Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Доводы «за» активную стабилизационную политику
Вернемся к вопросу, которым начинается эта глава. Если президент и Конгресс США принимают решение о сокращении правительственных расходов, направлен- ное на уменьшение бюджетного дефицита, в чем должна заключаться реакция ФРС? Нам известно, что расходы правительства — одна из детерминант положе- ния кривой совокупного спроса. Когда правительство сокращает расходы, сово- купный спрос будет снижаться, что приведет к уменьшению объемов производ- ства и повышению уровня безработицы в краткосрочном периоде. Если ФРС стремится предотвратить неблагоприятные последствия финансово-бюджетной по- литики, она предпринимает действия, направленные на расширение совокупного спроса, увеличивая предложение денег. Денежная экспансия ведет к снижению процентных ставок и стимулирует потребительские и инвестиционные расходы. Адекватная монетарная политика позволяет не допустить снижения объема сово- купного спроса на товары и услуги.
Примерно так рассуждают члены Комитета по операциям на открытом рынке ФРС. Они знают, что денежно-кредитная политика — важная детерминанта сово- купного спроса. Им известно о существовании и других факторов, включая фи- нансово-бюджетную политику, определяемую президентом и Конгрессом, поэтому ФКООР с неослабным вниманием следит за ходом политических дискуссий.
Изменение денежно-кредитной политики в ответ на корректировку финансово- бюджетной — пример более общего явления: использование инструментов госу- дарственного регулирования для стабилизации совокупного спроса, а значит, про- изводства и занятости. Обеспечение экономической стабильности — основная цель политики правительства США. К примеру, Закон о занятости 1946 г. гласит, что «Федеральное правительство проводит политику, направленную на... и на нем лежит ответственность за... обеспечение полной занятости и производ- ства». По сути дела, правительство назначило самое себя ответственным за крат- косрочные макроэкономические показатели.
Из Закона о занятости следуют два вывода. Первый заключается в том, что действия правительства не должны приводить к колебаниям экономики. Так, боль- шинство экономистов считают, что государство должно избегать резких внезап- ных изменений денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики, так как подобного рода действия могут с высокой вероятностью вызвать флуктуации совокупного спроса. Если подобные изменения неизбежны, существенно важно, чтобы политики, ответственные за реализацию денежно-кредитной и финансово- бюджетной политики, отдавали себе полный отчет в действиях друг друга и адекватно реагировали на происходящие изменения.
Второй, более претенциозный вывод, следующий из Закона о занятости, заключа- ется в том, что для стабилизации совокупного спроса правительство должно пред- принимать определенные действия в ответ на изменения положения в частном секторе экономики. Очевидно, его авторы находились под влиянием идей Дж. Кей- нса. Мы упоминали, что «Общая теория занятости, процента и денег» — одна из наиболее известных книг, когда-либо написанных на экономическую тему. В ней Дж. Кейнс подчеркнул ключевую роль совокупного спроса в объяснении краткос- рочных экономических колебаний и призвал правительства активно стимулировать его в тех случаях, когда совокупный спрос оказывается недостаточным для сохра- нения производства на уровне полной занятости.
Дж. Кейнс (и его многочисленные последователи) утверждал, что колебания совокупного спроса вызваны в значительной степени иррациональными волнами пессимизма и оптимизма. Для обозначения этих произвольных изменений во взгля-
__________________ Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде
дах людей он использовал термин стадное чувство (animal spirits). Захлестну- тые волной пессимизма домашние хозяйства снижают потребительские расходы, а фирмы — инвестиционные, в результате чего совокупный спрос и объем производ- ства сокращаются, а уровень безработицы повышается. Напротив, на гребне волны оптимизма домашние хозяйства и фирмы увеличивают расходы, что ведет к повы- шению совокупного спроса, объема производства и степени инфляционного давле- ния. Заметьте, что эти изменения во взглядах в некоторой степени подпитывают сами себя.
В принципе правительство имеет возможность регулировать денежно-кредит- ную и финансово-бюджетную политику соответственно волнам оптимизма и пес- симизма и, таким образом, стабилизировать совокупный спрос. Например, когда субъекты экономики настроены чрезмерно пессимистически, ФРС может увели- чить предложение денег; когда они не в меру благодушны — ограничивать его. Уильям Мартин, один из бывших председателей ФРС, так описывал подобные взгля- ды на денежно-кредитную политику: «Работа ФРС заключается в том, чтобы убрать чашу с пуншем именно в тот момент, когда вечеринка набрала обороты».
|