Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 54. Особенности существования литературно-художественной критики в современных белорусских СМИ
Критика - особая сфера журналистского и литературного искусствоведческого творчества. Означает суждения о произведениях литературы, театра, кино, музыки и вида искусства с целью выявить их достоинства и недостатки. А так же какие явления жизни отображены и с какой степенью глубины осмысленны, в какой форме выражены. Критика объединяет в себе литературу, публицистику и науку, но подчиняет их своим специальным задачам (родовая принадлежность). В отличии от литературы и искусства, критика не создает художественные произведения, она их оценивает. При этом руководствуется научным методом. Способ познания в критике - публицистический, так как она выясняет общественное значение произведения и функционирует через СМИ. Значит, литературно-художественная критика, как род деятельности имеет синтетический характер. Критика не изобретала свои жанры, она взяла их из публицистики и обжила их, при необходимости несколько их видоизменяет. Информационно-познавательные жанры: справка, заметка, реплика, аннотация. Аналитические жанры: рецензия, статья-обозрение, критическая заметка, портрет, проблемные беседы-диалоги. Информационно-познавательные жанры отвечают на вопросы что, где и когда произошло в искусстве и дают общую оценку явления (по Бондаревой). Определение по Бочарову; деление критических жанров на блоки осуществляется по объекту исследования: произведение, автор, процесс (рецензия, портрет, статья) Все остальные жанровые формы являются модификациями трех главных. РЕЦЕНЗИЯ - жанр, посредством которого осуществляется анализ и оценка произведения. Стараясь максимально точно передать содержание произведения, рецензия анализирует место воссозданной модели действительности в реальной жизни и место данного художественного явления в творческом процессе и творчестве автора Задача СТАТЬИ раскрыть, проанализировать, оценить существенные стороны литературно-художественного процесса, истолковать, обобщить, оценить факты, события, явления, выявить связи между искусством и жизнью. Статья должна активно воздействовать на текущий литературно-художественный процесс. КРИТИЧЕСКАЯ ЗАМЕТКА - критико-публицистическое выступление по каким-либо актуальным или творческим вопросам, базирующимся на текущем художественном материале. Обладает сознательной очерковостью и незавершенностью исследования. ОБОЗРЕНИЕ - совокупность разборов и отзывов, связанных между собой публицистической, художественно-эстетической целью. Обычно обозреваются «новинки». ПОРТРЕТ — монографическая портретная характеристика художественной деятельности писателя. Для создания портрета могут использоваться три компонента творческого пути: биография, художественный мир, созданный художником, жизненная действительность, породившая этот мир. АННОТАЦИЯ - сжатый пересказ содержания книги или статьи. Может содержать сведения об авторе, оценку произведения, выдержки из рецензии, характеристику оформления.
|