Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слэнговые формы PR






Шире смысл слова PR раскрывается с помощью эпитетов:

Жёлтый PR — использование, с целью привлечения внимания, оскорбительных для большинства населения данного государства элементов (табуированных слов в названиях, в изображениях — применение сексуального содержания — от ню, через эротику — к порнографии, в публичных действиях — псевдогомосексуализм, высказывание расистских, ксенофобных заявлений и т. п.)

Серый PR — реклама (положительная или отрицательная), скрывающая свой источник. В отличие от «чёрного PR», не предполагает прямой лжи о своем происхождении. Также под серым PR иногда понимают разновидность непрямого черного PR, не содержащую прямой лжи и направленную на подсознание рецепиента. Например, когда в материале об убийстве отдельно упоминается, что оно произошло рядом с офисом некой организации или в родном населенном пункте некоей известной личности.

Белый PR — словосочетание появилось для демонстрации понятия, контрастного к чёрному PR, то есть открытой рекламы от своего собственного имени. PR в узком смысле слова.

SelfPR — «раскручивание» себя самого, нередко анонимное.

Коричневый PR — нечто родственное неофашистской и фашистской пропаганде.

Зелёный PR — социально ответственный PR.

Вирусный PR — термин «вирусный» означает в данном контексте автономное распространение. Основан на потребности людей делиться интересной информацией со своим кругом друзей и знакомых.

Чёрный PR— использование «чёрных технологий» (обман, фальсификации) для очернения, уничтожения конкурирующей партии, группы и т. д., распространение от её имени оскорбительных или экономически опасных заявлений и др. Иногда достаточно ограничиться публикацией компромата.. Словосочетание образовано по аналогии с выражением «чёрная пропаганда». По одной из версий, появилось в русском языке после выхода романа Виктора Пелевина «Generation “П”». На деле, понятие «черный PR» бытовало в России задолго до выхода романа Пелевина (1999 год). В начале 1990-х годов под «черным» PR понималось главным образом публикация «проплаченных» статей, независимо от их направленности («за» или «против») в отличие от PR «правильного» (понятие «белый» PR вообще было не в ходу) — то есть осуществляемого более тонкими и легальныим методами.

«Чёрный» PR тех лет вызывал прямые аналогии с «чёрным налом» и «чёрным рынком», поскольку денежные суммы, передаваемые в издания за публикации, ни в каких официальных финансовых документах не фигурировали, а сами эти публикации позиционировались как собственные, «независимые».

По сути дела, с тех пор мало что изменилось, но в связи с «войной компроматов» середины 90-х, понятие «чёрный» наполнилось новым смыслом, который в него вкладывают сегодня.

 

2. Классификатор " грязных PR"

Представляется целесообразным анализ актуальных изби­рательных технологий предварить несколькими дефинициями или эпиграфами. Избирательные кампании есть ни что иное как либо удержание, либо перераспределение, либо захват ресурсов (материальных, информационных, силовых, интел­лектуальных, людских). Т. Парсонс утверждает: " Власть — это система ресурсов, с помощью которых достижимы общие (раз­ные) цели".

Политика — сфера прямых идеологических (не аналити­ческих) утверждений.

Поскольку избирательные (предвыборные) технологии яв­ляются объемной и многоструктурированной темой, даже гово­ря только о " черных" (" грязных") технологиях, нельзя обойти два основополагающих момента избирательной темы. Это про­блема манипулирования и морально-этические проблемы.

Проблеме манипулирования массовым сознанием посвя­щен ряд работ западных исследователей: " Манипулируемый человек" Г. Франка, " Манипулируемое общество" К. Фарбера, " Манипуляторы сознанием" Г. Шиллера.

Диапазон манипулятивных техник про­стирается от манипулирования общественным сознанием до манипулирования поведением человека, в том числе и поли­тическим, вплоть до его зомбирования.

Морально-этическая проблема в России возникла, в час­тности, из-за разрушения прежних устоев и замены их новой моралью. Это в значительной мере отразилось на российском политическом маркетинге. Сегодня в России умение " кинуть" (переиграть, перехитрить, обмануть) многими рассматрива­ется как достоинство, а не недостаток.

Для политика или высокопоставленного чиновника, о котором говорят, что он не соответствует своему месту (дол­жности), это звучит смертным приговором. А. Цуладзе в книге " Формирование имиджа политика в России" приводит такой пример: "...A. Чубайсу выгоднее было выглядеть обманщи­ком, вышедшим сухим из воды, чем просто некомпетентным чиновником. В первом случае он обрел демонический ореол и нагонял страх, прежде всего на тех, кто сам этот ореол со­здал, во втором — выглядит всего лишь проштрафившимся школьником, " мальчиком в розовых штанишках", что в Рос­сии, традиционно не уважающей молодость, является самой уничижительной характеристикой".

Ошибочная технология критиков А. Чубайса создала ему паблисити, о котором он не мог даже и мечтать. А вот более " назойливые" утверждения печатных и электронных СМИ о " выдающихся управленческо-административных способнос­тях" могли бы как раз и подвести общественное мнение к Мысли о некомпетентности главного управляющего.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что так называемые " черные" или " грязные" избирательные тех­нологии (информационные спецоперации), применительно к современной России, следует называть актуальными избира­тельными технологиями.

Кроме того, на сегодня нет ни одного политика, ни одного движения, которое никогда бы не использовало ни одно из таких техник. Корни " черных" (диверсионных) технологий следует искать в недрах спецслужб различных стран мира.

Анализируемые нами актуальные избирательные тех ­ нологии взяты из материалов российской прессы (" Новая га­зета", " Московский комсомолец", " Совершенно секретно" " Советская Россия", " Коммерсантъ", " Независимая газета")'Их можно разделить на три большие группы: бытовые, ад­ министративные, пиаровские. Большинство этих приемовявляется произведениями политтехнологов, но часть из нихзаимствована последними у спецслужб.

Приведем несколько приемов из практики применения " серого" пиара:

Бытовые (банально-традиционные): Кандидаты-однофамильцы. Ночные звонки от

оппонента. Раздача продуктовых наборов низкого качества. Благотворительные столовые с мухами в блюдах. Хождение внебрачных сыновей по квартирам за пода­янием. Обращение представителей сексуальных меньшинств в поддержку политических соперников. Досрочное волеизъявление. Расклейка шикарных листовок оппонента (просто сказ­ка, а не кандидат) несмываемым клеем на лобовых стеклахавтомобилей. Голосование за деньги или подарки. Обманутые вкладчики в помощь кандидату. Статьи в СМИ о причастности к коррупции и мошенни ­ честву. Информация о доверительных отношениях / оппонентасо спецслужбами, своими или зарубежными (в прошлом или сейчас). Замужество, женитьба, учеба детей за рубежом на средства, выделенные пострадавшим от каких-либо катастроф. Финансирование оппонента со стороны не «принимае­мых» народом СМИ.

Административные: Сильная власть на местах доходчиво объясняет пред­седателю и

членам избиркома, что они могут избрать кого угодно, но им здесь жить... В национальных округах даются два бюллетеня на раз­ных языках. В итоге двойное количество бюллетеней. Избиратель воспользовался не своей ручкой, а " забот­ливо" предоставленной в избирательном участке. А она с сим­патическими чернилами. В итоге — большое количество пу­стых бюллетеней, на которых можно поставить " +". Сделать 5-7-10 туров голосования. В итоге " от усталос­ти" избиратель не идет голосовать.

Старожилы " первичных" избирательных комиссий утвер­ждают, что подтасовка происходит на более высоком уров­не, так как наблюдатели, пресса, представители объедине­ний и другие виды контроля отсутствуют. А с помощью печати и пустого, но заверенного бланка протокола можно устра­нить " нестыковку данных", возникшую в территориальной комиссии. Статистика показывает, что приходят, но не голосуют не более 15-20 чел., но ничто не мешает заявить, что взяли бюллетени, но не опустили их 50-100 чел., что проверить практически невозможно. Несданные бюллетени можно приписать любому канди­дату. После подсчета в протоколе комиссии будет значиться, что никто не унес с собой бюллетень, не проголосовав. Власти заинтересованы, чтобы в день голосования явка избирателей составляла не менее 25%. В противном случае выборы необходимо повторять. Бывают случаи, когда по до­кументам голосует необходимое число избирателей, а на са­мом деле меньше. Оставшиеся несколько десятков могут обес­печить победу нужному кандидату. На фоне желания Центризбиркома увеличить порог явки избирателей до 50% масш­табность подобных приписок увеличится. " Голосование строем" характерно и для маленьких районов, где предпринимательская армия, обеспечивающие работой своих земляков, могут диктовать условия выбора того или иного местного лидера.

Технологические: Взаимное запугивание с помощью контролиповых рейтингов. Провоцирование преждевременного пика популярности оппонента. " Помочь" команде противника проводить как можно больше мероприятий не в том месте, не в то время, не так, как следует. Предстартовая лихорадка приводит " к перегоранию еще до старта. У оппонента не остается к концу гонки ни аргументов, ни денег, ни сил. Например, несвоевре­менная поддержка избирателями Г. Зюганова в апреле 1996 г. спровоцировала фальстарт.

Организация протестного голосования " размазывани­ем". Еще в советские времена " попы Гапоны" от 5 управле­ния КГБ стремились опередить " антикоммунистические" на­строения и их возглавить. Сегодня перед избирателями не один кандидат, а двадцать один.

Усиление оппонента № 2 для ослабления оппонента № 1. Примером может служить активная раскрутка Крем­лем А. Лебедя, поскольку по социологическим опросам у Б. Ельцина не было преимущества перед Г. Зюгановым. Эта технология была использована в Белгородской области, когда политтехнологи использовали В. Жириновского. Стиль после­днего — хамское поведение — работал на победу действующего губернатора, кроме того, обеспечил 50-процентную явку избирателей.

Перебор позитивной информации — доведение позитива до абсурда или " перебор по рейтингу".

" Охота на медведя с бревном". Политики часто исполь­зуют материально-финансовые ресурсы своих оппонентов. Умение дальновидно подставить себя под острые атаки оп­понентов и приобрести образ несправедливо притесняемого начальством — для этого требуется имиджмейкерская инту­иция. Так вошел в политику Ельцин.

Распространение через электронную почту некой гадо­сти от имени оппонента. " Мы, наше движение, построим за­вод по переработке мусора на территории Лосиноостровско­го парка" и т. п.

Вышеперечисленные избирательные технологии могут быть проанализированы по частотности использования, степени затратности и другим параметрам. Но следует помнить самое важное: большинству из них можно эффективно про­тиводействовать.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал