![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примеры экономического обоснования мероприятии, повышающих уровень организации движения
3.1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ.
Обеспечение безопасности дорожного движения в значительной степени определяется правильностью выбора и проведения мероприятий, направленных на снижение аварийности. Естественно, что прогнозирование мероприятий, повышающих безопасность дорожного движения, носит вероятностный характер и специалисты в данной области определяют их на основе имеющейся информации о ДТП и опыта работы. Вместе с этим отечественный и зарубежный опыты подтверждают, что обеспечение безопасности движения - процесс управляемый. Государственные целевые программы повышения безопасности движения по своей структуре и процедуре разработки совершенно аналогичны другим целевым программам. В планах проводимых мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, которые осуществляются на всех уровнях, должны быть указаны мероприятия, которые позволили бы сократить аварийность в конкретных местах с учетом затрат и ожидаемых результатов. Как показали исследования, в выше упомянутых странах сокращение аварийности достигнуто в результате внедрения известных мероприятий (освещения дорог в темное время суток снижения скользкости, своевременной очистки дорог от снега и т. п.) которые широко используются в других странах. Государственное управление деятельностью и целевые программы по повышению безопасности движения и позволили предупредить многие ДТП или снизить тяжесть их последствий в ряде стран. Выбор мероприятий, способствующих повышению безопасности дорожного движения для конкретного региона автомобильной дороги, весьма сложен. Многим из них еще не дана экономическая оценка, а это затрудняет их применение и соответственно распределение капиталовложений. Важнейшей формой управления безопасностью движения является форма нацеленности на сокращение аварийности за счет предварительно отобранных мероприятий. Анализ внутренних резервов и привлекаемых дополнительных ресурсов создает основу для повышения уровня безопасности дорожного движения, а анализ причин аварийности дает предпосылки к планированию наиболее эффективных мероприятий. Установленные сравнительные оценки эффективности позволяют определить внутренние резервы повышения безопасности за счет улучшения работы по безопасности движения в автотранспортных предприятиях. Полученные результаты дают возможность оценивать работу служб безопасности движения не с позиций проводимых мероприятий, а с позиций применяемых мер, по качественному выполнению плановых заданий. Например, по каждому ДТП проводится служебное расследование, и эффект от проведения этого мероприятия (12%) дает не само расследование, а применяемые по этому расследованию меры, чтобы исключить их повторяемость.
Таблица 3.1
Рассматривая ДТП в населенных пунктах, где концентрируется почти 60% всех ДТП (причем треть приходятся на республиканские, краевые и областные центры) и от 70—85% ел всех погибших составляют пешеходы, можно значительно сократить наезды на пешеходов, если устранить планировочные недостатки. Хотя еще встречаются ДТП, в которых пешеход сам подвергает себя опасности, пытаясь сократить время на переход улицы или дороги и игнорируя подземный пешеходный переход или переходя проезжую часть улицы на красный сигнал светофора и т. п., в результате чего происходит несчастный случай, в котором страдает нарушитель — пешеход и другие участники движения. Поэтому такого рода ДТП не должны приниматься во внимание при проведении планировочно-реконструктивных мероприятий. Эти нарушения Правил дорожного движения относятся к психологическим аспектам проблемы обеспечения безопасности движения. Специалисты [15] полагают, что в некоторых местах с сосредоточение наездов транспортных средств на пешеходов связаны с неправильной планировкой и застройкой магистралей. Устранение планировочных недостатков («градостроительных» причин) приведет к снижению наездов на пешеходов или, но край лей мере, к исключению этого ДТП. Определены основные причины наездов транспортных средств на пешеходов на отдельных участках магистральной улично-дорожной сети крупнейших го родов: - отсутствие достаточно широкой разделительной полосы между тротуаром и проезжей частью; - размещение пешеходных переходов без учета основных на правлений движения пешеходов к местам их тяготения; - отсутствие видимости «пешеход—транспорт»; - сужение проезжей части в результате остановок общественного транспорта, отсутствие выделенных посадочных площадок и карманов; - недостаточная ширина или отсутствие благоустроенных тротуаров; - частые (через 150—250 м) пересечения магистралей с второстепенными улицами. Выходы внутриквартальных выездов и; магистрали; - сложные формы площадей и перекрестков при отсутствии направляющих островков безопасности, разделительных полос и др. По результатам анализа повторяемости дорожно-транспортных происшествий с пешеходами была сделана попытка оценит: последствия возможной реконструкции мест, где сосредоточиваются такого вида происшествии. Ожидаемое сокращение наездов на пешеходов в результате планировочно-реконструктивных мероприятий (в %) от снижения общего числа происшествий по магистрали приведено ниже:
Устройство и расширение тротуаров 3—12 Реконструкция остановочных пунктов общественного транспорта 2—10 Устройство островков безопасности на перекрестках 0—30 значения и проездами...................................... 2—10 Устройство подземных пешеходных переходов 6—25 Проведение комплекса первоочередных мероприятий, не требующих, как правило, значительных капиталовложений, позволяет снизить число происшествий на 16—40% в пределах одной магистрали и около 20% в целом по городу. Эти данные позволяют определить наиболее перспективные направления работы по обеспечению безопасности движения пешеходов и сосредоточить внимание на вопросах, решение которых приведет к значительному и относительно быстрому сокращению числа дорожно-транспортных происшествий. Необходимо отметить, что анализ статистических данных о ДТП позволяет разработать мероприятия по повышению безопасности движения. Использование материалов анализа ДТП возможно в течение длительного периода. Эпизодические местные колебания отдельных показателей взаимно погашаются в многотысячной совокупности всех происшествий по региону и общая характеристика аварийности в течение 5 и более лет меняется незначительно. При анализе ДТП необходимо установить не только характеристику происшествия, но и причины, и сопутствующие факторы, вызвавшие данное происшествие. Такой анализ аварийности позволит более дифференцированно разрабатывать мероприятия, направленные на сокращение ДТП. Поэтому, как правило, трудоемкий анализ ДТП приводит к высокой результативности мероприятий, направленных на снижение аварийности. Наиболее сложен вопрос выбора и прогнозирования мероприятий, способствующих повышению безопасности дорожного движения, с учетом выделяемых капиталовложений. Систематический анализ причин аварийности дает возможность выявить резервы в борьбе за экономию средств и подготовить экономическое обоснование первоочередным мероприятиям по улучшению организации дорожного движения. Отсутствие дорожных знаков и разметки проезжей части дезориентирует водителя при проезде различных препятствий на проезжей части дороги (ограждение раскопок, ремонт проезжей части и т. п.), в результате чего водитель, неправильно оценив скорость, совершает столкновение (боковое или лобовое с транспортным средством, движущимся во встречном направлении). Таких происшествий было совершено 102. Еще достаточно много случаев, когда водитель недостаточно надежно закрепляет перевозимый груз. Как правило, падение груза наблюдается при встречном разъезде и водитель автомобиля, чтобы избежать попадания под падающий груз, вынужден съезжать с полотна дороги, а в темное время суток или в условиях недостаточной видимости из-за погодных условий совершать наезд на утерянный груз. Как правило, при рассмотрении каждого случая ДТП можно выявить основные и сопутствующие причины, связанные с ошибками водителя или других участников дорожного движения (пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов и т. п.), с неудовлетворительными дорожными условиями, с неисправностью узлов и агрегатов автомобиля, влияющих на безопасность дорожного движения и т. п. Поэтому систематический анализ причин аварийности дает возможность выявить резервы в борьбе за экономию средств и подготовить экономическое обоснование намечаемых мероприятии по повышению уровня организации и безопасности дорожного движения. Используя данные анализа аварийности по разработанным методам, можно прогнозировать уменьшение числа ДТП.
3.2. ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОЭФФИЦИЕНТАМ ЭФФЕКТИВНОСТИ И СНИЖЕНИЯ ПОТЕРЬ
|