Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика социально-политического конфликта. Причины возникновения социально-политических конфликтов.
Социально-политический конфликт как бы совмещает в себе социальный и политический конфликты, каждый из которых возникает на разных основаниях и решает «свои» проблемы. Кроме того, в этих конфликтах противоборствуют различные по своим качественным характеристикам стороны (субъекты). Основные отличия социального конфликта от политического состоят в следующем. 1. В социальном конфликте противоборство происходит между социальными субъектами (индивидами, группами, социальными организациями, движениями и институтами), в политическом конфликте — между субъектами политики (политическими партиями, политическими (государственными) институтами, государствами). В ходе развития как социального, так и политического конфликта не исключается трансформация социальных субъектов в политические и наоборот. 2. Объектом социального конфликта (в узком смысле) являются социальные интересы, потребности, ценности, социальные статусы и т. д., а интегральным объектом политического конфликта — политическая (государственная) власть и властные отношения. Так как социально-политический конфликт совмещает в себе и социальный и политический конфликты, то в нем одновременно могут взаимодействовать и противодействовать социальные и политические субъекты. Предметом такого конфликта одновременно могут быть социальные и политические интересы. Итак, социально-политический конфликт — это противоборство двух и более социальных и политических субъектов (сторон), причинами которого являются несовместимые социально-политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью. Это любой социальный конфликт, затрагивающий политические отношения и(или) для решения которого необходимо использовать политические методы и средства. Например, если в ходе забастовки работников крупного предприятия или целой отрасли не удается решить социальные (экономические) проблемы, лежащие в основе конфликта, то забастовка может трансформироваться в политическую акцию с уже политическими требованиями (например, отставки губернатора, правительства, президента). Однако политический характер эта акция может приобрести лишь в том случае, если она «заставит» государственные структуры решать возникшие проблемы политическими методами. Чаще всего одну из конфликтующих сторон в социально-политическом конфликте представляют большие социальные группы (трудовые коллективы, пенсионеры, молодежь, жители региона, этносы и т. д.), а также общественные и находящиеся в оппозиции к власти политические институты (партии, профсоюзы, общественные и политические движения). Другой стороной в таком конфликте обычно является правящий политический режим или отдельные его институты и социальные группы, поддерживающие этот режим. Общим объектом для конфликтующих сторон в социально-политическом конфликте является политическая власть. Но предмет конфликта для каждой из сторон может быть свой. Так, для субъектов политики (государства и его институтов, политических партий) объектом конфликта является государственная власть, а предметом — пределы властных полномочий. Для правящего режима основной целью в социально-политическом конфликте служит удержание политической власти, сохранение (укрепление) властных полномочий, придание политическому режиму видимости эффективности и легитимности. Для социальных субъектов политическая власть, как правило, не является самоцелью (предметом) конфликта. Власть (государственные органы, должностные лица) здесь рассматривается лишь как причина возникших социальных проблем и(или) как способ (средство) для достижения желаемых социальных целей. Но при определенных условиях социальные субъекты могут трансформироваться в политических и также претендовать на политическую власть. По масштабам решаемых проблем, по количественному составу и уровню противоборствующих сторон можно выделить следующие виды социально-политических конфликтов: • региональный — возникает в отдельном регионе РФ. В ходе развития такого конфликта социальные акторы предъявляют претензии региональным политическим властям. Так, 30 января в Калининграде собрался многотысячный митинг (от 9 до 12 тыс. человек) с требованием отставки губернатора области Г. Бооса; чя- • региональный, который в ходе своего развития «выходит» на федеральный уровень («заставляет» решать возникшие проблемы федеральные власти). Примером такого конфликта является указанный выше конфликт в городе Пикалево (неоднократные обращения жителей к региональным властям с требованиями выплаты задолженности по заработной плате и возобновления остановленного производства, не дали положительного результата); • федеральный (общегосударственный). Такой социально-политический конфликт можно разделить на два подвида: 1) локальный, возникший в одном или нескольких регионах, но по своим последствиям имеющий общегосударственное значение; 2) широкомасштабный — охвативший большинство регионов страны и «заставивший» федеральные власти принимать общегосударственные решения. В качестве примера такого конфликта можно назвать массовые выступления людей, недовольных монетизацией льгот; • режимный. В свержении ненавистного политического режима власти участвуют широкие социальные слои населения страны. Если режимный социально-политический конфликт предполагает глубинные качественные преобразования всех сфер жизнедеятельности общества и государства, то он называется социальной революцией'. Примерами такого конфликта могут служить: Великая Октябрьская революция 1917 г. в России; Исламская революция в Иране (январь 1978 г. — февраль 1979 г.), в результате которой был свергнут проамериканский режим шаха Мохаммеда Реза Пахлеви; • международный. В отличие от межгосударственного такой конфликт по сути является социально-политическим: во-первых, в конфликтное противоборство вовлекаются как политические, так и социальные акторы; во-вторых, причинами его возникновения является столкновение политических, социальных, экономических и иных интересов. Особенностями социально-политического конфликта являются: 1) публичность и открытый характер проявления противоборства сторон. Реальная политика — это сфера разрешения противоречий между большими социальными группами. Поэтому социально-политический конфликт предполагает апелляцию сторон к социальным группам и к широкой общественности; 2) всеобщая значимость. Как уже говорилось, социально-политический конфликт непосредственно или опосредованно затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, общества в целом. Поэтому субъекты социально-политического конфликта (государство, политические организации, институты элиты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определенной социальной общности (социального слоя, класса, этноса, группы интересов, всего общества); 3) обусловленность властью (властными отношениями). Основным (интегральным) объектом в социально-политическом конфликте является политическая власть; 4) идеологический характер мотивации конфликта. Социально-политический конфликт, как правило, имеет определенные идеологические основания. Политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации социального и политического поведения граждан. Она выполняет функции организации, идентификации и мобилизации субъектов и участников социально-политического конфликта; 5) институциональная организованность субъектов конфликта. Чтобы реально претендовать на власть и властные полномочия в обществе или на международной арене, субъекты социально-политического конфликта должны быть организационно оформленными — представлять собой общественную организацию, политическую партию, государственный институт или являться легитимным представителем этих органов; 6) «символическая» идентификация. Существенную роль в идентификации, организации и мобилизации масс в социально-политическом конфликте играют идеологические символы. Например, основным символом пролетарской революции считается красное знамя; на президентских выборах в Украине (конец 2004 — начало 2005 г.) проправительственный блок во главе с Януковичем в качестве своего символа выбрал синий цвет, а оппозиция во главе с Ющенко — оранжевый. Символы используются как способ и средство самоидентификации и противопоставления сторон в политическом конфликте; 7) конфликт взаимных намерений сторон. Если на обычном рынке конкурируют и «конфликтуют» товары и услуги, то на политическом поле — идеи, лозунги, программы, заявления. Конкурирующие и конфликтующие стороны предлагают «товары» и «услуги», которые не поддаются адекватной оценке, их нельзя взвесить или попробовать на вкус. В социально-политическом конфликте на первый план выходит не качество самого товара, а эффективность его рекламирования — политические PR-технологии, политический маркетинг; 8) наличие легитимных лидеров. Политическое противостояние, как правило, трансформируется в противостояние политических лидеров, а сами лидеры нередко становятся символами социально-политического движения и гарантами выполнения данных обещаний. Поэтому противники стремятся любыми способами дискредитировать не столько идеи и программы оппонента, сколько «носителя» и гаранта этих идей; 9) правовые коллизии. Институционализация социально-политического конфликта — одно из важнейших условий его урегулирования и разрешения, и в этом плане он во многом схож с юридическим конфликтом. Однако, если для урегулирования юридического кон- 16* фликта предполагается привлечение узкого круга юристов-профес- сионалов, то противоборствующие стороны социально-политического конфликта стремятся заручиться поддержкой (вовлечь в конфликт) максимально возможное число «непосвященных». Здесь, по сути, речь идет о соотношении (столкновении) таких понятий (категорий), как «законность» и «легитимность»; первая апеллирует к юридическим нормам права, вторая — к социальной (политической) справедливости; 10) односторонняя «законность» насилия. Применение насилия в социально-политическом конфликте считается законным только со стороны правящего режима. В иных случаях оно воспринимается как девиация и преследуется по закону. Однако в режимных конфликтах оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать «незаконными» методами, подстрекать широкие слои населения к массовым выступлениям и неповиновению властям; 11) национальные и социокультурные особенности. История и повседневная практика показывают, что в разработке теории социально-политического конфликта и в практическом ее применении необходимо учитывать «местные» и «временные» особенности страны и уровень политической культуры; 12) возможность трагических последствий. Широкомасштабный социально-политический конфликт способен до основания разрушить политическую и социальную структуру общества и ввергнуть страну в пучину «смутного времени», что не раз случалось в истории России. Социальные революции и мировые войны приводят к гибели десятков миллионов людей, колоссальным разрушениям и материальным затратам. Причины возникновения: К. Маркс полагал, что в основе социально-классового конфликта лежат отношения собственности на средства производства. Л. Козер считал, что все виды социальных конфликтов обусловлены дефицитом ресурсов. С точки зрения Р. Дарендорфа, основной причиной конфликтов в обществе является борьба за власть.
Р. Гарр в качестве одной из основных причин возникновения политического конфликта рассматривает относительную депривацию. По мнению Л.Н. Тимофеевой, конфликт таится в самой природе политической власти, призванной согласовывать, координировать различные интересы людей. Она выделяет следующие источники возникновения политического конфликта: 1)сами общественные отношения — отношения неравенства; 2)расхождение людей в базовых ценностях и политических идеалах; 3)идентификация граждан (социальная, религиозная, политиче-; ская и др.); 4)недостатки, ошибки, искажения в технологии политической коммуникации; 5)социально-психологические свойства политических субъектов, борющихся за власть. Е.М. Бабосов причинами политических конфликтов считает: • отношения господства и подчинения, которые разделяют людей на властвующих и подчиняющихся; • коренные расхождения политических идеалов и предпочтений, ценностных ориентаций индивидов, социальных групп и общностей; • совокупность факторов, связанных с процессами идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к политическим, социальным, этнонациональным, религиозным, субкультурным общностям; • конфликтность самой политической системы, которая неизбежно порождает государственно-правовые конфликты. По мнению Б.В. Коваленко, А.И. Пирогова и О.А. Рыжова, в основе политического конфликта лежат различные виды политических кризисов: • кризис идентичности, обусловленный распадом идеалов и ценностей, доминирующих в политической культуре данного общества; • кризис распределения материальных и культурных благ, заклю- и чающийся в неспособности властных структур обеспечить устойчивый рост материального благосостояния населения; • кризис участия — обусловлен низким уровнем вовлеченности граждан в управление; • кризис «проникновения» — стремление правящего класса реализовать свои решения во всех сферах общественной жизни; • кризис легитимности — несоответствие осуществляемых целей режима и массовых представлений о нормах его функционирования. Все многообразие причин возникновения внутригосударственных политических конфликтов можно свести к трем основным: 1) ущемление базовых социально-экономических и политических интересов значительной части населения страны. Этим может быть обусловлено возникновение следующих видов политических конфликтов: • конфликт легитимности власти, в основе которого лежат: а) социально-экономические причины, например распределение общественного продукта между различными социальными классами и слоями (например, в России разрыв в доходах между бедными и богатыми (децильный коэффициент) составляет 17, 5); б) политико-правовые причины (например, нарушение политических прав и свобод граждан). Ущемление базовых потребностей может быть вызвано как объективными, так и субъективными факторами. Объективные факторы: • кризис естественного социально-экономического развития общества (например, кризис СССР в 1980-е гг.); • трудности, связанные с радикальным реформированием социально-политической системы общества; • непредвиденные обстоятельства (стихийное бедствие, мировой финансовый кризис, внешние войны и т. д.). ' Субъективные факторы: • явные просчеты в социально-экономической политике (некомпетентность); • нежелание правящей элиты учитывать коренные интересы и потребности подвластных классов и социальных слоев; • осознание (восприятие) подвластными социальными слоями и классами существующей политической системы распределения ресурсов (в том числе власти) как несправедливой и незаконной (кризис легитимности). Если значительная часть населения страны не находит своего места в существующей социально-политической структуре общества и не может удовлетворить свои базовые потребности в рамках существующих социально-политических институтов, то она будет стремиться разрушить или радикально изменить эти институты. Массовые социально-политические протесты, прошедшие в России в конце 2011 — первой половине 2012 г., наглядный пример проявления неудовлетворенности значительной части россиян состоянием дел в стране; 2) различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, представлениях по поводу политического и социально-экономического развития общества (различия политических культур). Так, поданным социологических исследований, в начале 2011 г. 43 % россиян считали, что Россия находится на ложном пути своего развития, 47 % — полагали, что Россия находится на верном пути. Эти данные свидетельствуют о том, что российское общество в своих представлениях и ценностных ориентациях раскололось на две примерно равные части, между которыми возможны конфликты; 3) борьба между различными группами интересов (кланами, элитами, блоками и др.) за власть и ресурсы в обществе. Такая борьба является наиболее распространенным основанием для инициирования социально-политических конфликтов «сверху». На данном основании могут возникнуть следующие виды конфликтов: • конфликт, обусловленный борьбой за власть и ресурсы в рамках существующей политической системы. Причины, цели и задачи этих конфликтов обычно завуалированы и не очень понятны для большинства граждан. Победа той или иной политической группировки в таком конфликте, как правило, ничего не меняет в условиях жизни населения. При мерами подобных конфликтов являются «цветные революции», произошедшие в начале нынешнего века в Грузии, Украине, Киргизии. Опасность таких «клановых» конфликтов для общества заключается в том, что для достижения своих индивидуальных и групповых интересов политические группировки и лидеры стремятся привлечь на свою сторону большие социальные группы, что может привести к насилию и гражданской войне; • конфликт, обусловленный борьбой между оппозиционной и правящей политической элитой за радикальное изменение социально-политической (экономической) системы. Примерами таких конфликтов могут служить горбачевская «перестройка» (конец 1980-х гг.) и ельцинская «либерализация» (начало 1990-х гг.); • конфликт идентичности, суть которого состоит в том, что люди делятся по определенным признакам (социальным, этническим, политическим и др.) на «своих» и «чужих».
|