Эффект мультипликатора
Когда правительство принимает решение о приобретении у компании McDonell- Douglas новых истребителей на $ 20 млрд, непосредственный эффект повышения объема спроса, предъявляемого правительством США, — рост занятости и прибы- лей исполнителя госзаказа. Но поскольку увеличиваются заработки рабочих и прибыль владельцев фирм, реакция субъектов экономики на рост доходов за- ключается в возрастании расходов на потребительские товары. Государственные закупки продукции компании McDonell-Douglas ведут к повышению спроса дру- гих фирм. Поскольку каждый доллар, израсходованный американским правитель- ством, может повысить совокупный спрос на товары и услуги больше, чем на доллар, говорят, что государственные закупки обладают эффектом мультиплика- тора в отношении совокупного спроса.
Однако на этом действие эффекта мультипликатора не заканчивается. Посколь- ку потребительские расходы возрастают, фирмы-производители нанимают большее количество работников, и их прибыль возрастает. Высокие заработки и прибыли обусловливают увеличение потребительских расходов и т. д. Таким образом, нали- цо положительная обратная связь, поскольку более высокий спрос ведет к возрас- танию доходов, что, в свою очередь, ведет к еще более значительному спросу. Если сложить все эти приращения, суммарный эффект в отношении количества товаров и услуг, на которое предъявляется спрос, может оказаться намного большим, чем первоначальный эффект, являющийся непосредственным следствием государствен- ных закупок.
Эффект мультипликатора представлен на рис. 32.6. Увеличение правитель- ственных закупок на $ 20 млрд первоначально перемещает кривую совокупного
Рис. 32.6
ЭФФЕКТ
МУЛЬТИПЛИКАТОРА Увеличение государ- ственных закупок на $ 20 млрд может привести к сдвигу кривой совокупного спроса вправо больше чем на $ 20 млрд. Эффект мультиплика- тора возникает потому, что увеличение сово- купного дохода стиму- лирует дополнительные расходы потребителей.
1. Увеличение государственных закупок
на $20 млрд первоначально ведет к соотаетствующему
возрастанию совокупного спроса...
if a 32. Совокупный спрос и денежно-кредитная и финансово-бюджетная политика
Узелок на память
Второе изменение потребления = MPC2 х $ 20 млрд Третье изменение потребления = MPC3 х $ 20 млрд
: PМУЛА ДЛЯ МУЛЬТИПЛИКАТОРА ГОСУДАР- СТВЕННЫХ ЗАКУПОК
-.ото алгебры, доступной даже старшекласснику сред- z: колы, позволит нам вывести формулу для численно- ; сражения эффекта мультипликатора, возникающего т^ствие возрастания потребительских расходов. - - -: нон переменной в этой формуле является предель- . -: клонностпь к потреблению (MPC) — та часть при- ._гния дохода, которую домашнее хозяйство направляет ": требление, а не на сбережения. Предположим, что : тральная склонность к потреблению равна З/д. Это -гчает, что с каждого очередного доллара, заработан- ": домашним хозяйством, последнее сберегает 25 цен- = и расходует 75 центов. Если MPC равно З/д, при ■ учении McDonell-Douglas правительственного кон- ■: -кта на $ 20 млрд, потребительские расходы рабочих владельцев компании увеличиваются на З/4 x $ 20 'zz. то есть на $ 15 млрд. Чтобы измерить суммарный эффект, который оказы- ■ -.-- на совокупный спрос увеличение государственных -•:;. пок, мы проанализируем отдельные этапы процесса, ~: > оый начинается, когда правительство принимает ре- _т-: ие о финансировании закупок ($20 млрд). На эту -т сумму возрастают доходы (заработки и прибыли). • неличение доходов, в свою очередь, ведет к повышению -: -ребительских расходов на MPC х $ 20 млрд. Сле- ;: зательно, возрастают доходы рабочих и владельцев лирм-производителей потребительских товаров. Второе зеличение доходов означает новое повышение потреби- тельских расходов на MPC х (MPC х $ 20 млрд). Эти " г вращения доходов вследствие обратной связи про- л: лжаются и далее.
Чтобы найти суммарный эффект правительственных : исходов в отношении спроса на товары и услуги, мы :: -; ладываем все приращения: изменение государственных закупок = $ 20 млрд " ервое изменение потребления =МРС х $ 20 млрд
Общее изменение спроса = (1 + MPC + MPC2 + + MPC3 + +...) х $ 20 млрд.
Здесь «...» означает бесконечное число слагаемых. Мы говорим, что мультипликатор государственных за- купок равен:
Мультипликатор = 1 + MPC + MPC2 + MPC3 +....
Данный мультипликатор дает нам значение спроса на товары и услуги, порождаемого каждым долларом го- сударственных закупок.
Чтобы упростить выражение, вспомним из школьно- го курса математики, что мы имеем дело с бесконечной геометрической прогрессией. Если ее знаменатель поло- жителен и меньше 1, то есть 0 < X < 1, прогрессия явля- ется бесконечно убывающей, и
1 + X + X2 + X3 +... - 1/(1 - X).
В нашем случае X = MPC. Таким образом,
Мультипликатор = 1/(1 - MPC).
(Из определения предельной склонности к потребле- нию следует, что 0 < = MPC < = /. При 0 < MPC < 1 бесконечная геометрическая прогрессия со знаменате- лем MPC является бесконечно убывающей. При MPC = 0 (весь вновь полученный доход сберегается) и MPC = / (весь вновь полученный доход потребляется) выраже- ние для мультипликатора также формально верно. (Ибо в первом случае рост доходов вследствие увеличе- ния государственных закупок не приводит к дальней- шему увеличению совокупного спроса, поэтому муль- типликатор = /, а во втором случае рост доходов, вызванный увеличением государственных закупок, при- водит к бесконечному возрастанию совокупного спро- са, поэтому мультипликатор = со. — Прим. перев.)
Например, если MPC = 3/4. мультипликатор госу- дарственных закупок равен 1/(1 - 3/4), то есть равня- ется 4. В этом случае $ 20 млрд государственных за- купок порождают $ 80 млрд спроса на товары и услуги.
; проса вправо из AD1 к AD2 ровно на $ 20 млрд. Но когда потребители реагируют : -: а этот сдвиг, увеличивая свои расходы, кривая совокупного спроса перемещает- ся еще дальше, к AD3.
Эффект мультипликатора, возникающий вследствие реакции потребительских оасходов на повышение уровня спроса, может быть усилен реакцией со стороны инвестиций. Например, McD'onell-Douglas могла бы в ответ на повышенный спрос на самолеты принять решение о покупке большего количества оборудования или строительстве еще одного завода. В таком случае повышение спроса со стороны правительства способствует возрастанию потребности в инвестиционных товарах. Такая положительная обратная связь между спросом и инвестициями иногда назы- вается инвестиционным акселератором.
|