Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Увеличение государственных закупок ведет к повышению совокупного спросе.






О Объем выпуска

ются, что стимулирует увеличение потребительских расходов (эффект мультипли-
катора). В то же время рост доходов означает повышение спроса на деньги и,
соответственно, процентных ставок. Высокие процентные ставки удорожают заим-
ствования, что ведет к снижению инвестиционных расходов (эффект вытесне-
ния). В зависимости от соотношения эффекта мультипликатора и эффекта вытес-
нения смещение совокупного спроса может быть большим или меньшим, чем
вызвавшее его изменение в налогообложении.

Еще одна важная детерминанта величины сдвига совокупного спроса, вызываемого
изменением налогообложения, — представления домашних хозяйств об устойчивости
изменений в налогообложении. Предположим, что правительство объявляет о сокра-
щении налогов на домашние хозяйства на $ 1000. Принимая решение об использовании
этих $ 1000, домашние хозяйства должны задаться вопросом: как долго они могут рас-
считывать на дополнительный доход? Если домашние хозяйства ожидают долгосроч-
ного сокращения налогов, они оценивают дополнительный доход как существенную
прибавку к своим финансовым ресурсам и, следовательно, значительно увеличат расхо-
ды. В этом случае сокращение налогов оказывает существенное воздействие на сово-
купный спрос. Напротив, если домашние хозяйства оценивают изменения в налогооб-


Рис. 32.7

ЭФФЕКТ
ВЫТЕСНЕНИЯ
На графике (а)
представлен рынок
денег. Когда государ-
ство увеличивает
закупки товаров и
услуг, повышение
доходов производи-
телей ведет к возрас-
танию спроса на
деньги с MD1 до MD2
и росту процентной
ставки с г, до гг.
График (б) иллюстри-
рует воздействие
увеличения государ-
ственных закупок на
совокупный спрос.
Первоначальное
воздействие увеличе-
ния государственных
закупок выражается
в сдвиге кривой
совокупного спроса
от ДО, до AD2. Однако
вследствие того, что
процентная ставка
есть стоимость
заимствований, ее
увеличение приводит
к уменьшению
объема спроса на
товары и услуги,
особенно на инвести-
ционные товары.
Вытеснение инвести-
ций частично компен-
сирует воздействие
бюджетной экспансии
на совокупный спрос.
В конечном итоге,
кривая совокупного
спроса смещается
только до AD3.



Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде


 


Узелок на память

ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ НА СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

До сих пор в нашем обсуждении финансово-бюджетной
политики мы делали упор на то, как изменения объема го-
сударственных закупок и налогообложения воздействуют
на объем спроса на товары и услуги. Большинство эконо-
мистов полагают, что краткосрочные макроэкономические
эффекты финансово-бюджетной политики проявляются
прежде всего через совокупный спрос. Однако финансо-
во-бюджетная политика потенциально может воздейство-
вать и на объем предложения товаров и услуг.

Один из Десяти принципов экономике гласит, что
человек реагирует на стимулы (гл. 1). Когда правитель-
ство принимает решение о снижении ставки налогов, ко-
личество центов, остающихся на руках у работника из
каждого заработанного им доллара, увеличивается, так
что его стимулы к производству товаров и услуг повыша-
ются. В результате, при каждом данном уровне цен объем
предлагаемых товаров и услуг возрастает, что выражает-
ся в сдвиге кривой совокупного предложения вправо.


Некоторые экономисты, так называемые сторонники эко-
номики предложения,
утверждают, что влияние сокра-
щения налогов на совокупное предложение весьма зна-
чительно. Настолько велико, что снижение налоговых
ставок непременно приведет к увеличению налоговых
поступлений. Большинство экономистов, однако, скеп-
тически относятся к подобным идеям.

Аналогично изменениям в налогообложении увеличе-
ние или сокращение государственных расходов потенци-
ально может воздействовать на совокупное предложение.
Предположим, к примеру, что правительство увеличивает
расходы на содержание инфраструктуры, например на
строительство дорог. Дороги используются частным биз-
несом для обеспечения поставок клиентам; увеличение чис-
ла дорог означает повышение продуктивности частного
бизнеса. Следовательно, когда правительство принимает
решение о дополнительном финансировании дорожно-
го строительства, количество товаров и услуг, предла-
гаемых при каждом данном уровне цен увеличивается и
кривая совокупного предложения сдвигается вправо.
Однако данный эффект в отношении совокупного пред-
ложения, видимо, более важен в долгосрочном, нежели
краткосрочном периоде, так как требуется некоторое вре-
мя на строительство новых путей сообщения.


 


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Предположим, что
правительство сокра-
щает расходы на
дорожное строитель-
ство на $ 10 млрд.
В каком направлении
сдвинется кривая
совокупного спроса?
Почему смещение
может превышать
$ 10 млрд? Почему оно
может быть меньшим?


ложении как временные, они посчитают прибавку к своим финансовым ресурсам
незначительной, следовательно, расходы возрастут несущественно. В этом случае вли-
яние сокращения налогообложения на совокупный спрос невелико.

Рассмотрим следующий пример. В 1992 г. избирательная кампания президента
США совпала с затяжным экономическим спадом. Действующий президент
Джордж Буш, стремившийся одним выстрелом убить «двух зайцев», объявил
о сокращении подоходного налога на заработную плату. Однако так как установ-
ленная законом ставка подоходного налога не изменилась, каждый доллар, остав-
шийся на руках у населения вследствие сокращения удержаний в 1992 г., означал
дополнительные налоговые выплаты 15 апреля 1993 г., когда должны были быть
представлены налоговые декларации на 1992 г. Таким образом, «сокращение на-
логов по Джорджу Бушу» фактически представляло собой краткосрочную ссуду,
предоставленную правительством населению. Неудивительно, что воздействие та-
кой политики на потребительские расходы и совокупный спрос было относительно
небольшим.


Экономическая политика стабилизации экономики

Мы рассмотрели возможные воздействия денежно-кредитной и финансово-бюджет-
ной политики правительства на совокупный спрос на товары и услуги в экономике.
Наши теоретические выводы поднимают важный политический вопрос: насколько
необходимо использование этих инструментов управления совокупным спросом для
стабилизации экономики? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему?



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал