![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы оценки ущерба от дорожно-транспортных происшествии
Для оценки эффективности мероприятий по повышению безопасности дорожного движения разработано несколько методов определения потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий. В зависимости от исходных данных потери народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий можно рассчитывать: 1.Методом непосредственного суммирования потерь от каждого дорожно-транспортного происшествия. 2.Методом сравнения ущерба от дорожно-транспортных происшествий «до и после» проведения мероприятий по организации движения. 3.Методом определения потерь народного хозяйства по графикам коэффициентов аварийности. 4.Методом оценки ущерба от дорожно-транспортных происшествий через себестоимость автомобильных перевозок. Метод непосредственного суммирования потерь от каждого дорожно-транспортного происшествия пригоден при анализе эффективности от реконструкции дорог или от проведения мероприятий по организации движения в целом на дороге или на ее опасных участках, когда могут быть получены данные о числе и тяжести дорожно-транспортных происшествий. Метод рекомендуется для использования дорожными организациями, органами Госавтоинспекции и автотранспортными предприятиями при оценке потерь от дорожно-транспортных происшествий. Он позволяет: - определить потери от одного дорожно-транспортного происшествия; - оценить потери на сети дорог в масштабе района, области, республики, города на основании статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях; - оценить потери на отдельных маршрутах или опасных участках, чтобы обосновать целесообразность их реконструкции или проведения мероприятий по организации движения, повышающих безопасность движения; - оценить средние потери от одного дорожно-транспортного происшествия на дорогах, проложенных в различных по рельефу местностях и на улицах городов с различной численностью населения; - определить средние потери от одного дорожно-транспортного происшествия в зависимости от конкретных дорожных условий и вида ДТП; - определить относительные потери на 1 км дороги, разделив суммарные потери на длину дороги или участков по отдельным дорожно-эксплуатационным подразделениям; - определить потери от дорожно-транспортных происшествий но вине водителей автотранспортных предприятий. Метод непосредственного суммирования потерь наиболее точен при определении убытков от ДТП. Для оценки потерь предварительно должны быть собраны в органах ГАИ сведения о распределении дорожно-транспортных происшествий по маршрутам или участкам дорог, их тяжести и материальном ущербе. Дополнительные сведения о конкретных дорожно-транспортных происшествиях собирают в медицинских учреждениях, автотранспортных предприятиях и т. д. Если в карточках учета ДТП нет каких-либо данных о составляющих потерях или их сложно получить, то они в зависимости от отчетности дорожно-транспортных происшествий принимаются по статьям потерь
Средние потери (в р.) от одного отчетного дорожно-транспортного происшествия, при котором могут быть одновременно и раненые и погибшие в t-м году, где р. Если пет данных о тяжести ранений в дорожно-транспортном происшествии, формула принимает вид где
Эти потери во многом обусловлены соотношением числа отчетных и неотчетных происшествий (на дорогах в равнинной и холмистой местности число отчетных ДТП составляет в среднем 63%, в горной 86, в городах 34%). Приведенные значения могут служить основой для определения ущерба на каком-либо участке дороги (городской улице) за определенный период, когда известны только число дорожно-транспортных происшествий, год возникновения и пег данных о пострадавших и ущербе от повреждения груза, транспортных средств и сооружений. Тяжесть дорожно-транспортных происшествий и величина потерь зависят от дорожных условий, поэтому при оценке потерь необходимо детально анализировать эти условия. Такие данные являются основными при определении суммарных народнохозяйственных потерь, когда на возникновение дорожно-транспортных происшествий, совершенных в условиях движения по различным участкам (элементам) дорог или на дорожных сооружениях, оказывает влияние только одно условие, а не их сочетание.
Для оценки сравнительной эффективности мероприятий по повышению безопасности дорожного движения следует выделять те виды дорожно-транспортных происшествий, которые можно исключить в результате проведения мероприятий по организации движения и обустройства дороги. Выполнение предусмотренных работ полностью - исключает какой-либо вид дорожно-транспортных происшествий или заменяет его на вид с меньшим ущербом. Например, строительство пересечений с железными дорогами в разных уровнях должно исключить дорожно-транспортные происшествия на переездах. Установка надежных ограждений не допустит съезда автомобилей с дороги, но при этом возможно такое же число опрокидывании, но с меньшими последствиями. Для определения экономического эффекта от частичного устранения дорожно-транспортных происшествий на дороге или на ее части следует от всех ДТП, происшедших на этой дороге или «ее части, выделить связанные только с тем видом происшествий, которые устраняются.
Метод сравнения ущерба от дорожно-транспортных происшествий «до и после» проведения мероприятий по организации движения основан на статистике распределения и тяжести дорожно-транспортных происшествий. Метод сравнения ущерба от дорожно-транспортных происшествий «до и после» целесообразно применять при наличии статистических данных о ДТП за период не менее 3-4 лет для дорог III и IV технических категорий и 2 лет для дорог I и II категорий соответственно до и после выполненного мероприятия. Для оценки эффективности мероприятий по методу «до и после» наряду с данными о числе и тяжести дорожно-транспортных происшествий должны быть собраны сведения об интенсивности движения автомобилей. Перед оценкой эффективности мероприятий по повышению безопасности движения на конкретном участке необходимо определить показатели относительной аварийности для условий, имевших место до и после проведения мероприятий. Для этого необходимо определить на этом участке:
Показатель относительной аварийности участка протяженностью L километров. где Исходные данные о дорожно-транспортных происшествиях должны быть собраны в Госавтоинспекции, данные об интенсивности движения - в дорожно-эксплуатационных участках. При наличии только отчетных данных расчеты ведут по тем же формулам только для отчетных дорожно-транспортных происшествий. Вычисленные показатели относительной аварийности систематизируют по периодам и определяют их средние значения где Т - период суммирования лет. Для того чтобы оценить влияние мероприятий по повышению безопасности движения на участке дороги на годовое снижение числа ДТП (раненых, погибших), пользуются разностью значений соответствующих показателей аварийности до и после проведения мероприятий Этот показатель в совокупности с расчетными показателями потерь в зависимости от вида и тяжести дорожно-транспортных происшествии является основой для определения ежегодного эффекта от снижения числа и тяжести происшествий после проведенных мероприятий. Годовой эффект из-за снижения потерь от дорожно-транспортных происшествий где При оценке полной эффективности проведенных мероприятий по методу «до и после» необходимо также иметь данные о скоростях и составе движения транспортных потоков. Метод определения потерь народного хозяйства по графикам коэффициентов аварийности особенно эффективен для выбора оптимального варианта проектируемой дороги (отдельных элементов плана, продольного и поперечного профилей), для реконструкции автомобильных дорог, при выборе методов организации движения и при обосновании обходов городов. Он является основным при прогнозировании потерь от дорожно-транспортных происшествий в зависимости от дорожных условий. Для определения потерь этим методом используют данные о средних потерях от ДТП и графики коэффициентов аварийности, приведенные в Указаниях по организации и обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах ВСН. Метод определения потерь народного хозяйства от ДТП на дорогах в равнинной и холмистой местности при помощи коэффициентов аварийности широко применяется дорожными организациями и органами Госавтоинспекции и отражен в ряде нормативных документов, справочниках, учебниках и учебных пособиях. Методы определения потерь от ДТП на дорогах в горной местности и городских улицах и дорогах приведены только в двух нормативных документах Число дорожно-транспортных происшествий в различных дорожных условиях устанавливается по зависимости значений итогового коэффициента аварийности от относительного числа дорожно-транспортных происшествий (рис. 1.12). Итоговый коэффициент аварийности устанавливают по линейному графику коэффициентов аварийности, методика построения которого изложена в ВСН Метод определения потерь от ДТП, основанный на использовании графиков коэффициентов аварийности применим, когда итоговый коэффициент аварийности имеет значения более 10 для загородных автомобильных дорог и более 25 для городских улиц. Когда итоговый коэффициент аварийности соответственно меньше 10 и 25 па отдельных участках рассматриваемой дороги пли улицы, число дорожно-транспортных происшествий следует принимать равным 0, 27 на 1 млн. авт-км для загородных дорог п равным 2, 0 на 1 млн. авт-км для городских улиц.
Рис. 1.12. Зависимость между значениями итогового коэффициента аварийности и относительным числом ДТП: а) на загородных автомобильных.дорогах; б) на городских улицах и дорогах
Влияние дорожных условий на потери от ДТП учитываете умножением средних потерь от одного дорожно-транспортного происшествия на поправочный итоговый стоимостный коэффициент (коэффициент тяжести ДТП где Значения частных коэффициентов тяжести в ряде случаев увеличиваются при улучшении дорожных условий, так как возрастание скоростей движения приводит к ДТП с более тяжелыми последствиями. Особенно актуален метод коэффициентов тяжести происшествий, когда возможность быстрого улучшения организации движения по всей дороге ограничена, а также при стадийной реконструкции или иных мероприятий для установления очередности выполнения работ по повышению безопасности и организации движения. Для этого итоговые коэффициенты аварийности следует умножать на итоговый стоимостный коэффициент Мг, учитывающий степень опасности сочетания дорожных условий (поправку вводят только при значении итогового коэффициента аварийности более 10 для загородных автомобильных дорог и 25 для городских улиц):
Ежегодные потери от дорожно-транспортных происшествий на участках с однородными дорожными условиями (в р.)
где Ежегодные потери от ДТП при однородных дорожных условиях и различной интенсивности движения на них где Потери по изложенному методу рекомендуется рассчитывать по определенным формам, приведенным в [7]. Ежегодные потери целесообразно вычислять по отдельности для каждого из выделенных участков дороги с определенным коэффициентом аварийности. Участки выделяют с учетом однородности дорожных условий и данных изменения интенсивности движения. В связи с ростом интенсивности движения значения отдельных частных коэффициентов аварийности изменяются, соответственно увеличиваются и значения итоговых коэффициентов аварийности. Это необходимо учитывать при расчетах. Метод оценки ущерба от дорожно-транспортных происшествий через себестоимость перевозок. При технико-экономических расчетах на автомобильном транспорте принято использовать показатели себестоимости перевозок, исчисленные в к./1 т-км и в к./1 авт-ч работы автомобиля. Ежегодные народнохозяйственные потери (в р.) от ДТП
или
где Однако размеры народнохозяйственных потерь, рассчитанные на тонно-километры, применимы для ведомственных автомобильных дорог с преимущественным грузовым движением (не менее 95% состава). При этом не учитываются потери народного хозяйства от ДТП, в которые вовлечены индивидуальные транспортные средства. Более правильно рассчитывать народнохозяйственные потери по формуле (1.22), однако при расчетах необходимо знать средние скорости движения потока автомобилей, что усложняет экономические вычисления. Как показал анализ, потери от дорожно-транспортных происшествий в определенной мере зависят от основных эксплуатационных показателей подвижного состава (скорости движения, типов автомобилей) и поэтому по аналогии с принятой на автомобильном транспорте методикой определения затрат на перевозки пассажиров и грузов потери от ДТП могут быть отнесены к категории переменных расходов, исчисление которых ведут на 1 км пробега автомобиля. Этот показатель учитывает аварийность и с индивидуальными транспортными средствами. Расходная ставка потерь от ДТП в каком-либо году (в к./авт-км)
где Расходные ставки, рассчитанные по формуле (1.23), рекомендуется определять в тех случаях, если имеются статистические данные о ДТП (при обосновании мероприятий по реконструкции и организации движения на дороге). Потери от каждого дорожно-транспортного происшествия в этом случае следует рассчитывать методом непосредственного суммирования. Составляющая себестоимости перевозок, учитывающая потери от дорожно-транспортных происшествий в t-м году (в к./т-км), где Остальные обозначения соответствуют примененным в формуле 1.21. Составляющая себестоимости перевозок, учитывающая потери от дорожно-транспортных происшествий в t-м году (к./авт-ч), При использовании формулы (1.23) для определения среднего значения составляющей себестоимости При экономическом обосновании проектных решений дорог, запроектированных по новым направлениям, а также при обосновании реконструкции участков дорог и мероприятии по организации движения, по которым отсутствуют данные статистики дорожно-транспортных происшествий и эти участки (маршруты) характеризуются небольшими значениями коэффициентов аварийности ( Данные табл. 1.14—1.22 получены на основании зависимостей между размерами элементов дороги, числом и тяжестью дорожно-транспортных происшествий и рекомендуются преимущественно к использованию для экономического обоснования размеров отдельных элементов плана, продольного и поперечного профили автомобильных дорог, анализа экономической эффективности увеличения расстояний видимости, габаритов малых и средних мостов и путепроводов, изменения числа полос движения, оборудования населенных пунктов и т. п. Приведенные расходные ставки потерь от дорожно-транспортных происшествий применимы только для загородных автомобильных дорог, так как для городских улиц они в значительной мере зависят от классификации городов по числу жителей (крупности). Для каждой группы городов должны быть рассчитаны свои расходные ставки. Расходная ставка потерь от ДТП в каком-либо году (в к./авт-км) при различном сочетании элементов автомобильной дороги или влиянии нескольких факторов на безопасность движениях и при значениях итогового коэффициента аварийности меньше 10 где Ежегодные народнохозяйственные потери (в р.) от дорожно-транспортных происшествий с использованием расходных ставок Cut и интенсивности движения: где При влиянии на безопасность движения только одного фактора (элемента) ежегодные народнохозяйственные потери (в р.)
где
1.6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДТП ПО ВИНЕ НЕТРЕЗВЫХ ВОДИТЕЛЕЙ
Значительная доля ДТП совершается водителями, находящимися в нетрезвом состоянии. Характерной особенностью этих дорожно-транспортных происшествий является особая тяжесть последствий, связанная с тем, что под влиянием алкоголя водитель теряет способность правильно оценивать окружающую обстановку и -контролировать свои поступки. Поэтому проводится большая профилактическая работа с водителями транспортных средств. Вместе с тем в условиях высоких темпов автомобилизации данная работа должна быть целенаправленной, с учетом условий каждого региона. В результате изучения данного вопроса удалось установить зависимость между работой, предпринимаемой различными организациями к нетрезвым водителям, и аварийностью, а также дать конкретные рекомендации по выявлению нетрезвых водителей [9]. Процент нетрезвых водителей (НТВ) от общего числа водителей, участвующих в дорожном движении, может быть получен, если известны 2 параметра: коэффициент опасности ( Коэффициент опасности определен на основании проведенных исследований. Значение Процент НТВ среди водителей, участвующих в дорожном движении, Значение Последовательность определения 1. Определяется процент ДТП по вине НТВ (по отношению к общему числу ДТП по вине водителей). 2. Из точки на осп абсцисс, соответствующей этому значению, восстанавливается перпендикуляр. 3. Ординаты точек пересечения этого перпендикуляра с кривыми, соответствующими при
Рис.1.13. Зависимость процента НТВ (
Для определения вероятности выявления НТВ необходимо дополнительно установить следующее: - число водителей, участвующих в дорожном движении на конкретном участке автомобильной дороги или в регионе ( - среднее число выявленных в течение суток НТВ (
где Вероятность выявления водителя, который провел за управлением автомобиля в нетрезвом состоянии некоторое время в течение суток При помощи данного метода можно определить: процент НТВ на дорогах по дням недели и часам суток, региону, автотранспортным предприятиям и др. Такие ответы необходимы для решения многих задач, в частности: - планирования работы дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции, служб безопасности движения, - распределения ресурсов на различные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения; - оценки эффективности мероприятий по предупреждению ДТП, совершаемых НТВ. Для определения эффективности работы по выявлению НТВ служба, осуществляющая контроль за дорожным движением (дорожно-патрульная служба Госавтоинспекции, службы линейного контроля автотранспортных объединений управления и г. п.), может вычислить коэффициент эффективности где Коэффициент эффективности контроля равен 1, если при проверке выявляются НТВ. Если же НТВ при проверке не выявляются, то коэффициент эффективности проверок
|