Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфака региональные и местных выборов.
Самые большие различия в электоральном поведении проявляются при сравнении итогов голосования в различных регионах России. Так, на региональных выборах, прошедших 13 марта 2011 г. в 12 субъектах РФ, наилучший итоговый результат «Единая Россия» получила в Тамбовской области (84 %), наихудший — в Кировской области (51 %). Разрыв в полученных голосах составил 33 %. Различия в электоральном поведении в разных регионах России можно объяснить следующими факторами: 1) отсутствием единой электоральной культуры; 2) разной степенью использования «административного ресурса». Остановимся на указанных факторах подробнее. 1. Электоральная культура является частью политической культуры граждан. В соответствии с классификацией, предложенной Г. Алмондом и С. Вербой, существуют, как уже указывалось выше, следующие типы политической культуры: патриархальный, подданнический, активистский. Оттого, в каком соотношении представлены эти; типы политической культуры в том или ином регионе, во многом зависят политические предпочтения избирателей региона. Для анализа состояния политической и электоральной культуры в каждом регионе необходимо проводить специальные исследования. Но можно предположить, что носителей активистского типа культуры больше в промышленно развитых регионах и культурных центрах России. В настоящее время относительная автономность российских регионов, характерная для 1990-х гг., уступила место политике подчинения федеральному центру. Поэтому успех партии власти на региональных и местных выборах во многом обеспечивается использованием «административного ресурса». Так, анализируя итоги региональных выборов 13 марта 2011 г., А. Мухин приходитк выводу: «Там, где глава региона по каким-то причинам помочь ЕР («Единой России») не смог (Н. Комарова в ХМАО) или не захотел (Н. Белых в Кировской области), там результату единороссов и был низким». Более явно «административный ресурс» используется в одномандатных округах. Так, в Республике Коми на региональных выборах 13 марта 2011 г. по партийным спискам «Единая Россия» получила 50, 5 % голосов (10 мандатов из 15 возможных), а по одномандатным округам — все 15 мандатов. В итоге партия власти получила 25 из 30 мандатов в Государственном совете Республики Коми, или 83 % мест. Во многом схожая ситуация имела место и в других регионах. Что касается специфики местных выборов, то она состоит в том, что подавляющее большинство избирательных участков возглавляют и контролируют представители местных органов власти, которые являются ставленниками «Единой России». Поэтому они нередко используют «административный ресурс» для получения необходимых результатов на выборах. Так, секретарь отделения «Единой России» Катав-Ивановского района Челябинской области И. Емельянова сообщала о планах на 13 марта 2011 г.: «Стратегия у нас такая: явка нам не нужна. Будет организован подвоз тех, кто нам нужен. Подвозить будем адресно, мы уже исследовали, где наиболее сильны протестные настроения». Значительные нарушения избирательного законодательства со стороны администрации и правоохранительных органов были зафиксированы 13 марта 2011 г. на отдельных избирательных участках в Дагестане.
Такие выборы зависят от культуры в регионе и от административного влияния. в 57 вопросе Специфака региональных и местных выборов можно сказать, что в рф лидирующая партия-едро, но во всех регионах она занимает разное количество процентов... это связано с тем, что в каждом регионе разный уровень административного влияния на общество..например в дагестане едро поддерживает чуть ли не все, около 90%, а ярославская область наоборот отличается низким уровнем доверия к этой партии. считается, что ярославская область одна из оппозиционных областей россии.. что даже в выборах мера, победил самовыдвиженец, а не единорос
58. Факторы непосредственного влияния на политический процесс и на результаты выборов. Такие показатели, как социальная, культурная и индивидуальная идентификация избирателей с определенной политической партией, лидером или политическим направлением, можно отнести к долговременным факторам электорального поведения. А такие факторы, как сложившаяся ко дню голосования социально-политическая ситуация в обществе, предлагаемые политическими партиями программы, личность (харизма) лидера, сформировавшийся общественный запрос (например, на демократизацию общества), а также способы и средства воздействия на избирателей (избирательные технологии), можно отнести к кратковременным факторам электорального поведения. Остановимся на этих (кратковременных факторах подробнее. Сложившаяся ко дню голосования социально-политическая (и экономическая) ситуация является результатом деятельности находящейся у власти политической партии или коалиции. Если такая ситуация достаточно благоприятная, то правящая партия (президент) имеет все основания заручиться поддержкой избирателей на следующий электоральный срок. Если же итоги правления «партии власти* оставляют желать лучшего, то появляется больше шансов на победу в выборах у партий, находящихся в оппозиции. При этом и власть, и оппозиция пытаются с максимальной пользой для себя использовать сложившуюся социально-политическую ситуацию, находя в ней выгодные для себя и невыгодные для своих оппонентов положения. Такой (ситуационный) фактор оказывает существенное влияние на электоральное поведение в наиболее развитых демократических странах, где значительная часть избирателей отдает приоритет прагматическому подходу. Каждая партия в своей предвыборной программе стремится отразить интересы определенных социальных групп. Например, КПРФ позиционирует себя как защитницу интересов трудящихся, Аграрная партия — интересов сельского населения страны. Но для любой партии велик соблазн предложить такую предвыборную программу, которая учитывала бы интересы и ценностные ориентации большинства избирателей. А поскольку интересы разных социальных групп и классов совместить непросто, партии в своих программах вынуждены либо отдавать приоритет интересам определенных социальных групп, либо обещать большинству избирателей в случае победы на выборах решить все их социальные проблемы, но при этом не детализировать возможности и реальные механизмы таких решений. Такие (всеобъемлющие) программы носят, как правило, декларативный характер и не предполагают своей полной реализации. В настоящее время в России лишь партия «Единая Россия» имеет властные полномочия и определенный доступ к ресурсам для реализации предлагаемых ею всеобъемлющих предвыборных программ. Но эта партия представляет собой корпорацию находящихся у власти чиновников, которые выражают и отстаивают прежде всего интересы правящего класса. Поэтому такие отраженные в программе «Единой России» положения, как «борьба с коррупцией», «радикальная судебная реформа», «правовое равенство граждан», «развитие мелкого и среднего предпринимательства» и др., носят декларативный характер. Тем не менее многие россияне верят пустым предвыборным обещаниям и отдают свои голоса этому политическому блоку. Влияние политического лидерана поведение избирателей особенно велико во время выборов главы государства, так как вся политическая власть страны как бы субъективируется в одном лице. Поэтому от того, насколько сформировавшийся в общественном сознании имидж политического лидера отвечает интересам и чаяниям избирателей, зависит их электоральное поведение. Важную роль в создании образа лидера играет его команда. Команда заинтересована в том, чтобы создать реальному или потенциальному лидеру необходимый имидж, который может быть объективным или моделируемым. При этом лидер «наделяется» необходимыми на данный момент качествами, например компетентностью, гибкостью ума, смелостью, решительностью и др. Так, в 1999— 2000 гг. сформированный правящим режимом имидж В.В. Путина на фоне непопулярного на тот момент Б.Н. Ельцина выглядел предпочтительней. Другой вариант использования лидера ( лидеров) в ходе избирательной кампании состоит в том, что уже известная личность (не обязательно политик) в 1999 г. включается в партийные списки кандидатов на выборы. Например, в ходе избирательной кампании по выборам в Государственную Думу тогда еще не имевшая политического веса будущая партия власти «Единство» (будущая «Единая Россия») включила в свои партийные списки трехкратного олимпийского чемпиона А.А. Карелина и весьма популярного на тот момент министра МЧС С.К. Шойгу. В итоге партия «Единство» получила 23, 32 % голосов и заняла второе место (после КПРФ). В дальнейшем такая практика для партии власти стала обыденным явлением. Известные личности (губернаторы, политические и общественные деятели, деятели культуры и спорта) включаются в партийные списки и как бы «вытягивают» своим авторитетом и(или) властным ресурсом выборную кампанию. При этом сами лидеры могут и не входить в избранный представительный орган власти. В современной России от популярности лидера во многом зависит успех или неудача партии на выборах. А основную массу российских партий составляют так называемые лидерские партии. Если предлагаемые политические программы и(или) обещания лидера в той или иной мере совпадают со сформировавшимся общественным запросом, то такая выборная кампания обречена на успех. Способы, средства и методы воздействия на избирателей также могут оказать значительное влияние на их политический выбор. Если предположить, что в ходе выборной кампании все партии и кандидаты имеют равные условия и ресурсы, то результаты голосования во многом будут предопределены привлекательностью предлагаемых политических программ и личными качествами кандидатов. Но в современном российском обществе такой вариант выборов невозможен. Начиная с президентских выборов 1996 г., успех на выборах определяется прежде всего возможностью правящего класса использовать административные, кадровые, информационные и финансовые ресурсы. Так, если в конце 1990-х гг. объем российского рынка политического пиара оценивался исходя из 1 долл. на избирателя, то в 2009 г. на одного избирателя приходилось уже 15 долл. Значительное влияние на электоральное поведение могут оказывать средства массовой информации. Но «электоральное ядро» той или иной партии, как правило, демонстрирует устойчивость к медиавоздействию. Поэтому предвыборная борьба в медиапространстве ведется преимущественно за голоса колеблющихся избирателей. При этом по мере приближения даты голосования растет и влияние средств массовой информации на избирателей, которые еще не определились в своем выборе. В.В. Федоров выделяет три основные группы избирателей, различающихся по степени восприимчивости к воздействию со стороны средств массовой информации: 1) электорат с высокой информационной чувствительностью — избиратели, решившие незадолго до голосования (задве-три недели, за несколько дней или непосредственно на избирательном участке) отдать свои голоса за определенную партию; 2) электорат со средней информационной чувствительностью — избиратели, определившиеся в своем выборе за полгода и раньше; 3) электорат с низкой информационной чувствительностью — избиратели, постоянно голосующие за определенную партию. Однако существует определенная часть электората, которая по тем или иным причинам отказывается принимать участие в выборах. Можно выделить следующие причины такого абсентеизма: а) избиратели не видят достойных кандидатов, за которых можно отдать свой голос; б) по мнению избирателей, итоги голосования предопределены заранее и их голос никак не повлияет на расстановку политических сил; в) неучастие в выборах как протест против существующей политической системы в целом и системы выборов в частности; г) низкая политическая активность (аполитичность) определенной части граждан; д) недоверие к конкретным избираемым органам власти и управления. На электоральное поведение оказывает влияние прогнозирование результатов предстоящих выборов. Существуют следующие социологические методы прогнозирования электорального поведения и результатов предстоящих выборов: опрос общественного мнения, экс пертные интервью, контент-анализ средств массовой информации, анализ результатов предшествующих выборов. При этом для более обоснованного прогноза могут использоваться сразу несколько методов. Так, модель прогнозирования результатов выборов, основанная на методе регрессионного анализа, предполагает: 1) анализ результатов предшествующих выборов; 2) прогнозирование исхода предстоящих выборов. Прогнозирование позволяет определить складывающуюся расстановку сил; выявить сильные и слабые позиции лидеров и партий, идущих на выборы, и принять меры по их укреплению; сконцентрировать усилия на улучшении положения (имиджа) партии в определенном регионе или в стране в целом. Прогнозирование позволяет предвидеть, какая партия или лидер имеют (не имеют) основания набрать необходимое количество голосов для победы или прохождения в законодательный орган. И если, по прогнозам, партия (лидер) не имеет никаких шансов на победу, то многие бывшие сторонники этой партии либо не участвуют в голосовании, либо отдают свои голоса другой партии. Недобросовестное прогнозирование — умышленное завышение или занижение результатов предстоящих выборов — может быть использовано для «корректировки» реальных результатов при подсчете голосов. Такое заказное «прогнозирование» выгодно прежде всего политической партии, обладающей мощным «административным ресурсом». Например, завышенный прогноз позволяет, ссылаясь на прогнозируемые результаты, приписать «недостающее» количество голосов своей партии. Заниженный прогноз позволяет отнять «лишние» голоса у своих оппонентов. Периодическое прогнозирование результатов предстоящих выборов в определенной мере стимулирует социальную и политическую активность избирателей, способствует их политической идентификации. Непосредственное влияние на результаты голосования оказывают различного рода нарушения, происходящие во время голосования (незаконный вброс бюллетеней, неоднократное голосование по открепительным талонам и др.) и подсчетов голосов (фальсификация реальных результатов). Так, после прошедших в декабре 2011 г. выборов в Государственную Думу по всей стране начались массовые протесты граждан, недовольных тем, что на многих избирательных участках результаты выборов были сфальсифицированы в пользу «Единой России». По подсчетам оппозиции, на выборах за «Единую Россию» реально было отдано не 49, 32 % голосов, а всего лишь 34, 26%. Такие результаты ставят под сомнение легитимность избранной Государственной Думы.
Влияет эк-ое положение, личные качества, зависит от лидера, от команды, от предвыборной компании, программы, наличие известной личности в партии, влияют результаты прогнозов, СМИ, подкупные голоса на выборах
59. Социальный протест. Понятие, сущность, типология. Социальный протест — форма социального действия, направленная на защиту интересов определенных социальных общностей или общества, способ выражения неудовлетворенности состоянием дел или ходом развития событий. Социальный (социально-политический) протест может выражаться в различных формах, от высказывания своего несогласия с чем-либо в открытом письме или воззвании до насильственных действий. Он может также различаться по количеству протестующих, по социальному составу участников, по силе, интенсивности протестных действий, по мотивам и причинам их возникновения. При этом протест может «ограничиться» односторонними действиями актора, а может вызвать ответное действие или противодействие. Кроме того, он может принять форму противостояния, когда ни одна из сторон не решается на активные действия. Поэтому сводить (отождествлять) социальный протест с одной из форм социального конфликта, как это делают некоторые исследователи, неверно. Суть проблемы в том, что социальное действие в социальном протесте не всегда приводит к противодействию, которое является обязательным в социальном конфликте. Например, состоявшаяся акция протеста не вызвала никакой реакции со стороны властей. В этом случае социальный протест будет всего лишь односторонним действием, которое не трансформировалось в социальный конфликт. Возможен и другой вариант. Например, власть признала правомерность выдвинутых протестующими требований и обязалась решить проблему. В конфликтологии такое действие одной из сторон потенциального конфликта называется «сглаживание противоречий». Социальный протест может также стать реакцией на определенные действия или сам вызвать ответное противодействие. В этих случаях он трансформируется в реальный социальный (социально-политический) конфликт, и тогда последний можно рассматривать как одну из форм проявления социального протеста. Если же мы исследуем определенные виды социального протеста в рамках конфликтологической парадигмы, то он может рассматриваться как одна из форм социального конфликта. Социальный протест может быть вызван как действием, так и бездействием, например, властей; может стать следствием естественного (негативного) развития событий (экономического кризиса, природной катастрофы и др.); может стимулироваться целенаправленным изменением общественного мнения, например, посредством ложной информации и т. д. Ключевыми в социальном протесте являются неудовлетворенность и социальное действие. При этом второе является следствием первого. Человек (группа) может быть неудовлетворен своим социальным статусом, материальным положением, распределением ресурсов и властных полномочий, политикой правящего класса и т. д. При этом один вид неудовлетворенности, как правило, накладывается на другой, создавая общую «интегральную» неудовлетворенность в обществе, регионе, социальной общности. Неудовлетворенность стимулирует рост социальной напряженности, и когда ее уровень превышает определенный порог толерантности, происходит социальное действие. Накопление неудовлетворенности существующим положением дел или ходом развития событий ведет к росту социальной напряженности. При этом происходит трансформация субъект-объектных отношений в субъект-субъектные. Суть этой трансформации заключается в том, что потенциальный субъект протеста, недовольный объективно существующим положением дел, выявляет (персонифицирует) реальных и предполагаемых виновников неудовлетворенности. Следовательно, социальный протест, как правило, предполагает наличие «виновников» сложившейся ситуации. Ими могут быть конкретные люди (например, чиновники) и организации или абстрактные силы (власть, правящий класс, олигархи, мафия и др.). Социальный протест может возникнуть стихийно, а может быть результатом определенной организационной работы; может быть санкционированным и не санкционированным властями; может протекать с соблюдением требований закона или с его нарушением. В зависимости от причин возникновения можно выделить следующие виды протеста: социальный, социально-экономический, социально-политический, экологический, социокультурный и др. По формам проявления различают ненасильственные протесты (митинг, пикет, марш несогласных, бойкот, голодовка, забастовка) и насильственные (перекрытие дорог, захват административных зданий, бунт, восстание, революция). Формы проявления социального протеста во многом зависят от существующего в стране политического режима, целей и установок организаторов, уровня политической культуры участников, наличия или отсутствия легитимных механизмов урегулирования противоречий, ставших причиной протеста. Массовость участников и частота возникновения социальных протестов являются одним из наиболее явных показателей социальной напряженности в обществе. Существуют различные точки зрения относительно причин возникновения социальной (политической) напряженности. Так, Е.М. Бабосов считает, что социальная напряженность возникает из объективно существующего противоречия между целями, интересами, ценностями и потребностями людей и имеющимися в обществе возможностями для их реализации. А.В. Дмитриев делает акцент на субъективном восприятии людьми существующих проблем. По его мнению, социальная напряженность возникает, когда большинство людей начинают осознавать, что удовлетворение их жизненно важных потребностей, интересов и прав находится под угрозой или становится невозможным. С точки зрения А.В. Клюева, политическая напряженность отражает состояние неудовлетворенности людей своим социальным и политическим положением, которая является, как правило, следствием неэффективной деятельности властей. В качестве основных фак- торов, вызывающих обострение политической напряженности, он выделяет следующие: резкое социальное расслоение, безработица, угроза потери рабочего места, сокращение гарантий социальной защищенности, распространение преступности, несвоевременные выплаты заработной платы, постоянный рост цен, инфляционные процессы и т. д. Все многообразие причин социальной (политической) напряженности, на наш взгляд, может быть сведено к четырем основным: 1) реальное «ущемление» интересов, потребностей и ценностей людей (в том числе и в политической сфере); 2) неадекватная реакция властей на запросы общества; 3) невозможность значительной части членов общества реализовать свои ожидания в рамках существующей политической системы; 4) неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т. д., в том числе из-за слабой коммуникации. Но какими бы ни были причины социальной напряженности, она всегда служит индикатором реального или мнимого нарушения принципа социальной справедливости в наиболее значимых сферах жизнедеятельности. Даже в природных катаклизмах люди, как правило, винят не стихию, а других людей (прежде всего власть), которые не сумели вовремя предупредить потерпевших, оказать им помощь и т. д.
|