![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмоциональный усилитель
Профанный разум весьма манипулируем, т. е. подвержен увлечениям идеалами и идеологемами энтропийного потенциала. Дело в том, что недостаток компетентности компенсируется там большой эмоциональной подвижностью, готовностью принять какие-то верования только в силу их привлекательности, эмоциональной значимости. Массовые эмоции способны непомерно усиливать мощь крайних ценностей и убеждений. Казалось бы, незначительные идейные меньшинства довольно быстро могут стать лидирующими. Самый потрясающий в истории человечества пример тому — распространение нацизма (в аллегорической форме механизм такого заражения исследовал Эжен Ионеско в своей пьесе «Носорог»). Словом, эмоциональный фактор функционирования профанного разума — самостоятельный объект исследований и разработок не только противников опасных увлечений, но и сторонников их. Именно эмоции становятся спусковым механизмом для реализации социальных катаклизмов. Учет эмоционального фактора в массовом поведении важен уже по причине его тотальности. Человек вообще неспособен к безэмоциональному восприятию действительности. Известно, что еще с древних времен интеллектуалы пытались выработать некоторые правила мышления, которые позволили бы вытеснить эмоциональные «шумы», избежать наслоения 1 См.: Злотин Б.Л., Зусман А.В. Решение исследовательских задач. Часть 1. Кишинев: МЕТЦ «Прогресс», «Картя Молдовеняска», 1990. чувств1 на научные суждения. И время от времени признавались, что избавиться, например, от своих симпатий — антипатий к аргументам и выводам оказывается невозможным. Тут есть и другая очень важная сторона: все цели и достижения людей так или иначе сводятся к эмоциональному определению, начиная от чувства скромной удовлетворенности и заканчивая ликованием и счастьем. Носителем или возбудителем таких состояний могут быть вещи, отношения, открытия, познания, изобретения, кулинария, путешествия и т.д. Но ценится это прежде всего по эмоциональной результирующей. Если бы наркотики доставляли только удовольствие, то их употребляли бы, наверное, едва ли не все. Разве что в силу физиологической непереносимости кто-то бы отказался. Но и в этом случае он назвал бы точную причину все того же свойства: «испытываю отвращение». Эмоции и чувства есть самостоятельная ценность огромной важности для человеческого существования. Счастье, любовь, справедливость, свобода — все это эмоциональные переживания, под которыми может быть совершенно фиктивная, иллюзорная, ненадежная основа. Исследования показывают, что бедные люди и даже целые социальные категории испытывают гораздо большее счастье от своей жизни, чем объективно богатые. Вообще предмет и эмоция, им вызываемая, не тождественны. Если занимательная книга при первом чтении доставляет удовольствие (удивление, волнение), то при последующих прочтениях этого уже нет. Хотя книга осталась абсолютно та же. Аналогично — футбольный матч: второй, третий просмотры записи по силе впечатления совершенно несопоставимы с первым. Словом, эмоциональный мир лишь в какой-то мере связан с фактическим положением дел. Медики просто не нашли еще те нервно-мозговые центры, через которые можно искусственно и совершенно без всяких потерь вызывать «кнопочным» путем те сильнейшие эмоции, ради которых люди напряженно трудятся, совершают великие подвиги и преступления, тратят здоровье и жизнь. Эмоциональные состояния самоценны. Тогда и цель любой деятельности можно определить как запланированное удовольствие либо как средство избегания ужаса или отчаяния. Вот почему Зигмунд Фрейд имел все основания считать стремление к удовольствию главным мотивом человеческой деятельности. Другая особенность эмоционального фактора человеческого поведения — непроизвольность проявления. Иначе говоря, эмоциональные переживания есть некое физико-химическое событие в организме2. От него просто некуда деться. Конечно, известны восточные практики подавления негативных эмо- 1 Здесь не стоит особенно углубляться в соотношение эмоции и чувств, достаточно сказать, 2 См. об этом: Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. ЧлстьШ. ПОРЧА Гллнл II. ПРОФАННЫЙ РЛ1УМ
ций. Только сами практикующие признают, что в результате получают чувство высшего покоя и удовлетворения. Эмоции и чувства очень функциональны одновременно в нескольких смыслах. • Во-первых, они являются всеобщим предметом потребления: люди покупают не только продукты, билеты, одежду, мебель, но и приятные ощущения, с этим связанные. Как известно, в технологии продаж умение доставить покупателю положительные эмоции едва ли не приравнивается к качеству самого предмета продаж. • Во-вторых, эмоции включены в функционирование особо значимых сегментов рынка, прежде всего фондовых. Колебания курсов акций, ценных бумаг и цен на биржевые товары во многом вызываются психическими импульсами участников рынков, и не всегда удается обнаружить за этими импульсами фактические основания. Открыто даже новое научное направление — поведенческие финансы. • В-третьих, как уже было показано в синергичной теории организации, индивидуальные, коллективные и общественные настроения (они складываются из сочетания эмоций и чувств с некоторыми целями и событиями) могут умножать или блокировать усилия людей. В сфере профанного разума эмоции во многом имеют первенство перед мышлением. Хотя бы потому, что обычно опережают мысль. На рефлекторном уровне они проявляются раньше, чем человек успевает построить силлогизм, умозаключение. Кроме того, эмоции нередко вытесняют или замещают знание. Эмоциональное отношение к явлению оказывается определяющим. Не знаю, это поверье или всего лишь поговорка — чувства сильнее разума. Иногда говорят: разум — слуга эмоций. Есть немало людей, испытавших на себе справедливость этого наблюдения. Значит, что — радость есть самоцель, и неважно, как она получена? Да, какое-то неопределенное количество людей ищет источники радости как таковой. Другое, еще более неопределенное число людей ищет смысл жизни (конкретные достижения, обладание, действия, интересы) и через его реализацию пытаются обрести радость. Не все сводится к эмоциям, но все насыщается ими. Недостаток положительных эмоций столь же мучителен, сколь и голод физический. Конечно, все перечисленное свойственно и компетентному разуму. Однако его преимущество и ответственность в том и состоят, что он обладает большей эмоциональной компетентностью1. Что это значит? Способность контролировать проявления своих эмоций, психологическая установка на 1 Это очень емкое понятие, по-видимому, первым ввел в употребление австрийский организационный психолог Кристиан Фрайлингер. См. его книгу «Сила видения»; Университетское издательство Рудольф Траунер, Линц, 1996 г. такой контроль, а также навыки осуществления его, — что и закреплено в этосе данного сектора массового сознания. В деловых и политических кругах эмоциональная бесконтрольность рассматривается как признак ненадежности, истеричности. Человек с такими признаками теряет там доверие партнеров. Другое дело, что эмоциональная экспрессия — как раз наоборот — оказывается привлекательной в сфере профанного разума, дает больше приверженцев, расширяет электорат, особенно в маргинальных слоях. Итак, профанный разум отличается повышенной эмоциональностью с разными знаками. Эмоции могут играть роль всех трех оргпотенциалов — си-нергиков, синкретиков и энтропиков. Воодушевление дает усиление возможностей, способность к серьезным прорывам в деятельности (синергик). Они же иногда оказываются цементирующим фактором — т. н. патриотическое чувство, привязанность к своей организации (синкретик). Эмоциональные импульсы иногда разрушают Порядок, дезорганизуют среду (энтропик). В контексте дезорганизации нас больше всего занимает этот последний орг-потенциал. Проявляется же энтропийный потенциал эмоций в: — аффективных решениях и поступках, когда крайняя возбудимость делает невозможным осмысление собственных действий; — повышенной агрессивности, т.е. неосознанном стремлении нанести ущерб, удовольствии от причинения вреда другому; — нестабильности и непредсказуемости массового поведения; — укоренении социальных фобий, предрассудков; — открытости крайним идеям и призывам; — блокировании жизненно необходимых действий (страх сковывает); — утрировании, экзальтировании обычных представлений и надежд. В целом же подобные эмоциональные движения весьма конфликтогенны и опасны для их носителей и социумов. Как же компетентный разум может противостоять этим проявлениям или контролировать их? Видимо, на первом месте по значимости стоит упомянуть развитие эмоционального потребления. Речь идет о развивающем, облагораживающем влиянии на профанный разум для повышения в нем восприимчивости к более глубоким и тонким эмоциональным нюансам. Скажем, общение с благородной музыкой дает возможность постепенно замечать и переживать то, что ранее было недоступно. Кстати, это хорошо увязывается с утилитаризмом профанного разума, ибо больше потребляет тот, у кого больше развита способность к художественному потреблению. Далее. Этой же цели соответствует внесение в массовую аудиторию позитивных эмоций через популярные каналы: речь, музыку, цвет, пластику, ритуалы. Очень ценна и рационализация. Час и, III. ПОРЧА Глднл 11. ПККРЛННЫИ ИЛ *УМ
Известно, однако, и то, что в разных странах подобные эмоции проявляются с разной силой, и их дезорганизующий потенциал сильно варьирует. Конечно, связь с биологией народа тут очевидна. Например, темперамент (от холерического до меланхолического) совершенно неравномерно распределен на разных широтах. Но есть и другая причина умеренности проявления массовых эмоций в некоторых странах.
|