Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение народнохозяйственных потерь от загрязнения воздуха и шумового воздействия






Народнохозяйственные потери от загрязнения воздуха вредными веществами, поступающими в атмосферу с отработав­шими газами от автомобилей в течение года на определенном участке магистрали, могут быть определены двумя способами.

Если удельный выброс вредных веществ оценивается т/1000 км пробега или г/1 км пробега, потери

где - длина магистрали, км; - интенсивность движения автомо­билей определенного типа в час пик, авт./ч; - коэффициент, учитывающий увеличение расхода топлива при движении с частыми остановками; - коэффициент неравномерности движения ( = 0, 1); - удельный выброс -го вредного вещества; - удельный ущерб от выброса -го вредного вещества, р/1 т вещества; - коэффициент, учитывающий влияние технического состояния транспортного средства на выброс вредных веществ (при отсутствии данных можно принимать =1).

Если же удельный выброс вредных веществ оценивается в тоннах вредного вещества на 1 т сжигаемого топлива, расчет ведется с учетом норм расхода топлива в литрах на 100 км пробега и удельного веса топлива :

Данные об удельном выбросе вредных веществ автомобиля­ми с карбюраторными двигателями приведены в табл. 1.5, а удельный ущерб (в руб/1 т) от выброса вредных веществ дан в табл. 1.6 [3].

Для автомобилей с дизельными двигателями в зависимости от компонентов выброса количество вещества в тоннах на 1 т дизельного топлива следующее:

Окислы азота......................................... 0, 0225

Сажа, пыль............................................... 0, 0015

Окись углерода..................................... 0, 006

Углеводороды....................................... 0, 0015

Сернистый ангидрид............................ 0, 0035

Уменьшение выброса вредных веществ может быть связано как с изменением конструкции двигателя и применением новых видов топлива (что ведет к снижению и ), так и с мероприятиями по организации дорожного движения, которые могут повлечь за собой снижение длины пробега (путем ликвидации перепробегов и уменьшения ) и сокращение числа остановок (снижение коэффициента ).

Таблица 1.5

Марки автомобилей Контрольная масса автомобиля, кг Выброс вредных веществ, Т/100 км пробега
окиси углерода окислов азота углево-дородов
ЗАЗ-965 «Запорожец» 750-850 0, 026 0, 025 0, 0023
ЗАЗ-966 «Запорожец» 850-1020 0, 0276 0, 0028 0, 0024
«Москвич-412» (-407, -408), ВАЗ-2101 «Жигу­ли» 1020-1250 0, 0318 0, 0028 0, 0026
ЛуАЗ-945 1250-1470 0, 0360 0, 0031 0, 0027
ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ- 69, УАЗ-451 (469), ЕРАЗ-762 1470-1700 0, 040 0, 0035 0, 0029
УАЗ-450 (452), РАФ-977, ГАЗ-51 (-52, -53, -63, -66, -93), ГАЗ-13 «Чайка» 1700-1930 0, 044 0, 0037 0, 0031
3ИЛ -114 2150-3500 0, 0521 0, 0043 0, 0035
Автобусы с числом мест для сидений более 12, остальные грузовые, специализированные автомобили   0, 1 0, 008 0, 007

 

Таблица 1.6

Вещества   Удельный ущерб, р./т  
вне города в городе
Пыль, сажа    
Сернистый ангидрид    
Окислы азота    
Окись углерода    
Углеводороды    

 

Значения коэффициента т в зависимости от частоты и про­должительности остановок приведены в табл. 1.7.

В общем виде при продолжительности остановки 20 с коэф­фициент увеличения расхода топлива

где - среднее расстояние между остановками, м.

При наличии данных о концентрации вредных веществ в ат­мосфере (в кг/м3) может быть использована зависимость, ха­рактеризующая ущерб на 1000 чел., связанный с заболеванием органов дыхания:

,

где , , , - соответственно среднесуточная концентрация в возду­хе сажи и пыли (), окиси углерода (), сернистого ангидрида (), окис­лов азота ().

Таблица 1.7

  Частота остановок Продолжительность остановки, с
без выключения двигателя с выключением двигателя
Безостановочное движение        
Остановки через 1000 м 1, 13 1, 41 1, 65 1, 10
Остановки через 400 м 1, 38 1, 96 2, 81 1, 41
Остановки через 200 м 1, 70 2, 82 4, 35 1, 92

 

Ниже приведены размеры ущерба, наносимого народному хозяйству загрязнением воздушного бассейна, в процентах к общему ущербу по отраслям:

Здравоохранение................................... 50

Коммунальное хозяйство........................ 31

Промышленность..................................... 7

Сельское и лесное хозяйство.............. 12

Итого......................................................... 100

 

Ущерб от шумового воздействия (за год):

где - число жителей, подвергающихся шумовому воздействию; - время воздействия шума за сутки, ч; - средний коэффициент потерь от шума, определенный как среднее арифметическое коэффициентов потерь в весенне-летний и осенне-зимний периоды; - длительность календарного периода; - национальный доход, приходящийся на 1 чел.-ч.

Коэффициент потерь национального дохода от шума

где - эквивалентный уровень шумового загрязнения, дБА;

,

и - коэффициенты (последний зависит от удаленности застройки); - интенсивность движения автомобилей, авт/ч; , - поправки на изменение скорости и состава потока на магистралях.

Изменение уровня шума повлечет за собой изменение коэф­фициента , а следовательно, и снижение ущерба от шумового воздействия, что необходимо учитывать в расчетах экономиче­ской эффективности мероприятий.

 

 

1.4. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

В результате дорожно-транспортных происшествий на авто­мобильных дорогах гибнут тысячи людей, сотни тысяч людей' получают ранения с длительным или кратковременным рас­стройством здоровья. При авариях разрушаются и портятся большие материальные ценности — автомобили, грузы, различ­ные инженерные сооружения и т. д.

Можно выделить две формы народнохозяйственных потерь от дорожно-транспортных происшествий (рис. 1.11).

Рис. 1.11. Структура потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий    


Прямые (непосредственные) потери - это затраты авто­транспортных предприятий, служб эксплуатации дорог и грузо­отправителей, органов ГАИ и юридических органов на рассле­дование дорожно-транспортных происшествий, медицинских уч­реждений на лечение потерпевших, предприятий, сотрудники которых стали жертвами происшествий (оплата бюллетеней, выдача пособий), государственных органов социального обес­печения (пенсии) и затраты, связанные с компенсацией по страхованию.

 

К косвеным относят потери народного хозяйства в ре­зультате временного или полного отключения члена общества из сферы материального производства, нарушения производст­венных связей и социально-моральные потери.

Согласно структуре (см. рис, 1.11), суммарные потери от одного дорожно-транспортного происшествия (в руб.)

,

где - затраты на доставку, восстановление и ремонт поврежденных транспортных средств, а также потери из-за простоев транспортных средств с момента дорожно-транспортного происшествия до их восстановления, р.; - потери от порчи грузов в результате дорожно-транспортного происшествия, p.; - затраты на ремонт поврежденных автомобильных дорог (улиц), сооружений (ограждений, технических средств регулирования движе­ния, перил мостов, опор путепроводов и т. д.), р.; - затраты, связанные с нарушением условий движения в зоне дорожно-транспортного происшествия (задержки и перепробеги транспортных средств при пропуске их в объезд) и с последующей очисткой проезжей части, р.; - затраты органов ГАИ, юридических органов на расследование, оформление материалов по дорожно-транспортному происшествию, ведение дознания, вызов свидетелей, рассмотрение дела в суде и т. д., р.; - потери от вовлечения человека в дорожно-транспортное происшествие (потери части национального дохода, расходы на лечение, оплата бюллетеня, пенсии, пособия и т. д.), р.; - число транспортных средств, грузов, людей и т. п., включенных в одно дорожно-транспортное происшествие.

Потери обычно подсчитывают отдельно в зависимости от отчетности ДТП. Согласно правилам учета дорожно-транспорт­ных происшествий в государственную статистическую отчет­ность включают ДТП, повлекшие гибель или ранение людей - отчетные ДТП.

Предприятиями, организациями, министерствами и ведомствами учитываются все дорожно-транспортные происшествия с участием транспортных средств, владельцами которых они яв­ляются, независимо от места происшествия, его последствий и вины водителей. В дорожных и коммунальных организациях подлежат учету, кроме дорожно-транспортных происшествий па подведомственном транспорте, все ДТП, возникшие на об­служиваемых ими улицах и дорогах. Таким образом, указанные выше организации регистрируют дорожно-транспортные проис­шествия, не включенные в государственную статистическую от­четность - неотчетные ДТП.

К неотчетным относят дорожно-транспортные происшест­вия, повлекшие за собой повреждения транспортных средств, порчу и утрату груза, повреждение дорожных сооружений, не­зависимо от суммы материального ущерба, при которых не было пострадавших людей.

При подсчете потерь в результате повреждении транспорт­ных средств и инженерных сооружений учитывают накладные расходы, которые составляют 17-20% общей суммы затрат.

Особую сложность представляет оценка экономических по­терь от вовлечения людей в дорожно-транспортное происшест­вие. Психологии советского человека чужда оценка денежным эквивалентом жизни и здоровья пострадавших при авариях на дорогах. Нельзя в экономических расчетах отразить тяжесть потерь семьи и коллектива погибшего при аварии, оценить зна­чение тех личных вкладов, которые он мог бы сделать для семьи и общества в своей дальнейшей деятельности. Однако, понимая невозможность материальной оценки моральных по­терь, ощущаемых обществом в результате летальных исходов при дорожно-транспортных происшествиях, нельзя не учиты­вать, что отключение каждого члена общества от активной тру­довой деятельности в результате аварии вызывает прекращение его личного вклада в народное хозяйство и, следовательно, ма­териальные потери общества, доступные и подлежащие учету.

Потери от вовлечения человека в дорожно-транспортное про­исшествие включают стоимость доставки пострадавших в ле­чебное учреждение, больничные расходы на лечение, оплату бюллетеней, выплату пенсий и пособий людям, ставшим инва­лидами в результате дорожно-транспортных происшествий, а в случае их гибели, иждивенцами. В эти потери также входит уменьшение национального дохода вследствие временной или постоянной потери трудоспособности членами общества.

При определении этих потерь должно быть учтено, что в связи с постоянным ростом национального дохода и реальной заработной платы трудящихся потери общества от дорожно-транспортных происшествий, исчисленные на 1 чел., изменяются по годам. Поэтому в расчетах необходимо учитывать год, для которого оцениваются потери. При прогнозировании потерь на более поздние сроки можно исходить из того, что закономер­ность изменения заработной платы и национального дохода на прошедший период близка к линейной.

В зависимости от тяжести травм, полученных пострадавши­ми при дорожно-транспортных происшествиях, они могут нахо­диться различное время на излечении, иметь неодинаковые пере­рывы в работе, а после возвращения к труду - не всегда быть в состоянии продолжать работу той квалификации, которая вы­полнялась ими до травмы. При смертельном исходе человек полностью выбывает из сферы материального производства, в то время как он, если бы продолжал работать до пенсионного возраста, а возможно и некоторое время после достижения пенсионного возраста, мог бы еще создать для общества немало материальных ценностей.

Согласно государственной отчетности погибшим при до­рожно-транспортных происшествиях считается любое лицо, скончавшееся на месте происшествия пли от полученных ране­ний в течение 7 сут с момента происшествия.

Раненым при дорожно-транспортном происшествии счита­ется любое лицо, получившее телесные повреждения, вызвав­шие необходимость госпитализации или назначения после ока­зания первой медицинской помощи амбулаторного лечения.

Учитывая разную тяжесть травм, полученных пострадавши­ми при дорожно-транспортных происшествиях, выделены сле­дующие случаи:

легкие телесные повреждения (перерыв в работе, не превы­шающий 7 дней);

тяжелые телесные повреждения, не приведшие к инвалидно­сти (перерыв в работе более 7 дней);

тяжелые телесные повреждения, приведшие к инвалидности; летальный исход.

Для расчетов народнохозяйственных потерь от вовлечения 1 чел, в дорожно-транспортное происшествие предложены сле­дующие формулы.

При легком ранении

(1.15)

где -средняя продолжительность нахождения пострадавшего в боль­нице, дней; - ежедневные расходы больницы на койко-место, р; - расходы по оплате бюллетеня, p.; -коэффициент, учитывающий число пострадавших, получающих по бюллетеню 100 % зара­ботной платы; - коэффициент, учитывающий число работающих в народ­ном хозяйстве от общего числа пострадавших в ДТП; - средний срок потери трудоспособности, дней; - средняя работная плата в -м году, р: - ежегодный прирост заработной платы, р; - год, в котором произошло дорожно-транспортное происшествие; - исходный год; - потери части национального дохода, р.; - национальный доход на одного работающего, включая фонд накопления и фонд потребления за вычетом доли потребления самим работающим в t-u году, р.; - ежегодный прирост национального дохода без доли потребления на од­ного работающего, р.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал