Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Логика теории паритета покупательной способности
Теория паритета покупательной способности основана на принципе, получившем на- звание закона единой цены, который утверждает, что в любой точке страны товар должен продаваться по одной и той же цене, так как в противном случае торговля не использует возможности получения прибыли. Предположим, что кофе в зернах про- дается в Сиэтле по $ 8 за килограмм, а в Бостоне по $ 10 за 1 кг. Тогда некто мог бы закупать кофе в Сиэтле и продавать его в Бостоне, получая за счет существующей разницы цен прибыль в $ 2 с каждого проданного килограмма. Получение доходов за счет разницы цен на различных рынках называется арбитражными операциями. В дальнейшем, по мере развития арбитражных операций, спрос на кофе в Сиэтле и пред- ложение кофе в Бостоне возрастут. В Сиэтле цена кофе увеличится (в ответ на повы- шение спроса), а в Бостоне снизится (в ответ на рост предложения). Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока, в итоге, не выровняются цены на обоих рынках.
Теория паритета покупательной способности —
концепция валютных курсов, согласно которой единица любой данной валю- ты должна позволять приобрести одинако- вое количество товаров во всех странах.
_____________________ Часть 11. Макроэкономический анализ открытой экономики
Рассмотрим закон единой цены в применении к рынку международной торгов- ли. Если доллар (или любая другая валюта) позволяет приобрести в США боль- ше кофе, чем в Японии, участники международной торговли могут получать при- быль, покупая его в одной стране и продавая в другой. Экспорт кофе из СЩА в Японию приведет к росту цен на этот продукт на американском рынке и сниже- нию цен на японском рынке. Напротив, если доллар позволял бы покупать боль- ше кофе в Японии, чем в США, торговые компании закупали бы его в Японии и экспортировали в Америку. Импорт кофе из Японии вызвал бы снижение цен на него в США и рост цен в Японии. В результате, в соответствии с законом единой цены, в обеих странах за один доллар можно будет купить одинаковое количество кофе.
Логика этих рассуждений подводит нас к теории паритета покупательной спо- собности, утверждающей, что любая валюта должна иметь одинаковую покупа- тельную способность во всех странах. Другими словами, доллар должен давать возможность покупать одинаковое количество товаров и в США и в Японии, а иена также должна предоставлять возможность приобретать одинаковое количе- ство товаров и в Японии и в США. Название этой теории говорит само за себя, так как слово napumem означает равенство, а понятие покупательной способно- сти относится непосредственно к стоимости денег. Таким образом, теория поку- пательной способности утверждает, что любая валюта должна иметь единую ре- альную стоимость в любой стране.
Основные выводы теории паритета покупательной способности
Что говорит теория покупательной способности об обменных курсах валют? Она утверждает, что номинальный обменный курс между валютами двух стран зависит от сложившихся в них уровней цен. Если доллар позволяет приобрести одинако- вое количество товаров в США (где цены измеряются в долларах) и в Японии (где цены измеряются в иенах), тогда количество иен, соответствующее доллару, должно отражать соотношение цен на товары в Америке и в Японии. Например, если килограмм кофе стоит 1000 иен в Японии и $ 10 в США, номинальный курс обмена должен равняться 100 иенам за доллар (1000 иен / $ 10 = 100 иен за $ 1). В противном случае покупательная способность доллара в этих странах будет различаться.
Для понимания теории паритета покупательной способности полезно использо- вать несложные математические операции. Обозначим P уровень цен в США (измеренный в долларах), P* — уровень цен в Японии (измеренный в иенах) и E — номинальный обменный курс (количество иен, которое можно получить за доллар). Рассмотрим количество товаров, которое можно приобрести на дол- лар в Америке и в Японии. В США уровень цен равен P, поэтому покупательная способность $ 1 составляет 1 /P. За границей доллар может быть обменен на E единиц иностранной валюты, которые, в свою очередь, обладают покупательной способностью, равной E / P*. Для того чтобы покупательная способность доллара была одинаковой в обеих странах, должно выполняться следующее равенство:
\/Р = Е/Р*.
После переноса P в правую часть мы получим:
1 = ЕР/Р*.
Глава 29. Открытая экономика: основные понятия
Обратите внимание на то, что левая часть уравнения — константа, а правая часть представляет собой выражение реального обменного курса. Таким образом, если покупательная способность доллара в США и за границей всегда сохраняется постоянной, реальный обменный курс — сравнительная стоимость американских и иностранных товаров — не изменяется. Чтобы увидеть, как наше исследование может быть использовано для анализа поведения номинального обменного курса, приведем последнее уравнение к следующему виду:
E = P*/P.
Это выражение означает, что номинальный обменный курс равен отношению уровня цен за границей (измеренного в иностранной валюте) к внутреннему уров- ню цен (измеренному в отечественной валюте). В соответствии с теорией паритета покупательной способности номинальный обменный курс валют двух стран дол- жен отражать соотношение уровней цен в этих странах.
Важный вывод теории состоит в том, что номинальный обменный курс зависит от изменений уровней цен. Как мы узнали в предыдущей главе, уровень цен в любой стране приводит спрос и предложение количества денег в состояние равновесия. Поскольку номинальный обменный курс определяется уровнем цен, он также зависит от спроса и предложения денег. Когда Центральный банк увели- чивает предложение денег, что в свою очередь приводит к росту цен, он вызыва- ет таким образом снижение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран. Другими словами, когда Центральный банк печатает дополнитель- ное количество денег, они теряют в стоимости как в смысле количества товаров и услуг, которые можно на них приобрести, так и в смысле их обмена на валюты других государств.
Мы получаем возможность ответить на вопрос, с которого начали этот пара- граф: почему американский доллар потерял в стоимости в сравнении с немецкой маркой и вырос в стоимости в сравнении с итальянской лирой? Ответ состоит в том, что в сравнении с США Германия проводила жесткую, а Италия более инфляционную денежно-кредитную политику. В период с 1970 по 1995 г. инф- ляция в Соединенных Штатах составляла 5, 6 % в год. Для сравнения темпы инфляции в Германии составили 3, 7 %, а в Италии 10, 5 % в год. По мере того как в США цены относительно цен в Германии возрастали, стоимость доллара относительно стоимости марки снижалась. Точно так же, по мере снижения цен в Америке по сравнению с ценами в Италии, стоимость доллара относительно лиры возрастала.
|