![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
От азарта к умеренности
Саморазрушение такого доктринального идеала, как коммунизм, построенного на конкретной и по-своему убедительной «научной» методологии, побудило идеалистические поиски в другом направлении. Известно, что с советским экспериментом во всем мире связывались немалые надежды левых интеллектуалов и беднейших трудящихся. Последних работодатели и социалистические правительства Запада сумели вырвать из нищеты благодаря социальному партнерству и научно-техническому прогрессу. А левые интеллектуалы и социально чувствительные категории населения западных стран в поисках справедливости обратились к теме моральной ответственности Запада перед третьим миром и будущими поколениями. Научно-технический прогресс, начавшийся в середине века, вызвал во всем мире эмоциональное состояние, которое ранее в этой книге называлось «азартом прогресса», т. е. верой в инновационную перспективу человечества как способ решения едва ли не всех проблем. И действительно, стремительное освоение технико-технологических новшеств смогло поднять экономику мира на небывало высокий уровень. На Западе не только исчезла нищета, — во-первых, могло угрожать природе как источнику сырья для потребительского общества; — во-вторых, усиливало контраст между уровнями жизни бывших колоний и бывших метрополий; — в-третьих, озадачивало перспективой истощения ресурсов, которые уже не достанутся детям и внукам. Действительно, в 70-х годах XX века руководящим мотивом поиска новых идеалов среди западных интеллектуалов стала совесть. В их работах все чаще звучат ноты стыда перед слаборазвитыми странами, перед угнетаемой природой, перед будущими поколениями. Это направление морального поиска альтернатив и решений не иссякло там и до сих пор. Но начало было положено тогда. Это была не та доктринальная научность, которая больше напоминала светскую форму религии. Новые западные идеалисты вышли из ученых кругов, пользовались математикой, статистикой, трендами. Иначе говоря, их исследования были доказательны. Однако, поскольку они строились на заданных моральных предпосылках стыда и долга, то правы были те, кто замечал в них тенденциозность, как бы заданный результат. И в самом деле, если вопрос касался нищеты и смертности в слаборазвитых странах, то вывод был близок к тому, чтобы взять их едва ли не на содержание, т. е. отчислять процент от собственных доходов. А если это касалось природных ресурсов, то курс предлагалось брать на ограничение потребления, бережливость, отказ от роскоши. Правда, некоторый налет доктринальности там все-таки присутствовал. Авторы объединяли свои доклады общим названием: «Предупреждения человечеству». Из такого лозунга прямо вытекало, что если рекомендации авторов не будут приняты, то человечество ждет всеобщая дезорганизация, ибо начнут выпадать целые звенья устоявшейся цивилизации. И что же? По крайней мере два практических следствия эти призывы и убеждения имели. Во-первых, Запад на самом деле взял на себя где-то полное, где-то частичное содержание беднейших стран (регулярные и целевые отчисления из бюджетов, бесплатное обучение, прощение долгов, поставки оборудования, продовольствия, вакцинации и проч.). Во-вторых, было поднято общепланетное движение «зеленых», которое вошло в конструкции западной цивилизации (политически, организационно, ментально). Обнаружилась еще одна странность этих докладов: все, что касалось реальных процессов, было просчитано и хорошо обосновано, а вот как только дело доходило до выводов и рекомендаций, точность терялась и начина-
|