![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обоснование экономической целесообразности введения светофорного регулирования на перекрестке⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Пример. В существующих условиях движение на перекрестке главной и второстепенной дорог не регулируется. Интенсивность движения по главной дороге 600 авт/ч, в том числе «к центру» N1 = 400 авт/ч; «от центра» N2 = 200 авт/ч. Интенсивность движения по второстепенной дороге 400 авт/ч, в том числе ск центру» N3 — 200 авт/ч, «от центра» N4 — 200 авт./ч. Число полос для движения по главной дороге «к центру» — две, «от центра» — одна; по второстепенной дороге — две (по одной в каждом направлении). Состав потока: грузовые автомобили — 40%. автобусы — 10%, легковые автомобили — 50%, в том числе автомобили, находящиеся в индивидуальной пользовании, 30%. Коэффициент неравномерности движения Решение. Для обоснования экономической целесообразности введения светофорного регулирования необходимо определить затраты по эксплуатации светофорного объекта экономию от снижения задержек транспортных средств, пассажиров и пешеходов, снижение ущерба от ДТП. 1. Определяем потери времени транспортные средствами на нерегулируемом перекрестке. Средняя интенсивность движения на одной полосе второстепенной дороги в Физических единицах:
Средняя задержка одного автомобиля (при значении граничного интервала Потери времени за год на нерегулируемом перекрестке определяются по формуле 1.2 В соответствии с составом потока доля автомобилей принадлежащих народному хозяйству (т.е. за вычетом автомобилей индивидуального пользования), составляет: грузовых автомобилей 0, 4, легковых 0, 2, автобусов 0, 1. Стоимость потерь времени на нерегулируемом перекрестке по формуле (1.1)
2. Определяем потери времени транспортными средствами на регулируемом перекрестке (расчет ведем по упрощенной формуле). Приведенная интенсивность движения с учетом состава потока (определяется на основе коэффициентов приведения, равных 1 для легковых, 2 для грузовых автомобилей и 2, 5 для автобусов) по направлению «к центру» составит Поток насыщения по глав по главной дороге «к центру» Средняя задержка одного автомобиля по формуле (1.5) по направлениям: главная дорога «к центру» главная дорога «от центра» второстепенная дорога «к центру» и «от центра» Средневзвешенное значение задержки по формуле (1.4) Потери времени за год на регулируемом перекрестке по формуле (1.3): Стоимость потерь времени на регулируемом перекрестке 3. Определяем затраты, связанные с потерей времени пассажирами общественного и личного транспорта. Стоимость потерь времени, теряемого пассажирами за год: на нерегулируемом перекрестке по формуле (1.9) на регулируемом перекрестке: При расчете затрат времени пассажиров за базовый принят автобус ЛиАЗ-677 номинальной вместимостью 77 чел. (коэффициент использования вместимости 0, 75) и легковые автомобили номинальной вместимостью 5 чел. (коэффициент использования вместимости 0, 4). Экономическая оценка 1 ч времени пассажиров принята в размере 0, 1 р./ч согласно [5]. 4. Определяем затраты, связанные с потерей времени пешеходами на нерегулируемом перекрестке. Задержку одного пешехода, пересекающего главную и второстепенную дорогу, определяем по диаграмме, приведенной на рис. 1.10 [10]. Она составит соответственно Потери времени пешеходами за год на нерегулируемом перекрестке Стоимость потерь времени, теряемого пешеходами на нерегулируемом перекрестке,
5. Определяем затраты, связанные с потерей времени пешеходами на регулируемом перекрестке для двух направлений движения, по формуле (1.11) Стоимость потерь времени, теряемого пешеходами на регулируемом перекрестке,
6. Определяем ущерб от дорожно-транспортных происшествий. Согласно статистическим данным, ущерб от ДТП на нерегулируемом перекрестке за год составил [7] Коэффициент снижения потерь от ДТП после введения светофорного регулирования и установки ограждения Ущерб от ЛТП после осуществления намечаемых мероприятий снизится и составит: 7. Определяем затраты по эксплуатации светофорного объекта. Затраты на техобслуживание и текущий ремонт светофорного объекта по формуле (1.12) Затраты на электроэнергию (горит одновременно 15 ламп мощностью 60 Вт каждая круглосуточно в течение года) па формуле (1.13) Амортизационные отчисления по формуле (1.14)
Суммарные затраты по эксплуатации объекта за год 8. Рассчитываем показатели экономической эффективности. Для решения вопроса об экономической целесообразности введения светофорного регулирования определяем коэффициент экономической эффективности Е, срок окупаемости затрат Капитальные вложения на мероприятия К =15, 87 тыс. р. Текущие затраты до осуществления мероприятий (т. е. на нерегулируемом перекрестке)
Текущие затраты после осуществления мероприятия (т. е. на регулируемом перекрестке) Коэффициент экономической эффективности Срок окупаемости затрат Таблица 3.2
Примечание. Прочерки в таблице означают, что задержка очень высока и необходимость введения светофорного регулирования очевидна
Годовой экономический эффект Вывод. Мероприятие по вводу светофорного регулирования экономически целесообразно.
Определение экономической эффективности увеличении радиуса кривой в плане Пример. На участке автомобильной дороги II технической категории (18 км + 250 м) имелась кривая радиусом 200 м, длиной 200 м. Итоговый коэффициент аварийности был менее 10. Данных о дорожно-транспортных происшествиях нет. В результате реконструкции радиус кривой был увеличен до 700 м, а длина кривой до 480 м. Реконструированный участок дороги имеет протяженность 50 м, включая подходы к кривой. Интенсивность движения на нем в 1984 г. (в год реконструкции) составляла 2980 авт/сут, а ежегодный ее прирост Ввиду малого уменьшения общей протяженности дороги (на 20 м) текущие транспортные затраты, дорожно-эксплуатационные затраты, текущие потери, связанные с затратами времени пассажиров в пути, почти не изменяется и ими можно пренебречь при экономических расчетах. Экономический эффект может быть получен только в результате снижения потерь от дорожно-транспортных происшествий. Требуется оценить эффективность реконструкции и срок окупаемости. Решение. Расчет заключается в определении потерь от дорожно-транспортных происшествий при условии сохранения существующих условий движения и потерь при увеличении радиуса кривой за расчетный период Т = 20 годам. Капитальные вложения в реконструкцию участка дороги с учетом стоимости земель составили 150 тыс. р. Определяем потери от ДТП для участка кривой радиуса 200 м протяжением 0, 2 км. Расчет ведем по формуле (1.24), данные записываем в табл. 3.3. Вычисляем ежегодную интенсивность движения Из табл. 1.17 и Инструкции ВСН 3-81 [7] в графу 3 выписываем размеры ущерба для соответствующих календарных лет. По формуле (1.24) определяем ежегодные потери от дорожно-транспортных происшествии. При этом значение итогового стоимостного коэффициента Определяем приведенные потери.
Таблица 3.3
В качестве исходного принят год окончания реконструкции — 2005 г. Значения Аналогично определяем суммарные приведенные потери от ДТП на участках подхода к кривой общим протяжением 0, 3 км, используя значения расходных ставок по табл. 1.14 и Инструкции ВСН. Суммарные потери для прямых участков в границах реконструкции составят 14 370 р. Таким образом, суммарные приведенные потери, если не будет реконструкции, составят 50 460 р. + 14370 р. = 64830 р. Таким же образом определяем приведенные потери после реконструкции участка дороги с увеличением радиуса кривой до 700 м. Протяжение участка дороги составляет 0, 48 км. Расходные ставки по годам определяются по тем же таблицам, что и для кривой радиуса 200 м. Суммарные приведенные потери в этом случае составят 35700 р. За счет снижения возможных потерь от ДТП экономический эффект составляет 64830 р. - 35700 р. = 29130 р. Эффективность увеличения радиуса кривой Е =29130/150000=0, 194> 0, 12. Срок окупаемости проведенного мероприятия Т = 1/0, 194 = 5, 15 лет, т. е. увеличение радиуса кривой эффективно.
|