![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение народнохозяйственных потерь от загрязнения воздуха и шумового воздействия
Народнохозяйственные потери от загрязнения воздуха Если удельный выброс вредных веществ оценивается т/1000 км пробега или г/1 км пробега, потери где Если же удельный выброс вредных веществ оценивается в тоннах вредного вещества на 1 т сжигаемого топлива, расчет ведется с учетом норм Данные об удельном выбросе вредных веществ автомобилями с карбюраторными двигателями приведены в табл. 1.5, а удельный ущерб (в руб/1 т) от выброса вредных веществ дан в табл. 1.6 [3]. Для автомобилей с дизельными двигателями в зависимости от компонентов выброса количество вещества в тоннах на 1 т дизельного топлива следующее: Окислы азота......................................... 0, 0225 Сажа, пыль............................................... 0, 0015 Окись углерода..................................... 0, 006 Углеводороды....................................... 0, 0015 Сернистый ангидрид............................ 0, 0035 Уменьшение выброса вредных веществ может быть связано как с изменением конструкции двигателя и применением новых видов топлива (что ведет к снижению Таблица 1.5
Таблица 1.6
Значения коэффициента т в зависимости от частоты и продолжительности остановок приведены в табл. 1.7. В общем виде при продолжительности остановки 20 с коэффициент увеличения расхода топлива где При наличии данных о концентрации вредных веществ в атмосфере (в кг/м3) может быть использована зависимость, характеризующая ущерб на 1000 чел., связанный с заболеванием органов дыхания:
где Таблица 1.7
Ниже приведены размеры ущерба, наносимого народному хозяйству загрязнением воздушного бассейна, в процентах к общему ущербу по отраслям: Здравоохранение................................... 50 Коммунальное хозяйство........................ 31 Промышленность..................................... 7 Сельское и лесное хозяйство.............. 12 Итого......................................................... 100
Ущерб от шумового воздействия (за год): где Коэффициент потерь национального дохода от шума где
Изменение уровня шума повлечет за собой изменение коэффициента
1.4. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В результате дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах гибнут тысячи людей, сотни тысяч людей' получают ранения с длительным или кратковременным расстройством здоровья. При авариях разрушаются и портятся большие материальные ценности — автомобили, грузы, различные инженерные сооружения и т. д. Можно выделить две формы народнохозяйственных потерь от дорожно-транспортных происшествий (рис. 1.11).
Прямые (непосредственные) потери - это затраты автотранспортных предприятий, служб эксплуатации дорог и грузоотправителей, органов ГАИ и юридических органов на расследование дорожно-транспортных происшествий, медицинских учреждений на лечение потерпевших, предприятий, сотрудники которых стали жертвами происшествий (оплата бюллетеней, выдача пособий), государственных органов социального обеспечения (пенсии) и затраты, связанные с компенсацией по страхованию.
К косвеным относят потери народного хозяйства в результате временного или полного отключения члена общества из сферы материального производства, нарушения производственных связей и социально-моральные потери. Согласно структуре (см. рис, 1.11), суммарные потери от одного дорожно-транспортного происшествия (в руб.)
где Потери обычно подсчитывают отдельно в зависимости от отчетности ДТП. Согласно правилам учета дорожно-транспортных происшествий в государственную статистическую отчетность включают ДТП, повлекшие гибель или ранение людей - отчетные ДТП. Предприятиями, организациями, министерствами и ведомствами учитываются все дорожно-транспортные происшествия с участием транспортных средств, владельцами которых они являются, независимо от места происшествия, его последствий и вины водителей. В дорожных и коммунальных организациях подлежат учету, кроме дорожно-транспортных происшествий па подведомственном транспорте, все ДТП, возникшие на обслуживаемых ими улицах и дорогах. Таким образом, указанные выше организации регистрируют дорожно-транспортные происшествия, не включенные в государственную статистическую отчетность - неотчетные ДТП. К неотчетным относят дорожно-транспортные происшествия, повлекшие за собой повреждения транспортных средств, порчу и утрату груза, повреждение дорожных сооружений, независимо от суммы материального ущерба, при которых не было пострадавших людей. При подсчете потерь в результате повреждении транспортных средств и инженерных сооружений учитывают накладные расходы, которые составляют 17-20% общей суммы затрат. Особую сложность представляет оценка экономических потерь от вовлечения людей в дорожно-транспортное происшествие. Психологии советского человека чужда оценка денежным эквивалентом жизни и здоровья пострадавших при авариях на дорогах. Нельзя в экономических расчетах отразить тяжесть потерь семьи и коллектива погибшего при аварии, оценить значение тех личных вкладов, которые он мог бы сделать для семьи и общества в своей дальнейшей деятельности. Однако, понимая невозможность материальной оценки моральных потерь, ощущаемых обществом в результате летальных исходов при дорожно-транспортных происшествиях, нельзя не учитывать, что отключение каждого члена общества от активной трудовой деятельности в результате аварии вызывает прекращение его личного вклада в народное хозяйство и, следовательно, материальные потери общества, доступные и подлежащие учету. Потери от вовлечения человека в дорожно-транспортное происшествие включают стоимость доставки пострадавших в лечебное учреждение, больничные расходы на лечение, оплату бюллетеней, выплату пенсий и пособий людям, ставшим инвалидами в результате дорожно-транспортных происшествий, а в случае их гибели, иждивенцами. В эти потери также входит уменьшение национального дохода вследствие временной или постоянной потери трудоспособности членами общества. При определении этих потерь должно быть учтено, что в связи с постоянным ростом национального дохода и реальной заработной платы трудящихся потери общества от дорожно-транспортных происшествий, исчисленные на 1 чел., изменяются по годам. Поэтому в расчетах необходимо учитывать год, для которого оцениваются потери. При прогнозировании потерь на более поздние сроки можно исходить из того, что закономерность изменения заработной платы и национального дохода на прошедший период близка к линейной. В зависимости от тяжести травм, полученных пострадавшими при дорожно-транспортных происшествиях, они могут находиться различное время на излечении, иметь неодинаковые перерывы в работе, а после возвращения к труду - не всегда быть в состоянии продолжать работу той квалификации, которая выполнялась ими до травмы. При смертельном исходе человек полностью выбывает из сферы материального производства, в то время как он, если бы продолжал работать до пенсионного возраста, а возможно и некоторое время после достижения пенсионного возраста, мог бы еще создать для общества немало материальных ценностей. Согласно государственной отчетности погибшим при дорожно-транспортных происшествиях считается любое лицо, скончавшееся на месте происшествия пли от полученных ранений в течение 7 сут с момента происшествия. Раненым при дорожно-транспортном происшествии считается любое лицо, получившее телесные повреждения, вызвавшие необходимость госпитализации или назначения после оказания первой медицинской помощи амбулаторного лечения. Учитывая разную тяжесть травм, полученных пострадавшими при дорожно-транспортных происшествиях, выделены следующие случаи: легкие телесные повреждения (перерыв в работе, не превышающий 7 дней); тяжелые телесные повреждения, не приведшие к инвалидности (перерыв в работе более 7 дней); тяжелые телесные повреждения, приведшие к инвалидности; летальный исход. Для расчетов народнохозяйственных потерь от вовлечения 1 чел, в дорожно-транспортное происшествие предложены следующие формулы. При легком ранении
где
|