![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предупреждение и разрешение социально-политических конфликтов.
Конфликт проще предупредить, чем урегулировать. Учитывая это, необходимы: 1) наличие эффективной нормативно-правовой системы, в которой на законодательном уровне заложены соответствующие правовые нормы. На уровне отдельного государства основу правовой системы составляют конституция и другие основополагающие законодательные акты, на уровне международных отношений — различные двусторонние, многосторонние и общие международные правовые акты, в первую очередь Устав ООН. Наличие такой системы позволяет решать многие возникающие между социальными и политическими субъектами противоречия, а в случае возникновения конфликта — оперативно его институционализировать; 2) готовность всех субъектов социально-политического процесса соблюдать существующую систему правовых норм. Для России эта проблема особенно актуальна, так как правовые нормы нередко нарушаются высокопоставленными чиновниками и правоохранительными органами. Так, по данным опроса, проведенного Левада-Центром в 2008 г., 76 % респондентов чувствовали себя незащищенными от произвола со стороны властных структур, 65 % считали, что многие чиновники не соблюдают российские законы; 3)организация и проведение мониторинга по измерению уровт; ня социальной напряженности (выявлению потенциально конфликт-, ныхзон); | 4)принятие мер, направленных на снижение уровня социальной, напряженности и предотвращение возникновения социально-поли-, тических конфликтов. В случае возникновения конфликта необходимо провести его всесторонний анализ — диагностику: • выявить причины и мотивы конфликта, его объективную и субъективную составляющие; • определить реальных субъектов, имеющих свой интерес в кон-, фликте; • выявить конфликтную установку сторон — их цели и ожидания,, намерения; • оценить состояние внешних условий, в которых развивается конфликт, например наличие объективных критериев для институционализации конфликта или «внешних» факторов влияния на него. Следующий этап в урегулировании и разрешении социально-по-, литического конфликта предполагает ряд последовательных процедур:, • институционализация конфликта — определение общих правил, и принципов в разрешении конфликта; t • легитимизация — готовность конфликтующих сторон соблю-4 дать принятые нормы и правила в процессе разрешения кон-, фликта; • структурирование конфликтующих групп — выявление (субъек-,. тивация) носителей преследуемых в конфликте интересов и определение количественных и качественных характеристик уча-( j стников конфликта; • редукция — последовательное ослабление конфликта за счет перевода его на другой уровень. Способы урегулирования социально-политических конфликтов в демократической системе во многом зависят от вида конфликта. Если мы имеем дело с горизонтальным конфликтом, который не предполагает смену политического режима, то его можно решить в рамках существующих в обществе и государстве правовых норм (например, конституции). Если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не удается найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демократической политической системе существуют следующие варианты его разрешения: 1) обращение в Конституционный суд; 2) отставка правительства; 3) роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов; 4) организация и проведение референдума по спорным вопросам и др. В политической жизни современной России уже имел место прецедент референдума о доверии (недоверии) Президенту РФ Б.Н. Ельцину (25 апреля 1993 г.). По итогам референдума президент получил поддержку большинства избирателей. Но в силу определенных причин урегулировать конфликт между исполнительной и законодательной властями тогда не удалось. Более сложными в плане урегулирования являются вертикальные статусно-ролевые конфликты, возникающие между центром и регионами. Регионы могут претендовать не только на повышение своего социально-экономического и политического статуса, но и стремиться к полной политической независимости. Такие конфликты могут привести к широкомасштабным боевым действиям и многочисленным жертвам. Наглядный пример неудачного разрешения такого конфликта — война в Чечне. Но, пожалуй, самыми сложными для урегулирования и разрешения являются вертикальные режимные социально-политические конфликты. Субъектами таких конфликтов выступают, с одной стороны, государственные институты и организации, выражающие интересы господствующего класса, с другой — оппозиционные организации, представляющие подвластные массы. Конечной целью режимного социально-политического конфликта (со стороны граждан) является смена политического режима. Негативное развитие подобного конфликта может привести к гражданской войне. Сложность в разрешении режимных конфликтов заключается еще и в том, что оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать незаконными методами. В этой борьбе законность и незаконность носят взаимопереходящий характер. Незаконные действия оппозиции в случае ее победы приобретают законность, а законные действия потерпевшего поражение правящего режима становятся незаконными. Примером такой переходящей «законности» может служить народное восстание в Египте весной 2011 г. и последовавший за этим суд над бывшим президентом страны X. Му- бараком. Для того чтобы не допустить негативного развития режимного социально-политического конфликта, необходим, как уже говорилось, всесторонний анализ конфликтной ситуации. На основе полученных данных появляются можно: • прогнозировать развитие событий; • определить возможные варианты урегулирования конфликта; • разработать план урегулирования и разрешения конфликта, определить тактические и стратегические задачи. Реализация плана урегулирования конфликта предполагает следующую последовательность действий: 1) уменьшить (снять) эмоциональное напряжение конфликтующих сторон (например, информацией о намерениях); 2) определить предмет спора и тем самым локализовать конфликт; 3) установить (оговорить) нормы и правила взаимодействия конфликтующих сторон; 4) организовать диалог между конфликтующими сторонами и информировать общественность об их позициях и принимаемых мерах по урегулированию конфликта; 5) отделить проблемы от субъективной заинтересованности участников конфликта и сосредоточить внимание на их разрешении. Если в результате принятых мер урегулировать или локализовать конфликт не удалось и его дальнейшее развитие представляет угрозу для общества, властные структуры должны быть готовыми применить силу или остановить развитие конфликта угрозой ее применения.
|