Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, сущность, структура и функции общественного мнения.






Общественное мнение — ценностно-оценочные суждения соци­альных групп, отдельных общностей и всего общества относительно актуальных проблем и явлений социальной действительности. Оно может проявляться в форме суждений, оценок, идей, требований, представлений о проблеме, имеющей социальную значимость.

Складывающееся на различных уровнях общественного сознания общественное мнение может быть в той или иной степени истинным или ложным, адекватным или иллюзорным, выражается в форме по­зитивных, негативных или нейтральных суждений. Но это всегда мнение и позиция большинства.

Общественное мнение не есть простая сумма частных мнений. Это специфический продукт взаимодействия многих мнений (определен­ный итог мыслительной деятельности), образовавших новое качест­венное состояние, характеризующееся сравнительной устойчивостью. Кроме того, общественное мнение не только оценивает наблюдаемое, но и выступает в качестве побудительной силы, регулирующей поведе­ние и деятельность людей.,

 

Оценивая то или иное социально значимое событие, обществен­ное мнение формулирует и задает определенные нормы и способы поведения в определенных условиях и сферах деятельности. Тем са­мым оно позиционирует себя как социальный институт. Существую­щее в течение длительного периода времени общественное мнение закрепляется в обычаях, нормах, традициях.

Ключевыми элементами в структуре общественного мнения яв­ляются его объект и субъект.

Объект общественного мнения — это то, по поводу чего оно скла­дывается. Это могут быть различные факты, события, явления, пред­ставляющие общественный интерес. Факты по своей структуре явля­ются наиболее простыми объектами. Они содержат лишь определен­ную информацию. Событие — более сложный объект. Оно содержит набор определенных сведений (фактов), составляющих содержание объекта. Явление (процесс) — наиболее сложный объект. Оно может включать набор событий и фактов, которые необходимо рассматри­вать в динамике.

Далеко не все факты, события и явления порождают обществен­ное мнение. Для того чтобы стать реальными объектами обществен­ного мнения, они должны отвечать следующим критериям.

1.Общественный интерес. Общественное мнение порождают лишь те факты, события и явления, которые непосредственно или опосредованно связаны экономическими, политическими, социаль­ными, культурными и другими интересами субъекта общественного мнения. При этом «чем большей степенью значимости обладает объ­ект, чем сильнее затрагивает общие потребности и интересы, тем рельефнее проявляется общественное мнение».

2. Дискуссионность. Общественное мнение формируется в резуль­тате взаимодействия и противодействия многих частных мнений, т. е. в результате «обмена мнениями». Поэтому дискуссионность яв­ляется спецификой общественного мнения как такового.

3. Компетентность. Это определенная степень осведомленности людей по тем или иным вопросам. Чем выше уровень компетентно­сти, тем более зрелым и действенным может быть общественное мнение.

 

Субъект общественного мнения — различного уровня социаль­ные общности, отличающиеся относительной целостностью, устой­чивостью, являющиеся структурными элементами общества и высту­пающие самостоятельными агентами социального действия и поведе­ния. Эти социальные общности являются творцами и носителями общественного мнения. Включение определенной социальной груп­пы в структуру субъекта общественного мнения зависит от положе­ния этой группы в структуре социума и от значимости обсуждаемой проблемы для этой группы.

Сформировавшееся общественное мнение того или иного субъек­та должно:

• отражать позицию большинства. При этом понятие «большинст­во» имеет свои качественные и количественные характеристи­ки. Например, и 51 %, и 99 % граждан, занимающих определен­ную позицию по какому-либо вопросу, считаются большинст­вом. Поэтому термин «большинство» используется с такими дополнительными характеристиками, как «относительное боль­шинство», «абсолютное большинство» и др.;

• отвечать критериям внутреннего единства. Сформировавшееся общественное мнение — это не процесс обмена мнениями, а его итог. Поэтому оно есть результат коллективного творчест­ва — социальный феномен.

Сущностная структура общественного мнения включает следую­щие взаимосвязанные компоненты:

• рациональный (познавательный, интеллектуальный) компо­нент — знания людей о фактах, событиях и явлениях, представ­ляющих общественный интерес и ставших объектом общест­венного внимания. Этот компонент во многом зависит от уров­ня образованности и информированности субъекта;

• эмоциональный — настроения, чувства, эмоции, возникающие по поводу объекта общественного мнения. Преобладание эмо­циональной составляющей в структуре общественного мнения делает его более доступным для психологического давления и манипулирования;

• волевой — стремление субъекта к практической реализации цен­ностно-оценочных суждений. Благодаря общественной воле общественное мнение из духовного образования превращается в духовно-практическое. Она (воля) стимулирует субъектов общественного мнения на определенные действия (митинги, демонстрации, выступления в средствах массовой информации И др.).

В процессе своего развития общественное мнение проходит сле­дующие стадии:

1) зарождение — появление массового интереса к объекту мнения и желание людей поделиться своим личным мнением с другими и вы­разить его публично;

2) формирование — в ходе обмена мнениями происходит преобра­зование индивидуальных оценочных суждений в групповые, коллек­тивные. В результате их столкновения (борьбы групповых мнений) доминирующее мнение получает поддержку большинства и становит­ся общественным;

3) функционирование — сложившееся общественное мнение выпол­няет определенные функции в обществе, например обозначает позицию большинства по соответствующему объекту, оказывает влияние на дея­тельность органов власти и поведение людей. Оно обладает определен­ной устойчивостью, обусловленной интересом людей к объекту мнения и их стремлением реализовать свои ценностно-оценочные суждения;

4) спад — снижение массового интереса к объекту общественного мнения. В результате сужается социальный состав субъекта, снижает­ся социальная значимость проблемы;

5) отмирание — мнение теряет качество общественного, превра­щается в разрозненные суждения отдельных людей и групп.

Процессы формирования и развития общественного мнения мо­гут протекать как стихийно, так и являться результатом целенаправ­ленной деятельности различного рода акторов.. ; , ч,

Для общественного мнения характерны следующие основные функции:

1) оценочная. Ценностно-оценочные суждения составляют первоос­нову общественного мнения и наиболее «зримую» его составляющую.

Прежде всего через оценку фактов, событий и явлений социальные группы и общности выражают свое коллективное отношение к ним;

2) контрольная. Сложившееся общественное мнение занимает оп­ределенную позицию по любому значимому для себя вопросу. В силу своей массовости оно приобретает характер силы, стоящей над ин­ститутами власти и контролирующей их деятельность. В ходе приня­тия политических решений правящие органы вынуждены учитывать общественное мнение;

3) консультативная. Выше уже говорилось, что общественное мнение включает рациональный (познавательный, интеллектуаль­ный) компонент. Это своего рода народная мудрость, которая может помочь в решении сложных социальных, экономических, политиче­ских и иных проблем;

4) директивная. Общественное мнение может выносить решение по тем или иным проблемам общественной жизни, имеющим импе­ративный (повелительный) характер, например, в ходе референдума;

5) информационная. Общественное мнение является своего рода индикатором состояния дел в обществе. Поэтому регулярное выявле­ние общественного мнения позволяет получать необходимую инфор­мацию в определенной сфере жизнедеятельности общества;

6) регулятивная. Проявляя себя в различных сферах жизнедея­тельности общества и государства, общественное мнение как специ­фический социальный институт через механизмы общественного воз­действия участвует в регулировании общественных отношений, под­держивает социально одобряемые нормы поведения в обществе.

Кроме перечисленных, общественное мнение выполняет также и многие другие функции, например функцию социализации, защиты отдельных лиц, групп и институтов. Оно также участвует в формиро­вании мирового общественного мнения.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал