Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Увеличение государственных закупок ведет к повышению совокупного спросе.
О Объем выпуска
ются, что стимулирует увеличение потребительских расходов (эффект мультипли- катора). В то же время рост доходов означает повышение спроса на деньги и, соответственно, процентных ставок. Высокие процентные ставки удорожают заим- ствования, что ведет к снижению инвестиционных расходов (эффект вытесне- ния). В зависимости от соотношения эффекта мультипликатора и эффекта вытес- нения смещение совокупного спроса может быть большим или меньшим, чем вызвавшее его изменение в налогообложении.
Еще одна важная детерминанта величины сдвига совокупного спроса, вызываемого изменением налогообложения, — представления домашних хозяйств об устойчивости изменений в налогообложении. Предположим, что правительство объявляет о сокра- щении налогов на домашние хозяйства на $ 1000. Принимая решение об использовании этих $ 1000, домашние хозяйства должны задаться вопросом: как долго они могут рас- считывать на дополнительный доход? Если домашние хозяйства ожидают долгосроч- ного сокращения налогов, они оценивают дополнительный доход как существенную прибавку к своим финансовым ресурсам и, следовательно, значительно увеличат расхо- ды. В этом случае сокращение налогов оказывает существенное воздействие на сово- купный спрос. Напротив, если домашние хозяйства оценивают изменения в налогооб-
Рис. 32.7
ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ На графике (а) представлен рынок денег. Когда государ- ство увеличивает закупки товаров и услуг, повышение доходов производи- телей ведет к возрас- танию спроса на деньги с MD1 до MD2 и росту процентной ставки с г, до гг. График (б) иллюстри- рует воздействие увеличения государ- ственных закупок на совокупный спрос. Первоначальное воздействие увеличе- ния государственных закупок выражается в сдвиге кривой совокупного спроса от ДО, до AD2. Однако вследствие того, что процентная ставка есть стоимость заимствований, ее увеличение приводит к уменьшению объема спроса на товары и услуги, особенно на инвести- ционные товары. Вытеснение инвести- ций частично компен- сирует воздействие бюджетной экспансии на совокупный спрос. В конечном итоге, кривая совокупного спроса смещается только до AD3.
Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде
Узелок на память
ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
До сих пор в нашем обсуждении финансово-бюджетной политики мы делали упор на то, как изменения объема го- сударственных закупок и налогообложения воздействуют на объем спроса на товары и услуги. Большинство эконо- мистов полагают, что краткосрочные макроэкономические эффекты финансово-бюджетной политики проявляются прежде всего через совокупный спрос. Однако финансо- во-бюджетная политика потенциально может воздейство- вать и на объем предложения товаров и услуг.
Один из Десяти принципов экономике гласит, что человек реагирует на стимулы (гл. 1). Когда правитель- ство принимает решение о снижении ставки налогов, ко- личество центов, остающихся на руках у работника из каждого заработанного им доллара, увеличивается, так что его стимулы к производству товаров и услуг повыша- ются. В результате, при каждом данном уровне цен объем предлагаемых товаров и услуг возрастает, что выражает- ся в сдвиге кривой совокупного предложения вправо.
Некоторые экономисты, так называемые сторонники эко- номики предложения, утверждают, что влияние сокра- щения налогов на совокупное предложение весьма зна- чительно. Настолько велико, что снижение налоговых ставок непременно приведет к увеличению налоговых поступлений. Большинство экономистов, однако, скеп- тически относятся к подобным идеям.
Аналогично изменениям в налогообложении увеличе- ние или сокращение государственных расходов потенци- ально может воздействовать на совокупное предложение. Предположим, к примеру, что правительство увеличивает расходы на содержание инфраструктуры, например на строительство дорог. Дороги используются частным биз- несом для обеспечения поставок клиентам; увеличение чис- ла дорог означает повышение продуктивности частного бизнеса. Следовательно, когда правительство принимает решение о дополнительном финансировании дорожно- го строительства, количество товаров и услуг, предла- гаемых при каждом данном уровне цен увеличивается и кривая совокупного предложения сдвигается вправо. Однако данный эффект в отношении совокупного пред- ложения, видимо, более важен в долгосрочном, нежели краткосрочном периоде, так как требуется некоторое вре- мя на строительство новых путей сообщения.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Предположим, что правительство сокра- щает расходы на дорожное строитель- ство на $ 10 млрд. В каком направлении сдвинется кривая совокупного спроса? Почему смещение может превышать $ 10 млрд? Почему оно может быть меньшим?
ложении как временные, они посчитают прибавку к своим финансовым ресурсам незначительной, следовательно, расходы возрастут несущественно. В этом случае вли- яние сокращения налогообложения на совокупный спрос невелико.
Рассмотрим следующий пример. В 1992 г. избирательная кампания президента США совпала с затяжным экономическим спадом. Действующий президент Джордж Буш, стремившийся одним выстрелом убить «двух зайцев», объявил о сокращении подоходного налога на заработную плату. Однако так как установ- ленная законом ставка подоходного налога не изменилась, каждый доллар, остав- шийся на руках у населения вследствие сокращения удержаний в 1992 г., означал дополнительные налоговые выплаты 15 апреля 1993 г., когда должны были быть представлены налоговые декларации на 1992 г. Таким образом, «сокращение на- логов по Джорджу Бушу» фактически представляло собой краткосрочную ссуду, предоставленную правительством населению. Неудивительно, что воздействие та- кой политики на потребительские расходы и совокупный спрос было относительно небольшим.
Экономическая политика стабилизации экономики
Мы рассмотрели возможные воздействия денежно-кредитной и финансово-бюджет- ной политики правительства на совокупный спрос на товары и услуги в экономике. Наши теоретические выводы поднимают важный политический вопрос: насколько необходимо использование этих инструментов управления совокупным спросом для стабилизации экономики? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему?
|