![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тонкоструктурная дезорганизация
Этос есть тонкоструктурное явление, т. е. он слабо связан с такими толстоструктурными признаками, как пол, возраст, профессия и т.д. Его границы подвижны, изменчивы, но очевидно, что сфера порождения и пребывания этоса — массовое сознание. А последнее неоднородно по своему качеству. Существуют разные уровни этого качества. Но если упростить, то главная линия разделения качества массового сознания проходит между профан-ным1 и компетентным разумами. Компетентный разум не обязательно профессиональный, т. е. владеющий знаниями, умениями, а потому квалифицированный, приносящий конкретную пользу. Такой признак деления был бы толстоструктурным. Так же, как профанный разум не обязательно дикий, невежественный. Главным отличием между этими двумя типами массового сознания является наличие или отсутствие в них т.н. «океанического чувства» (по Теодору Адорно). 1 В философской литературе это понятие издавна понимается как нечто утилитарное и наивное в противоположность творческому и сакральному. Океаническое чувство есть стремление и морально-психологическое состояние личности, увязывающей свое индивидуальное существование с со-циетальными (макросоциальными) процессами и проблемами от страны до человечества и далее. Это чувство вырабатывает высокую субъектность личности, которой оно свойственно. Компетентный разум насыщен океаническим чувством, и это означает: 1) стремление видеть причинно-следственные связи своих действий с социетальными ценностями; 2) его носители испытывают личную причастность и свою долю ответственности за социетальные процессы; 3) потребность в информации и знаниях об этих процессах; 4) сочетание рациональности как стремления к договорному Порядку с креативностью как стремлением к ценной (оцениваемой) новизне. Компетентный разум охватывает, конечно, минимальный объем массового сознания и крайне неравномерно распределен в последнем. Существует, однако, некоторая зависимость или концентрация компетентного разума вокруг образованных и идеологизированных слоев населения. Просто в силу наличия третьего из перечисленных признаков. Но совершенно необязательно, что большая часть компетентного разума естественным образом перетекает на верхние этажи властной иерархии. Это зависит от специфики исторического этапа, от конкретных вызовов, с которыми сталкивается общество, и — в очень большой степени — от проявлений профанного разума. Признаки профанного разума вполне могут быть определены от обратного, по некоторому контрасту с компетентным. Самый общий его признак— то, что принято называть здравым смыслом, т.е. ориентация на непосредственно опытное знание, данное людям в практике ближайшего окружения: здесь верно то, что видишь и понимаешь. Отсюда ригидность и агрессивность профанного разума. В самом деле: утверждения типа «Солнце ходит вокруг Земли» зиждутся на очевидностях — выйди да посмотри. Или: «парусник не может идти против ветра»; «что мой голос может поменять на выборах?»... Границы профанного разума очень неявно связаны с конкретными социальными категориями. Невозможно отождествлять его с т. н. «низшими» слоями населения, бедными или маргинальными группами. Один и тот же человек в каком-то отношении может быть носителем компетентного разума, а в другом — профанного. Так, есть множество высококвалифицированных инженеров, крестьян, педагогов, кто на выборах голосует «вслепую» или руководствуется предрассудками и фобиями. Но множество других представителей тех же профессий могут делать вполне осознанный, квалифицированный выбор. Я, конечно, носитель профанного разума с точки зрения высокой медицины или даже моды. Возможно, и вы.
|