![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть III. ПОРЧА
Глава 11. ПРОФАННЫЙ РЛ *УМ
Разумеется, компетентный разум проникает сквозь границы здравого смысла и развивает профанный разум. Перечислим теперь основные признаки последнего: — сложность мира он воспринимает через разные способы сведения: сложного к простому, относительного к абсолютному, прекрасного к красивому, непонятного к неинтересному и т. д.; — он высокосинкретичен, поскольку стремится к единомыслию и репрессивен по отношению к «жирафизму»1; — он по преимуществу мифологичен, т. е. вынужден пользоваться преданиями о фактах и событиях, эмоционально и ценностно окрашенными версиями их; — ему свойственна персонификация причинности в общественных событиях, т. е. понимание их как результата исключительно субъективных действий лиц или групп; — он отличается инерционностью своих представлений, приверженностью к устойчивым стандартам. Соотношение профанного и компетентного разумов зависит, как уже говорилось, от исторического этапа, на котором находится страна, от уровня образования, качества и образа жизни, принадлежности к цивилизационно-му типу. Но, так или иначе, в любом обществе носители профанного разума составляют большинство. Значит ли это, что он и доминирует в обществе? Ответ на этот вопрос не очевиден. Компетентный разум иногда перехватывает влияние на социетальные решения и процессы либо из-за большей близости к ним, либо воздействуя на профанный разум. Можно наблюдать и обратное^влияние: профанный разум проникает в компетентный, как бы осваивая созданные в последнем знания, символы, ценности, не выдерживающие массовизации. Такое влияние издавна принято называть известным словом: профанация. Распространение формальной демократии юридически канализирует выход профанного разума на цивилизационные, политические и управленческие решения. Ведь голос квалифицированного избирателя, имеющего свою продуманную позицию на выборах, в точности равен голосу другого избирателя, не осведомленного и не заинтересованного в информации и понимании. Иначе говоря, любая процедурная, формальная демократия в той или иной мере погружена в профанный разум, пропитана им. А отсюда возникают те риски, как, впрочем, и преимущества для качества социеталь-ных решений, которые вообще коренятся в здравом смысле. «Жирафизм» означает признание уникальности и индивидуальной исключительности человека или группы, выделяющих их из окружающей среды. Иначе говоря, от каждого ожидается превосходство над другими по какому-то признаку. Именно это обстоятельство и является источником порчи демократических институтов, всплесков в них популизма и охлократии. Немало политических деспотов превратились в пожизненных президентов именно через механизмы формальной демократии, постоянно апеллируя к про-фанному разуму: сначала на выборах, а потом — на уже контролируемых референдумах по изменениям в конституциях. Этот феномен получил выражение в виде формулы «один человек — один голос — один раз». Имеется в виду, что, став главой государства по демократическим правилам, такой глава государства больше никогда не допустит голосования по тем же правилам. Отсюда постоянные поиски возможностей для компетентной демократии, когда право голоса можно было бы соединить с какой-то заданной мерой субъектности гражданина. Поначалу право голоса увязывалось с наличием или даже объемом собственности. Собственник по экономической природе своей вынужден заглядывать дальше ближайшей практики. Кроме имущественного вводились и другие цензы — образовательный, оседлости, национальный, тендерный — все с той же целью. Почему они оказались сейчас нежизнеспособны? Потому что появлялась еще более опасная порча, чем формальная демократия: в стране повышалась конфликтность, росли злоупотребления одних категорий населения за счет других. Сегодня я знаю только два примера действия компетентной демократии. Один — более удачный, другой — намного менее. Первый — это Организация Объединенных Наций, где постоянно действующий орган принятия решения, Совет Безопасности, состоящий только из пяти великих держав плюс десять непостоянных членов, уполномочен действовать от имени всех государств — членов ООН. Причем они обязаны подчиняться его решениям. Но только постоянные члены Совбеза имеют право вето. А вот Генеральная Ассамблея ООН, где каждое государство имеет по одному голосу, является лишь совещательным органом. Вряд ли наделение всех столь разных по значимости государств правом решающего голоса привело бы к дееспособности ООН. Второй пример — Российская академия наук, где избирателями новых академиков и членов-корреспондентов, а также Президиума являются сами ее члены, а не научные сообщества. Именно в недрах профанного разума непрерывно воспроизводятся такие массовые энтропики всемирного Интернета, как вирусописатели, хакеры, спамеры. Среди этих злоумышленников немало совершенно бескорыстных, которым дезорганизация Сети интересна сама по себе. А о проблемах своих жертв они задумываться не способны, по крайней мере самостоятельно. Любопытно, что в ответ на это в недрах компетентного разума разрабатываются альтернативные новшества. И это не только Касперский. Когда-то в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), автором которой был ЧдмьШ. ПОРЧА Г/ына 11. ПРОФАННЫЙ РА 1УМ
Г.С. Альтшуллер, возник т.н. «диверсионный подход»1 к изобретению, конструированию, проектированию и даже организационному развитию. Задача ставилась так: любую систему нужно оценивать, среди прочего, и по ее уязвимости, т.е. обнаружить способ ее разрушения. Буквально так: принимая заказ от организации, тризовцы ищут способы ее ликвидации условным противником, конкурентом, недоброжелателем или обстоятельствами. Обнаружив таковые, они разрабатывают методы укрепления, совершенствования организации, прежде всего в точках ее большей уязвимости. Выражаясь нашим языком, диагностика фирмы начинается с поиска энтропиков, через преодоление их — создание надежных синкретиков, обеспечивающих ее безопасность, а потом — изобретение синергиков. Даже сам процесс этой работы, как я убедился на собственной практике, оказывает на организацию синергичное воздействие. По этим и иным причинам компетентный разум должен взять инициативу по отношению к профанному и даже опеку над ним. Но у последнего есть некий важный ресурс, который для компетентного разума представляет особую заботу и труднорешаемую проблему.
|