![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, сущность, структура и функции общественного мнения. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Общественное мнение — ценностно-оценочные суждения социальных групп, отдельных общностей и всего общества относительно актуальных проблем и явлений социальной действительности. Оно может проявляться в форме суждений, оценок, идей, требований, представлений о проблеме, имеющей социальную значимость. Складывающееся на различных уровнях общественного сознания общественное мнение может быть в той или иной степени истинным или ложным, адекватным или иллюзорным, выражается в форме позитивных, негативных или нейтральных суждений. Но это всегда мнение и позиция большинства. Общественное мнение не есть простая сумма частных мнений. Это специфический продукт взаимодействия многих мнений (определенный итог мыслительной деятельности), образовавших новое качественное состояние, характеризующееся сравнительной устойчивостью. Кроме того, общественное мнение не только оценивает наблюдаемое, но и выступает в качестве побудительной силы, регулирующей поведение и деятельность людей.,
Оценивая то или иное социально значимое событие, общественное мнение формулирует и задает определенные нормы и способы поведения в определенных условиях и сферах деятельности. Тем самым оно позиционирует себя как социальный институт. Существующее в течение длительного периода времени общественное мнение закрепляется в обычаях, нормах, традициях. Ключевыми элементами в структуре общественного мнения являются его объект и субъект. Объект общественного мнения — это то, по поводу чего оно складывается. Это могут быть различные факты, события, явления, представляющие общественный интерес. Факты по своей структуре являются наиболее простыми объектами. Они содержат лишь определенную информацию. Событие — более сложный объект. Оно содержит набор определенных сведений (фактов), составляющих содержание объекта. Явление (процесс) — наиболее сложный объект. Оно может включать набор событий и фактов, которые необходимо рассматривать в динамике. Далеко не все факты, события и явления порождают общественное мнение. Для того чтобы стать реальными объектами общественного мнения, они должны отвечать следующим критериям. 1.Общественный интерес. Общественное мнение порождают лишь те факты, события и явления, которые непосредственно или опосредованно связаны экономическими, политическими, социальными, культурными и другими интересами субъекта общественного мнения. При этом «чем большей степенью значимости обладает объект, чем сильнее затрагивает общие потребности и интересы, тем рельефнее проявляется общественное мнение». 2. Дискуссионность. Общественное мнение формируется в результате взаимодействия и противодействия многих частных мнений, т. е. в результате «обмена мнениями». Поэтому дискуссионность является спецификой общественного мнения как такового. 3. Компетентность. Это определенная степень осведомленности людей по тем или иным вопросам. Чем выше уровень компетентности, тем более зрелым и действенным может быть общественное мнение.
Субъект общественного мнения — различного уровня социальные общности, отличающиеся относительной целостностью, устойчивостью, являющиеся структурными элементами общества и выступающие самостоятельными агентами социального действия и поведения. Эти социальные общности являются творцами и носителями общественного мнения. Включение определенной социальной группы в структуру субъекта общественного мнения зависит от положения этой группы в структуре социума и от значимости обсуждаемой проблемы для этой группы. Сформировавшееся общественное мнение того или иного субъекта должно: • отражать позицию большинства. При этом понятие «большинство» имеет свои качественные и количественные характеристики. Например, и 51 %, и 99 % граждан, занимающих определенную позицию по какому-либо вопросу, считаются большинством. Поэтому термин «большинство» используется с такими дополнительными характеристиками, как «относительное большинство», «абсолютное большинство» и др.; • отвечать критериям внутреннего единства. Сформировавшееся общественное мнение — это не процесс обмена мнениями, а его итог. Поэтому оно есть результат коллективного творчества — социальный феномен. Сущностная структура общественного мнения включает следующие взаимосвязанные компоненты: • рациональный (познавательный, интеллектуальный) компонент — знания людей о фактах, событиях и явлениях, представляющих общественный интерес и ставших объектом общественного внимания. Этот компонент во многом зависит от уровня образованности и информированности субъекта; • эмоциональный — настроения, чувства, эмоции, возникающие по поводу объекта общественного мнения. Преобладание эмоциональной составляющей в структуре общественного мнения делает его более доступным для психологического давления и манипулирования; • волевой — стремление субъекта к практической реализации ценностно-оценочных суждений. Благодаря общественной воле общественное мнение из духовного образования превращается в духовно-практическое. Она (воля) стимулирует субъектов общественного мнения на определенные действия (митинги, демонстрации, выступления в средствах массовой информации И др.). В процессе своего развития общественное мнение проходит следующие стадии: 1) зарождение — появление массового интереса к объекту мнения и желание людей поделиться своим личным мнением с другими и выразить его публично; 2) формирование — в ходе обмена мнениями происходит преобразование индивидуальных оценочных суждений в групповые, коллективные. В результате их столкновения (борьбы групповых мнений) доминирующее мнение получает поддержку большинства и становится общественным; 3) функционирование — сложившееся общественное мнение выполняет определенные функции в обществе, например обозначает позицию большинства по соответствующему объекту, оказывает влияние на деятельность органов власти и поведение людей. Оно обладает определенной устойчивостью, обусловленной интересом людей к объекту мнения и их стремлением реализовать свои ценностно-оценочные суждения; 4) спад — снижение массового интереса к объекту общественного мнения. В результате сужается социальный состав субъекта, снижается социальная значимость проблемы; 5) отмирание — мнение теряет качество общественного, превращается в разрозненные суждения отдельных людей и групп. Процессы формирования и развития общественного мнения могут протекать как стихийно, так и являться результатом целенаправленной деятельности различного рода акторов.. ; , ч, Для общественного мнения характерны следующие основные функции: 1) оценочная. Ценностно-оценочные суждения составляют первооснову общественного мнения и наиболее «зримую» его составляющую. Прежде всего через оценку фактов, событий и явлений социальные группы и общности выражают свое коллективное отношение к ним; 2) контрольная. Сложившееся общественное мнение занимает определенную позицию по любому значимому для себя вопросу. В силу своей массовости оно приобретает характер силы, стоящей над институтами власти и контролирующей их деятельность. В ходе принятия политических решений правящие органы вынуждены учитывать общественное мнение; 3) консультативная. Выше уже говорилось, что общественное мнение включает рациональный (познавательный, интеллектуальный) компонент. Это своего рода народная мудрость, которая может помочь в решении сложных социальных, экономических, политических и иных проблем; 4) директивная. Общественное мнение может выносить решение по тем или иным проблемам общественной жизни, имеющим императивный (повелительный) характер, например, в ходе референдума; 5) информационная. Общественное мнение является своего рода индикатором состояния дел в обществе. Поэтому регулярное выявление общественного мнения позволяет получать необходимую информацию в определенной сфере жизнедеятельности общества; 6) регулятивная. Проявляя себя в различных сферах жизнедеятельности общества и государства, общественное мнение как специфический социальный институт через механизмы общественного воздействия участвует в регулировании общественных отношений, поддерживает социально одобряемые нормы поведения в обществе. Кроме перечисленных, общественное мнение выполняет также и многие другие функции, например функцию социализации, защиты отдельных лиц, групп и институтов. Оно также участвует в формировании мирового общественного мнения.
|