![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальный протест как объект социологического анализа.
Исследования социального протеста в рамках политической социологии начинались в 1960-е гг., когда возникла необходимость понимания молодежных протестов в западноевропейских странах (Дж. Девис. Р. Гарр, Ч. Тили. Р. Тернер, С. Терроу и др.). Для отечественной социологии эта проблема становится актуальной в конце 80 — начале 90-х гг. XX в. — Е. Здравомыслова, Ю. Качанов, М. Назаров, Ю. Левада, В. Сафронов, О. Яницкий и др. В 2000-е гг. наряду с трудами уже названных авторов публикуются работы В. Гельмана, К. Кельмана, В. Костюшева, В. Римского, М. Ур- нова и др. В качестве теоретико-методологических оснований исследования социального протеста можно выделить несколько подходов: конфликтологическая парадигма социального протеста; социально-психологические теории коллективного поведения (к которым относится и теория относительной депривации); ценностно-ориентированные теории; акционистские теории; культурные теории. В рамках конфликтологической парадигмы первым неизбежность социальной революции как крайней формы социального протеста в условиях классового общества теоретически обосновал К. Маркс. Дальнейшее развитие его теория классовой борьбы получила в работах Г. Зиммеля, В.И. Ленина, Р. Дарендорфа и др. Истоки теории относительной депривации восходят к трудам Э. Дюркгейма об аномии и работам П.А. Сорокина о подавленных базовых инстинктах большинства населения. Большой вклад в ее развитие внесли Л. Берковец, Дж. Девис, Р. Гарр. Ключевым понятием относительной депривации является «фрустрация-агрессия». По Р. Гарру, относительная депривация «определяется как восприятие деятелем (актором) расхождения между его ценностными экспектациями и ценностными возможностями. Ценностные экспектации — это блага и условия жизни, на которые, как убеждены люди, они могут с полным правом претендовать. Ценностные возможности — это блага и условия, которые они, по их мнению, могли бы получить и удерживать». В результате сравнения своих возможностей и ожиданий с количеством и качеством социальных благ, которые получают «референтные группы», индивид (группа) осознает несправедливость существующей в обществе системы распределения благ. Это вызывает у людей чувство неудовлетворенности. И когда величина расхождений между ожиданиями и существующими возможностями становится значительной, индивид оказывается в состоянии фрустрации, выходом из которой становится агрессия. При этом протестный потенциал в большей степени свойствен группам относительно благополучным в материальном плане, а также представителям молодых возрастных групп. В соответствии с законом А. Токвиля революции происходят не там, где люди живут плохо, а там, где они считают, что могут жить лучше. Анализируя исследования о причинах возникновения социальных протестов, Э. Гидденс делает следующий вывод: «Протест вызывают не абсолютные, а относительные лишения (относительная депривация); значимым оказывается противоречие между жизнью, которую люди вынуждены вести, и их представлением о том, чего они могли бы достичь». Казуальная последовательность в процессе «фрустрация—агрессия» (по Р. Гарру) такова: нарастание неудовлетворенности; политизация этой неудовлетворенности; реализация неудовлетворенности в насильственном действии, направленном против политических объектов и деятелей. Социальную революцию как крайнюю форму социального протеста исследовал в рамках теории относительной депривации Дж. Дэвис. Он связывал причины возникновения современных революций с идеалами прогресса и перспективами экономического роста, которые способствуют появлению больших надежд и ожиданий. Несбывшиеся ожидания превращаются в искры протеста. Идеи равенства и демократического участия в политической жизни усиливают протестные настроения. По мнению Чарльза Тилли, теория Дж. Дэвиса не объясняет, как и почему общественные группы мобилизуются для революций. Поэтому он в своей книге «От мобилизации к революции» пытался проанализировать процессы революционных изменений в контексте теории социального действия. Ч. Тилли различает четыре компонента того, что он называет коллективным действием — действием, направленным на свержение существующего социального порядка: 1) организация участвующей группы или групп; 2) мобилизация (овладение ресурсами, необходимыми для коллективных действий); 3) наличие общих интересов у тех, кто принимает участие в коллективном действии; 4) благоприятные обстоятельства. С точки зрения Ч. Тилли, социальные протесты начинают развиваться, когда у людей отсутствуют институциональные формы выражения своего мнения либо как реакция на репрессии властей. Но повлиятьна существующую систему власти они могут только в том случае, если за их деятельностью стоят организованные группы. Начало нового этапа развития теории социального действия связано с трудами известного французского социолога А. Турена. Классическая социология, указывал он, рассматривала общество как единое целое. Но в условиях индустриального и постиндустриального общества различные социальные движения создают проблемные поля и социальные конфликты и сами творят свою историю. Если раньше противники могли апеллировать к «представителю метасоциального порядка» — к справедливости священника или короля, то «теперь не только это священное исчезло, оно оказалось захвачено фундаментальными конфликтами, вместо высшего мира единства создается центральное место социальных конфликтов». В отличие от функционализма и структурализма акционизм — социология действия — дает представление не о характеристике социальной системы, а о позиции и действии социального субъекта. А. Турен считает, что в условиях перехода к постиндустриальному обществу социальный конфликт теряет свою классовую сущность. Основными субъектами социального (политического) конфликта становятся не классы и партии, а общественные движения. И они уже не нуждаются в посредниках в лице политических партий и других политических институтов. В условиях быстрого развития средств информации и коммуникации роль посредников существенно снижается. Социальные действия общественных движений приобретают политический характер и направлены против государства (политической системы) как главного политического оппонента. При этом конфликтность не снижается (о чем мечтали и что предсказывали интеллектуалы в предыдущую эпоху), а нарастает. Согласно культурологическому подходу в исследовании проте- стных движений необходимо учитывать не только политические и социально-экономические условия и факторы, но и особенности политической культуры общества и отдельных социальных общностей.
|