Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предупреждение и разрешение социально-политических конфликтов.






Конфликт проще предупредить, чем урегулировать. Учитывая это, необходимы:

1) наличие эффективной нормативно-правовой системы, в кото­рой на законодательном уровне заложены соответствующие правовые нормы. На уровне отдельного государства основу правовой системы составляют конституция и другие основополагающие законодатель­ные акты, на уровне международных отношений — различные дву­сторонние, многосторонние и общие международные правовые акты, в первую очередь Устав ООН. Наличие такой системы позволяет ре­шать многие возникающие между социальными и политическими субъектами противоречия, а в случае возникновения конфликта — оперативно его институционализировать;

2) готовность всех субъектов социально-политического процесса соблюдать существующую систему правовых норм. Для России эта проблема особенно актуальна, так как правовые нормы нередко нару­шаются высокопоставленными чиновниками и правоохранительны­ми органами. Так, по данным опроса, проведенного Левада-Центром в 2008 г., 76 % респондентов чувствовали себя незащищенными от произвола со стороны властных структур, 65 % считали, что многие чиновники не соблюдают российские законы;

3)организация и проведение мониторинга по измерению уровт;

ня социальной напряженности (выявлению потенциально конфликт-, ныхзон); |

4)принятие мер, направленных на снижение уровня социальной, напряженности и предотвращение возникновения социально-поли-, тических конфликтов.

В случае возникновения конфликта необходимо провести его всесторонний анализ — диагностику:

• выявить причины и мотивы конфликта, его объективную и субъективную составляющие;

• определить реальных субъектов, имеющих свой интерес в кон-, фликте;

• выявить конфликтную установку сторон — их цели и ожидания,, намерения;

• оценить состояние внешних условий, в которых развивается конфликт, например наличие объективных критериев для ин­ституционализации конфликта или «внешних» факторов влия­ния на него.

Следующий этап в урегулировании и разрешении социально-по-, литического конфликта предполагает ряд последовательных про­цедур:,

• институционализация конфликта — определение общих правил,

и принципов в разрешении конфликта; t

• легитимизация — готовность конфликтующих сторон соблю-4 дать принятые нормы и правила в процессе разрешения кон-, фликта;

• структурирование конфликтующих групп — выявление (субъек-,. тивация) носителей преследуемых в конфликте интересов и оп­ределение количественных и качественных характеристик уча-(

j стников конфликта;

• редукция — последовательное ослабление конфликта за счет пе­ревода его на другой уровень.

Способы урегулирования социально-политических конфликтов в демократической системе во многом зависят от вида конфликта. Если мы имеем дело с горизонтальным конфликтом, который не предпола­гает смену политического режима, то его можно решить в рамках су­ществующих в обществе и государстве правовых норм (например, конституции). Если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не удается найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демократической политической системе сущест­вуют следующие варианты его разрешения:

1) обращение в Конституционный суд;

2) отставка правительства;

3) роспуск парламента и назначение досрочных парламентских

выборов;

4) организация и проведение референдума по спорным вопросам и др.

В политической жизни современной России уже имел место пре­цедент референдума о доверии (недоверии) Президенту РФ Б.Н. Ель­цину (25 апреля 1993 г.). По итогам референдума президент получил поддержку большинства избирателей. Но в силу определенных при­чин урегулировать конфликт между исполнительной и законодатель­ной властями тогда не удалось.

Более сложными в плане урегулирования являются вертикальные статусно-ролевые конфликты, возникающие между центром и регио­нами. Регионы могут претендовать не только на повышение своего социально-экономического и политического статуса, но и стремиться к полной политической независимости. Такие конфликты могут при­вести к широкомасштабным боевым действиям и многочисленным жертвам. Наглядный пример неудачного разрешения такого кон­фликта — война в Чечне.

Но, пожалуй, самыми сложными для урегулирования и разреше­ния являются вертикальные режимные социально-политические кон­фликты. Субъектами таких конфликтов выступают, с одной стороны, государственные институты и организации, выражающие интересы господствующего класса, с другой — оппозиционные организации, представляющие подвластные массы. Конечной целью режимного социально-политического конфликта (со стороны граждан) является смена политического режима. Негативное развитие подобного кон­фликта может привести к гражданской войне.

Сложность в разрешении режимных конфликтов заключается еще и в том, что оппозиционная сторона может игнорировать суще­ствующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать незаконными методами. В этой борьбе законность и незаконность носят взаимопереходящий характер. Незаконные дей­ствия оппозиции в случае ее победы приобретают законность, а за­конные действия потерпевшего поражение правящего режима ста­новятся незаконными. Примером такой переходящей «законности» может служить народное восстание в Египте весной 2011 г. и по­следовавший за этим суд над бывшим президентом страны X. Му- бараком.

Для того чтобы не допустить негативного развития режимного со­циально-политического конфликта, необходим, как уже говорилось, всесторонний анализ конфликтной ситуации. На основе полученных данных появляются можно:

• прогнозировать развитие событий;

• определить возможные варианты урегулирования конфликта;

• разработать план урегулирования и разрешения конфликта, оп­ределить тактические и стратегические задачи.

Реализация плана урегулирования конфликта предполагает сле­дующую последовательность действий:

1) уменьшить (снять) эмоциональное напряжение конфликтую­щих сторон (например, информацией о намерениях);

2) определить предмет спора и тем самым локализовать кон­фликт;

3) установить (оговорить) нормы и правила взаимодействия кон­фликтующих сторон;

4) организовать диалог между конфликтующими сторонами и ин­формировать общественность об их позициях и принимаемых мерах по урегулированию конфликта;

5) отделить проблемы от субъективной заинтересованности уча­стников конфликта и сосредоточить внимание на их разрешении.

Если в результате принятых мер урегулировать или локализовать конфликт не удалось и его дальнейшее развитие представляет угрозу для общества, властные структуры должны быть готовыми применить силу или остановить развитие конфликта угрозой ее применения.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал