Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кейнсианцы в Белом доме
Отвечая на вопрос репортера о том, почему он отстаивал сокращение налогов, президент Дж. Кеннеди ответил: «Чтобы стимулировать экономику. Разве вы не помните текст на странице 101 учебника по экономике?» Политика Дж. Кеннеди была основана на анализе налогов, который мы изложили в этой главе. Своей задачей он видел увеличение совокупного спроса с целью стимулирования производства и занятости. Дж. Кеннеди полагался на команду экономиче- ских советников, в которую входили такие видные ученые, как Джеймс To- бин и Роберт Солоу, впоследствии удостоенные Нобелевской премии за вклад в экономическую науку. Будучи студентами, в 1940-е гг. они изучали «Общую теорию» Дж. Кейнса, которая вышла в свет несколькими годами ранее. Предлагая президенту сократить налоги, экономические советники пре- творяли в жизнь идеи Дж. Кейнса.
Хотя изменения в налогообложении могут оказывать мощное воздействие на совокупный спрос, они сопровождаются побочными эффектами. В частности, изменяя стимулы, налоги влияют на совокупное предложение товаров и услуг. Так, Дж. Кеннеди предлагал ввести инвестиционные налоговые льготы для фирм, осу- ществляющих новые капиталовложения. Высокий уровень инвестиций не только немедленно стимулировал бы совокупный спрос, но через некоторое время привел бы к увеличению производительности экономики. Таким образом, краткосрочная цель увеличения производства посредством воздействия на совокупный спрос была в то же время и долгосрочной целью увеличения производства посредством высо- кого совокупного предложения. И действительно, когда предложенное Дж. Кенне- ди сокращение налогов приобрело в 1964 г. законную силу, США вступили в период устойчивого экономического роста.
Многие американские государственные деятели время от времени предлагают использовать финансово-бюджетную политику как инструмент управления сово- купным спросом. В свое время президент Дж. Буш попытался ускорить выход экономики из спада путем снижения налоговых удержаний. Аналогично од- ним из первых предложений президента У. Клинтона оказался «стимулиру-
лава 32. Совокупный спрос и денежно-кредитная и финансово-бюджетная политика
ющий пакет» увеличения правительственных расходов, который позволил бы экономике восстановиться после рецессии. Однако его планам не суждено было сбыться, так как многие члены Конгресса (и многие экономисты) по- лагали, что президент У. Клинтон выступил со своим предложением слиш- ком поздно. Кроме того, конгрессмены пришли к выводу, что сокращение бюджетного дефицита с целью стимулирования долгосрочного экономиче- ского роста задача более важная, нежели краткосрочное увеличение сово- купного спроса.
Аргументы «против» активной стабилизационной политики
Некоторые экономисты утверждают, что правительство должно использовать денежно-кредитную и финансово-бюджетную политику только для достижения долгосрочных целей, таких как экономический рост и низкая инфляция, а с краткосрочными колебаниями экономика справится самостоятельно. Они до- пускают, что государственное регулирование теоретически позволяет стабили- зировать экономику, но выражают глубокие сомнения в его практической ценности.
Основной аргумент против активной денежно-кредитной и фискальной полити- ки — неизбежное запаздывание осуществляемых мероприятий, так называемый временной лаг. Да, мероприятия денежно-кредитной политики ведут к изменению процентных ставок, что, в свою очередь, оказывает воздействие на инвестиционные расходы. Однако инвестиционные планы большинства фирм рассчитаны далеко вперед. Следовательно, для достижения какого-либо эффекта в отношении произ- водства и занятости (предполагающего корректировку планов субъектов эконо- мики) требуется минимум полгода, а иногда — несколько лет. Критики стабилиза- ционной политики утверждают, что вследствие временного лага ФРС должна оставить попытки «точной настройки» экономики. Они утверждают, что ФРС обречена на постоянные опоздания, и, в конечном итоге, ее действия есть скорее причина экономических флуктуации, а не лекарство от них. Критики отстаивают необходимость пассивной денежно-кредитной политики, например низкий устойчи- вый рост предложения денег.
Финансово-бюджетная политика также запаздывает, но, в отличие от денежно- кредитной политики, ее отставание в значительной степени может быть отнесено на счет политического процесса. В США решение об изменениях в правитель- ственных расходах и налогообложении должно быть одобрено комиссиями Пала- ты представителей и Сената, затем обеими палатами Конгресса и, наконец, подписа- ны президентом. Этот процесс может длиться месяцы, а то и годы. Пока они пройдут все инстанции и будут готовы к исполнению, экономические условия могут полностью измениться.
Проблема временных лагов в денежно-кредитной и финансово-бюджетной по- литике отчасти связана с уровнем точности экономических прогнозов. Если бы экономисты обладали возможностью точно предсказывать перспективы развития экономики хотя бы на год вперед, применение инструментов денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики вряд ли вызывало бы возражение, даже с учетом временных лагов. Однако рецессия и депрессия наступают без предварительного предупреждения. Единственно верная, на наш взгляд, политика — решение эконо- мических проблем по мере их возникновения.
Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде
|