Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Vi5i0nизтеxлет






Пожалуй, самое полное изложение ее мы увидим в книге В.И. Ленина «Госу­дарство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетари­ата в революции», появившейся в августе-сентябре 1917 года, т. е. прямо перед Октябрем. Она написана как бы в продолжение «Критики Готской про­граммы» К. Маркса, а та, в свою очередь, в значительной мере посвящена анализу опыта Парижской коммуны. Именно она, как считали оба автора, дала пример будущим практикам революции: уничтожение постоянного вой­ска и замена его вооруженным народом, всеобщее избирательное право, ответственность носителей власти и их сменяемость в любое время, выпол­нение любой общественной службы за заработную плату рабочего — это выписывалось ими из первого декрета Коммуны. Отсюда вывод о неизбеж­ности и необходимости отмирания государства после победы революции.

Материалистически отмирание государства объяснялось так: «Капитали­стическая культура создала крупное производство, фабрики, железные доро­ги, почту, телефон и проч., а на этой базе громадное большинство функций


старой «государственной власти» так упростилось и может быть сведено к таким простейшим операциям регистрации, записи, проверки, что эти функ­ции станут вполне доступны всем грамотным людям...»1. И далее: «...все более упрощающиеся функции надсмотра и отчетности будут выполняться всеми по очереди, будут затем становиться привычкой и, наконец, отпадут, как особые функции особого слоя людей»2. «Демократия означает равенство... Но демократия означает только формальное равенство»3. А что же нужно для достижения фактического равенства на первой (!) фазе коммунистического общества? Ответ таков: «Все граждане становятся служащими и рабочими одного всенародного, государственного " синдиката". Все дело в том, чтобы они работали поровну, правильно соблюдали меру работы, и получали по­ровну. Учет этого, контроль за этим упрощен капитализмом до чрезвычай­ности, до необыкновенно простых, всякому грамотному человеку доступных операций наблюдения и записи, знания четырех действий арифметики и выдачи соответственных расписок»4. К этому надо добавить требование вве­дения прямого продуктообмена между городом и деревней (рабочие се­лу — технику, мануфактуру, в обратном направлении — продовольствие и сырье). Прямой продуктообмен совершенно исключал товарность и вообще экономические, прибыльные отношения.

На этих идеях сходились самые разные большевики — от В. И. Чапаева до А. В. Луначарского. И они действительно выражают мечты поколений социа­листов, мечты, откликавшиеся в темных массах революционным бредом о «светлом царстве социализма» в чем-то довольно реальных чевенгурцев. Благородная страсть привести угнетаемых трудящихся к справедливой, до­стойной их труда жизни переходила в ненависть и безграничную жестокость к несовершенству этого человеческого материала, «не понимающего» своего счастья.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал