его будет услышан, и сердца человеческие откроются. О, Боже! Как Тебя поносят и презирают сегодня, так будут уважать и почитать в веках будущих. Ст.2. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; Ст. 3. И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. Это есть Божий престол, сияние которого Иисус Христос представил Св. Иоанну, чтобы показать ему отблеск славы, уготовленной избранным, и дать представление о Величии Божьем. Бог восседает на этом престоле, и Его покой никогда не нарушается. Бога невозможно заключить в рамки человеческих представлений и понятий. Камни яспис и сардис символизируют Его непоколебимость и неизменяемость, Его непреходящую славу. Радуга означает примирение Бога с человеком. Вид, подобный смарагду, указывает на то, что примирение возможно только через Иисуса Христа, что никто не спасется и не сподобится благодати примирения, если не будет уповать на Божественного Спасителя. Наша надежда на Него служит залогом примирения. Радуга окружает Бога, что является образом человечества Иисуса Христа. Ст. 4. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. Ст. 5. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих. Двадцать четыре старца есть Святые Патриархи и Пророки, верные Богу и возлюбленные Им. Они являются как бы основанием ветхозаветных Святых. Бог явил их Св. Иоанну, чтобы показать ему Свое великолепие и ту славу, которую Он готовит для удостоившихся Его вечери. Царь Пророк знал нечто подобное, когда в восторге воскликнул: Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя... (Пс.30: 20). На эти великолепные престолы Сын человеческий посадит тех, кто победит в Нём и через Него. Они соблюдаются для тех, кто все оставит и последует за Ним. Он обещал Своим Апостолам: когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых... (Матф. 19: 28). Сии старцы облачены в белые ризы. Эго означает, что они сохранили или приобрели невинность благодатью Иисуса Христа, действие которой они ощутили не раньше Его смерти. Они увенчаны были совершенной любовью. Что есть человек, что Ты удостаиваешь его таких щедрот и такой славы! Но, о, человек безумный! Удовольствия минутные, которые даже и не заслуживают такого названия, ты предпочитаешь удовольствиям вечным и Божественным. О, честолюбцы, желающие быть царями в мире сем! Почему вы не стремитесь быть царями на небе? О, великие Святые! Вы находитесь ближе всех к Богу, потому что вы больше других уподобились Сыну Божьему. Вы более других были уничижены и поэтому вы окружаете престол Того, Кто Сам Себя уничижил, приняв образ раба. Мера уничижения есть мера славы. О, Давид! Ты восседаешь на одном из этих престолов — на самом высоком, и это неудивительно, потому что об Иисусе Христе сказано, что дастся Ему престол Давида, Отца Его (Лук. 1: 32). Он приблизил тебя к Своему престолу, и так как ты был верен Ему, то Он прославил тебя. И этому царствованию — Иисуса Христа втебе и тебя в Иисусе Христе — не будет конца. Невозможно постигнуть, на какую высоту возведен Давид, благодаря своему уничижению. Имеющие счастье участвовать в уничижении этих великих Святых, будут участвовать и в их славе. Некоторые еретики, признавая Святых в Ветхом Завете, не хотят признавать их в новозаветной благодати. Другие же, напротив, думают, что в Ветхом Завете нет великих Святых, потому что Иисус Христос тогда еще не умер. Равновеликие Святые есть в обоих Заветах. Они все освящены кровью Иисуса Христа. Есть и такое мнение, что мы живем уже не во времена Святых, " как будто бы десница Божья оскудела. Они осуждают в нынешних Святых то, чем восхищаются в древних, и объясняют это тем, что век Святых якобы миновал. Какое великое заблуждение! Да уразумеют они, что хотя в нынешнем веке злоба и дошла до своей крайней степени, однако наш век по праву является веком Святых, как и последующие, потому что Богу угодно избирать Себе таковых во все времена. А если бы не так, то мир давно бы уже погиб, потому что Бог терпит неправедных только ради праведных. Это будет открыто на небесах. Приближается время, когда Святых будет несчетное множество, ибо Бог подтверждает Свои слова делами. Семь верховных Ангелов Божьих, которые представляют собой воплощение света и огня, стоят перед престолом Божьим, как бы светильники, всегда горящие, как знак воздаяния почестей Богу. Эти духи находятся с Ним в непосредственной близости. От престола исходят молнии и громы и гласы. Это есть образ величества Божьего, Его славы и великолепия. Моисей, узревший лишь мизерную долю этой славы, воскликнул: «Господь Бог чуден, страшен, щедр, милостив и многомилостив!» Переполненный эмоциями, он хотел выразить словами увиденное, но скуден человеческий язык, чтобы передать величие Божье. Ст. 6. И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. Ст. 7. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, третье животное имело лице, как человек, четвертое животное подобно орлу летящему. Чистое и подобное кристаллу море пред престолом Божьим олицетворяет абсолютную чистоту, не имея которой невозможно приблизиться к нему. Кроме того, оно есть символ единства Церкви. Как многие капли воды составляют море, так и Святые составляют Церковь. Они находятся в таком единстве и слиянии, что разделить их невозможно. Это — единство душ, достигших Бога. Все они совершенны в своем единстве, хотя каждую можно сравнить с отдельной капелькой. Таким образом душе надлежит погрузиться в Бога, дабы достигнуть Его престола. Чистое и ясное море символизирует как единство этих душ, так и их чистоту. Четыре животных, исполненных очей, есть образ Евангелистов, возвещающих слова и дела Иисуса Христа. Кроме того, они являются символом четырех состояний Церкви и ее Святых. Первое животное — лев — означает состояние Святых, мужественно защищающих Церковь и Царство Иисуса Христа. Они олицетворяют колено Иудино, которое стойко сносило все испытания. Это было время мучеников. Второе животное подобно тельцу. Это символ духа или времени святых исповедников. Третье животное имело лице, как человек. Сие означает время, когда христиане старались подражать только внешности Иисуса Христа. Под ними подразумеваются пустынники, отшельники и другие Святые, упражнявшиеся исключительно во внешних делах благочестия. Четвертое животное подобно орлу летящему. Это образ последователей Иисуса Христа, имеющих Его Дух. Однако не следует думать, что мученики не имели всех перечисленных преимуществ. Исповедники и пустынножители, так же, как и последователи Иисуса Христа, имели духовную силу и многие добродетели. Однако, хотя эти четыре преимущества свойственны всем категориям Святых, они обладали ими в разной степени. Все они были исполнены очей, то есть света и познания, и, таким образом, все они окружали престол Божий. Что касается Евангелистов, то каждому из них, как известно, приписывают свои свойства. Св. Иоанна называют орлом, потому что он взлетел выше всех. Он есть орел с большими крыльями, с длинными перьями, пушистый, пестрый, прилетел на Ливан и снял с кедра верхушку (Иез. 17: 3). Он возлежал на груди Иисуса Христа, почерпнул в Нем высокие Божественные свойства. Иисус Христос поделился с ним самым сокровенным — тайной Своего рождения. Поистине, приближается время, когда Церкви откроется самый яркий свет. Ничего земного и плотского не останется; все будет духовным и Божественным. Люди будут ощущать себя вблизи солнца. Все животные имеют глаза, соответствующие их свойствам. Глаза орла выдерживают яркий солнечный свет. Последнее животное сравнивается с орлом летящим. Куда же он летит? В недра Божьи. Эти образы означают также различные состояния, через которые должна пройти душа, чтобы достигнуть престола. Первое состояние — сила, как у льва, и мужество. Второе состояние напоминает состояние животного. Давид говорил: как скот я был пред Тобою (П с. 72: 22). В дальнейшем это состояние утрачивается, и на смену ему приходит другое, весьма тягостное, поскольку оно сопровождается страданиями и скорбями. Но потом душа приобретает свойства орла, и если ранее она была привязана к земле, то теперь устремляется в небеса. Это есть состояние света. Давид, находясь в нем, говорил: обновляется, подобно орлу, юность твоя (Пс. 1026: 5); кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы (Пс. 54: 7). Это состояние освобождает душу от трех прочих. Первые три состояния имеют нечто общее между собой, но последнее в корне отличается от них. Это есть состояние абсолютной чистоты. Ст. 8. И каждое из четырех животных имели по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. Шесть крыл этих животных олицетворяют средства, с помощью которых они вознеслись к Богу. Первые два крыла — разум и вера, вторые — память и надежда, третьи — воля и любовь. Познанием, верою, надеждой, волей и любовью они вознеслись к престолу Божьему. Внутри они исполнены очей, что означает их внутреннее и внешнее озарение. Они есть воплощение света, и ничто от них не сокрыто. Ни днем, ни ночью они не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят, Господь. Это означает, что и в дни радости, и во мраке скорбей, во время внутреннего просвещения, и в состоянии тьмы они прославляли Бога, ибо Он свят во всякое время. Они познали, что Бог абсолютно свят, и что их единственная миссия перед престолом — воздавать Ему достойную славу. Кажется, они говорят Ему: «Ты Один свят. Мы не знаем иной святости, кроме Твоей. Да не присвоит никто себе Твоей святости! Мы прославляем Тебя, потому что имеем познание о Тебе и желаем, чтобы все познали Твою святость». Среди учеников есть лев, мужественно воздавший славу святости Божьей. Среди исповедников есть телец, рев которого слышен громче других. Отшельники и пустынножители также имеют особо отличившихся мужей. Такой орел, способный взлететь выше других, может оказаться и среди современных христиан. Эти животные непрестанно повторяют, что Бог есть свят. Они называют Его Всемогущим, Вседержителем. Если Он один свят, то Один может и творить святых. Он был, есть и грядет, и все произошло через Него. О, Боже! Почему мы не можем воздать Тебе славы столь бесконечной, как бесконечен Ты Сам? Но если это невозможно, то, по крайней мере, да воздастся Тебе слава, которую творения могут воздать! Ст. 9. И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, живущему во веки веков... Ст. 10.... Тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои пред престолом, говоря... Ст. II....Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено. Эти четверо животных воздают славу и благодарение Сидящему на престоле, живущему во веки веков, потому что, как Слово, Он всегда был, есть и пребудет. Все святые будут вечно эго делать, ибо своей святостью они обязаны Ему. Предав Себя за них, Он освятил их Своей кровью. Никакая благодарность несопоставима с величием Его Божественного милосердия. Двадцать четыре старца, то есть наиболее уничижившиеся и приблизившиеся к Богу души, падают пред Ним. Через них все грядущие поколения познали, что чтить Бога нужно через уничижение самих себя. Эти души полагают венцы свои к ногам Его с целью показать, что Он — их Царь, царствующий в них и над ними, что они уступили Ему свои права над собой, и что так делать должны все. Они хотят прославлять Бога так, как Он Сам желает, то есть уничижаясь и уступая Ему все свои права. Они говорили Богу: «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу...Никто кроме Тебя их не достоин. Ты бесконечно славен в Самом Себе. Все Твои творения должны воздавать Тебе честь как Единому Верховному Владыке и признавать Твое могущество. Ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». И когда душа во всем полагается на волю Божью, она вступает в новое состояние и становится новым творением.
|