Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сельскохозяйственная техника
Определяющими элементами сельскохозяйственного производства являются земля, техническая база и основные производители сельскохозяйственной продукции - крестьяне. Развитие и совершенствование земледельческих орудий и машин составляют материальную основу прогресса этой отрасли народного хозяйства. В то же время поступательное движение сельского хозяйства вызывается объективной закономерностью развития общественного производства, качественного его обновления, вытекающего из сути капиталистического воспроизводства. Однако механизация сельского хозяйства стала возможной лишь во второй половине XIX столетия, в эпоху промышленной революции в России. Аграрный капитализм не мог развиваться на старой технической базе, необходимо было фронтальное ее обновление ускоренными темпами. Этот исторический перелом не мог не затронуть все слои крестьянства. Он вовлек в свою орбиту преимущественно зажиточную часть. Средний слой социально распадался, а бедняки либо совсем лишались средств производства и опускались еще ниже, либо навсегда порывали с сельским хозяйством и вливались в ряды фабрично-заводских и транспортных рабочих. Машины и заводские орудия оказывали существенное влияние на качество обработки почвы, уборки хлебов, на повышение урожайности зерновых и других культур. Но процесс механизации слишком растянулся во времени, не завершился в XIX в. и даже в первые два десятилетия XX в. Преобладающим остался ручной труд с его низкой производительностью. При наличии огромного земельного фонда и человеческого потенциала расширенное воспроизводство развивалось медленно и с большими трудностями.
Нельзя упускать из виду, что орудия и дорогостоящие машины заводского производства, техника хорошего качества и специального назначения были недоступны широкому слою земледельцев, которые продолжали довольствоваться инвентарем, изготовляемым на местах кузнецами, плотниками, фурщиками, колесниками и другими мастерами. Пользование такими орудиями труда замедляло полевые работы, в то время как сельскохозяйственное производство осуществлялось по законам сезонности и нельзя было пропускать оптимальных сроков сева и уборки хлебных и других культур во всех регионах, особенно в южной зоне, где весенне-летние периоды часто сопровождались суховеями. В новых экономических условиях возникла проблема использования пахотных орудий. Хотя тяжелый украинский плуг прошел многовековую проверку на целинных землях, он должен был уступить место более надежным и производительным плугам заводских образцов. В пореформенный период в южном Приднестровье быстро распространились двухлемешные плуги заводского производства систем Эккорта, Сака, Гека на конной тяге. Механические предприятия заводского типа формировались в Херсонской и Подольской губерниях в послереформенное время, когда в крае сложилась относительно развитая сеть железнодорожных и водных путей, удешевивших и облегчивших доставку металла, каменного угля и другого необходимого сырья. На юге в 50-60-е годы существовало несколько мелких предприятий, производивших металлический инвентарь. В 1854 г. в колонии Гофнугсталь местный житель И. Ген открыл мастерскую по производству плугов. Первоначально он выпускал модификационные сабаны с железным станком. Этот плуг постепенно вытеснял деревянные плуги на территории Херсонской губернии. Вскоре Ген перешел к производству «колонистского плуга», отличительными чертами которого были: почти плоский лемех, сделанный как одно целое с подошвой, широкий железный отвал, изготовленный из ясеня грядиль, деревянный передок, металлическое крепление всех деталей. Регулирование ширины и глубины захвата плуга осуществлялось с помощью металлических винтов. Но плуг Гена унаследовал от сабана серьезный недостаток: лемех и отвал составляли почти прямой угол, а отвал по-прежнему представлял собой прямую доску, вследствие чего при подъеме вязких почв он забивался землей.
Плуги, сконструированные Геном, были взяты за образец иностранными фирмами (Рансома, Эккерта, Говарда). На английских заводах братьев Говард их называли англо-болгарскими. Впоследствии некоторые отечественные заводы копировали говардс- кие плуги или производили орудия, конструктивно близкие к иностранным образцам. Большинство германских и английских заводов производили цельнометаллические колонистские плуги специально для вывоза в Россию. Плугостроение в стране, в том числе на территории Новороссии, постоянно тормозилось конкуренцией с заграничными фирмами, поставлявшими дешевые и надежные в эксплуатации конструкции. Преемники И. Гена, пытаясь устранить недостатки колонистского плуга, и отчасти из-за давления конкурентов из иностранных фирм, перешли к производству колонистского плуга измененной конструкции - так называемого новороссийского плуга, почти полностью металлического (деревянным оставался грядиль), с полувинтовым овалом, облегчающим оборот и рыхление почвы. Плуг обеспечивал захват борозды до 9 вершков шириной и до 5, 5 вершков глубиной. Эта новая модель степного плуга успешно выдержала испытание временем. Колонистские и новороссийский плуги с упряжкой в одну-три пары лошадей благодаря своей прочности и устойчивости применялись и на перелогах и на старопаш- ных землях. Хотя они и стоили немалых денег, но были дешевле плугов заграничных фирм (в начале 70-х годов плуги Гена продавались по 50 руб., плуг Рансома - по 75, плуг Говарда - по 65 руб.) и быстро распространились на юге России, на Кавказе и в Сибири. В 1866 г. разбогатевший Ген перенес мастерскую в Одессу, а через два десятилетия, выдержав конкуренцию с зарубежными фирмами, открыл завод и наладил крупносерийное производство плугов. Влияние продукции, выпускаемой предприятиями Гена, на вытеснение примитивных сельскохозяйственных орудий в Приднестровье несомненно: плуги приобретались помещичьими и крестьянскими хозяйствами. Кроме того, Ген производил железные бороны, рала и другой инвентарь, а также сеялки, жатвенные машины, веялки, соломорезки. Одновременно в Одессе стали функционировать другие предприятия сельскохозяйственного машиностроения в качестве филиалов крупных западноевропейских фирм и целая серия специализированных складов с отделениями в Херсонской губернии. В Подольской губернии в последней четверти XIX в. на близкой к Приднестровью территории были основаны и действовали известные заводы сельскохозяйственного машиностроения: в Балтском уезде - промышленника Ганицкого, в Могилеве-По- дольском - Гольбарта, в Дуковцах - завод Лельбаха. В самом конце XIX в. аналогичные предприятия были открыты в Жмеринке, Проскурове и Городке. Кроме того, сложилась сеть складов по продаже машин и инвентаря, доставляемых из причерноморских и приазовских городов. Помещики Маньковецкие построили завод сельскохозяйственных машин в имении Боровка Ямпольского уезда, где выпускали машины усовершенствованных заграничных образцов. В Подолии, как и на юге, происходил процесс превращения мастерских в заводы. В конце XIX в. на рассматриваемой территории довольно быстро распространились новые разновидности многолемешных плугов - «буккеров» (обычно трехлемешные, облегченные). Крестьяне называли их «скоропашками», так как пахали они быстро, но мелко, последнее понижало качество почвообработки и уменьшало плодородие почвы. Из-за высоких цен металлические плуги разных систем приобретались либо зажиточными дворами, либо менее состоятельными крестьянами в складчину, т. е. по одному на несколько хозяйств. Через Подольскую губернию проходили пути транспортировки зарубежной техники, часть которой оседала в уездах губернии. Склады были основаны в Балте, Могиле- ве-Подольском, Вапнярке, Окнах, Песчанке, т. е. непосредственно в подольском Придне Внедрение в промышленность и сельское хозяйство паровых двигателей - свидетельство еще более крупного перелома в хозяйстве края. Однако количество их (и мощность) в сельской местности долгое время оставалось незначительным: в 1875-1878 гг. на всю Подольскую губернию приходилось 182 котла (1 665 лошадиных сил), на Херсонскую - 134 (1 222 л.с.), а в 1881 г. эта цифра увеличилась до 500. Огромные цены на локомобили (в 60-70-е годы - более 7 тыс. и в 80-90-е годы - от 2 до 3, 5 тыс. руб. серебром) делали их приобретение доступным только для крупных землевладельцев; менее состоятельные предприниматели прибегали к покупке локомобилей на паях. Понижение цен к концу века было кажущимся, так как изменился курс рубля.В южной зоне внедрение технических новшеств происходило более интенсивно. Машины и более современный инвентарь значительно уменьшали издержки производства. Но в степной полосе Херсонской губернии, а следовательно и в Тираспольском уезде, применение машин предполагало определенную величину пашенного клина, установленную практикой, - от 30 до 50 дес. Хозяйства в 20 дес. не могли производительно применять машины и использовали на полевых работах ручной труд, простые орудия, тягловых животных. Замена устаревших орудий труда более совершенным инвентарем и машинами в крестьянской среде проходила медленно и затянулась на десятилетия, так как требовала значительных денежных средств, которыми большинство маломощных хозяйств не располагало. Поэтому по-прежнему применялись малопроизводительные земледельческие орудия. Несовершенство и нехватка их вынуждали тружеников полей вести свои хозяйства за счет перегрузки рабочей силы семьи, применения ручного труда. Словом, дорогостоящая техника была им «не по плечу». Некоторые крестьяне, располагая достаточными экономическими возможностями, были консервативными и невосприимчивыми ко многим прогрессивным начинаниям. Относительно широкое внедрение в пореформенные десятилетия новой техники (металлических плугов, жатвенных машин, буккеров и др.) требовало увеличения поступательной скорости, которую могла обеспечить только хорошая лошадь, вол же вытеснялся из земледельческих работ. Но сильных, выносливых и быстроходных лошадей содержали лишь крупные землевладельцы и зажиточные крестьяне. Мелкие крестьянские хозяйства использовали малосильное поголовье лошадей, что сказывалось на качестве обработки полей и суживало их хозяйственные возможности. Оснащенность земледельческой техникой в регионе различалась и территориально. В северной зоне аграрный капитализм прусского типа развивался в первую очередь в помещичьих экономиях, тогда как крестьянские хозяйства в подавляющем большинстве обрабатывали участки стародавним способом, примитивным инвентарем и воловьими упряжками; в целом оснащенность земледелия этого региона машинами и инвентарем заводского изготовления уступала югу. Машины и новый инвентарь, рассчитанные на конную тягу, более быструю и сильную по сравнению с воловьей, были приспособлены к определенному характеру почв, специфическому подбору культур, местным системам Техническая оснащенность преобладала при уборке зерновых и обмолоте. С 70-х годов крестьяне стали приобретать веялки, а помещики - веялки и сортировки. Что касается молотьбы убранного хлеба, то, например, в Балтском уезде землевладельцы пользовались главным образом паровыми молотилками, а крестьяне в большинстве своем хлеб гармановали.
|