![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Народнохозяйственные затраты в сфере организации дорожного движенияСтр 1 из 12Следующая ⇒
Лекции по экономике дорожного движения. 1.1. СТРУКТУРА ЗАТРАТ, ЗАВИСЯЩИХ ОТ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИИ Специфические особенности проблемы организации дорожного движения обусловлены прежде всего функционированием системы А—В—D—С (автомобиль — водитель — дорога — среда движения), состоящей как из отдельных элементов, так и различных подсистем: автомобиль—дорога, водитель—автомобиль, водитель—дорога (рис. 1.1). Каждый элемент или каждая подсистема в свою очередь влияют на условия и безопасность движении. Автомобиль должен обладать элементами активной и пассивной безопасности, быть устойчивым против заноса и опрокидывания, надежным в эксплуатации, легким в управлении. Водитель должен иметь соответствующие его профессии психофизические качества и обладать профессиональным мастерством. Дорога по своим техническим параметрам должна соответствовать интенсивности и заданной скорости движения транспортных средств. На современном этапе качественно меняются технические средства и системы управления дорожным движением, транспортные средства, с точки зрения конструктивной безопасности,. и многие виды обустройства автомобильных дорог. Изменяется и структура автомобильного парка но грузоподъемности грузовых автомобилей. Определено направление на дизелизацию автомобильного парка страны. Рост автомобильного парка страны наряду с положительным влиянием на экономику может ухудшать условия труда водителей из-за перенасыщения дорожно-уличной сети транспортными средствами или вызывать отрицательные социально-экономические последствия (дорожно-транспортные происшествия, снижение скорости движения транспортных средств и т. п.). Такое противоречие можно разрешить, создав возможность комплексного подхода к оценке социально-экономического эффекта. Такой подход учитывает все результаты научно-технического прогресса — от роста производительности труда до отрицательных экономических последствий. Комплексный социально-экономический подход с учетом социально-экономического эффекта позволяет еще на стадии проектирования и разработок различных мероприятий предотвращать или минимизировать отдельные отрицательные социально-экономические последствия.
Рис. 1.1. Взаимосвязь факторов, формирующих систему А–В–D–С
Поясним значение социально-экономического эффекта. Социальный эффект характеризуется совершенствованием общественных отношений, изменениями в экологической среде, условиях и охране труда, всестороннем развитии личности. Экономический эффект в данном случае характеризуется приростом национального дохода, полученным за счет совершенствования организации дорожного движения, в результате научно-технического прогресса. Взаимная связь экономического и социального эффектов определяется тем, что экономический эффект является материальной основой социального, а рост социального эффекта создает лучшие условия для роста экономического эффекта. Мероприятия, дающие социальный эффект, в конечном счете повышают производительность труда и многие технико-экономические показатели в любой области приложения труда. Однако экономический и социальный эффекты могут расти разными темпами. Кроме того, положительному экономическому эффекту может сопутствовать отрицательный социальный эффект. Поэтому основная задача в области организации и безопасности дорожного движения - это внедрение таких мероприятий и разработка таких технических средств, которые обеспечивали бы положительные значения обоих видов эффекта. Естественно, затраты на предотвращение отрицательного социального эффекта нельзя рассматривать как нерациональные, «излишние» с экономической точки зрения. Эти затраты являются элементом общественно необходимых затрат и должны учитываться при расчетах экономического эффекта (в той части, в которой возможна их стоимостная оценка).
Рис. 1.2. Структура народнохозяйственных потерь из-за несовершенства организации дорожного движения
Одной из важных проблем при оценке эффективности мероприятий, направленных на улучшение организации дорожного движения, является выявление и определение социально-экономических потерь, связанных с несовершенством организации дорожного движения (рис. 1.2). Значительное влияние на их снижение может оказать совершенствование конструктивной, безопасности автомобилей, технического состояния и обустройства автомобильных дорог, профессиональной подготовки водителей. В свою очередь, конструктивная безопасность автомобиля во многом зависит от конструктивных и эксплуатационных свойств автомобилей. Эти свойства позволяют предотвращать конфликтные ситуации в транспортном процессе, а в случае их возникновения уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, некоторые свойства уменьшают вред, наносимый окружающей среде в процессе эксплуатации автомобилей. Конструктивную безопасность автомобиля для удобства изучения и совершенствования ее отдельных свойств подразделяют на активную, пассивную, послеаварийную и экологическую.
Рис. 1.3. Схема конструктивной безопасности автомобиля
Активная безопасность автомобиля - свойство автомобиля предотвращать ДТП (снижать вероятность его возникновения); пассивная - уменьшать тяжесть последствий ДТП; послеаварийная - уменьшать тяжесть последствий ДТП после его остановки; экологическая - уменьшать вред, наносимый участникам дорожного движения и окружающей среде в процессе его эксплуатации. Рассматривая конструктивную безопасность автомобиля (рис. 1.3) с точки зрения снижения народнохозяйственных потерь необходимо отметить, что еще имеется значительная потенциальная возможность ее совершенствования. В общем виде эффективность мероприятий, улучшающих организацию дорожного движения, заключается; в повышении уровня безопасности движения (сокращение числа ДТП и уменьшение тяжести их последствий); в снижении потерь времени транспортных средств; в снижении потерь времени пассажиров в общественном и индивидуальном транспорте; в снижении потерь времени пешеходов в местах перехода улиц и автомобильных дорог; в снижении уровня транспортного шума; в улучшении санитарного состояния воздушного бассейна {снижение концентрации загрязняющих воздух веществ); в уменьшении концентрации вредных веществ, загрязняющих придорожную полосу. Д-р техн. наук, проф. В. Ф. Бабков отмечает, что мероприятия по повышению безопасности дорожного движения одновременно увеличивают пропускную способность дороги и повышают производительность автомобильного транспорта, а затраты на осуществление мероприятий по повышению безопасности движения быстро окупаются благодари улучшению условий перевозок Водитель является основным звеном системы автомобиль–водитель– дорога–среда движения. Из общей статистики известно, что около 75% всех дорожно-транспортных происшествий па дорогах нашей страны происходит по вине водителей автомобилей [4].
Рис. 1.5. Схема использования технических средств при обучении и повышении квалификации водителей
Рис 1.6. Схема основных направлений работы автотранспортных предприятии по предупреждению ДТП
Несомненно, велика роль мастерства в учебном процессе, который формирует квалификацию будущего водителя. Следует отметить, что использование технических средств подготовки водителей необходимо сочетать с другими средствами их обучения на учебных площадках, автодромах, где формируются навыки вождения, в том числе выхода из критических ситуаций. Для укрепления материально-технической базы учебных заведений требуются затраты, которые должны быть обоснованы в соответствии с утвержденными нормативными документами. Изучение опыта работы автотранспортных предприятий (ДТП) по предупреждению дорожно-транспортных происшествии (рис. 1.6) показывает, что имеются значительные резервы, используя которые можно значительно повысить уровень безопасности дорожного движения. Вместе с тем работа, осуществляемая в автотранспортных предприятиях по обеспечению безопасности движения, не должна ограничиваться только службами или подразделениями, созданными для методического руководства в данной области. Эта работа требует привлечения работников других служб и общественных организаций предприятия, а на сотрудников службы безопасности движения в основном возлагается работа, связанная с планированием, контролем и методическим руководством всей этой работой.
|